Какие усилия в военное лихолетье нужно было приложить чтобы прокормить в тыловом Омске слонов?

18:46 03 ноя 2023

afisha_aleksandra_kornilova.jpg

В ночь на 24 июня 1941 года фашистская авиация бомбила Минск. Одна из бомб угодила в здание цирка, начался пожар. Этим же вечером оставшиеся в живых артисты и животные, во главе с директором Борисом Ефимовичем Кабищером, отправились в эвакуацию – сначала в Москву, а затем в Омск. Домой они вернутся только в 1946-м. А в Омске минчане впервые вышли на манеж госцирка на Казачьей площади 7 ноября 1941 года, дав представление для воинов, уходящих на фронт. Ведущих цирковых артистов не брали на фронт, установив для них бронь. Продуктовый паек был хоть и скудным, но чуть лучшим, чем у остальных. Взамен требовалось одно – выступать. Во фронтовых культбригадах, в госпиталях, в городах страны, и на собственной базе – вне зависимости от того, что буквально на голову падают бомбы. Омский цирк не был исключением, для Омского цирка военных лет – поездки по селам области стали регулярными «гастролями», был даже создан колхозный филиал госцирка. Не меньше трех представлений в месяц – такая была норма. Работу в цирке получили несколько членов семей сотрудников московского театра имени Вахтангова, который также находился в эвакуации в Омске. В Омском драматическом театре стали идти по очереди спектакли местной труппы и вахтанговцев. В Омск был также эвакуирован знаменитый цирк Александра Корнилова – у них было 11 слонов.

afisha_a.kornilova_v_gody_voyny.jpg

Цирк Александра Корнилова, создавался буквально перед самой войной, уникальный аттракцион «Слоны и танцовщицы», военные будни, и вдруг на манеже цирка появляются слоны, с ними балерины в пачках. Это людей уходящих на фронт, жителей Омска отвлекало, создавало другое настроение. Как ни умны слоны, но дрессировщик положил немало сил и трудов, чтобы из тяжелых, не гиб­ких животных сделать настоящих танцоров. Научить их кружиться в вальсе, держа друг друга за хвостики. Легко и непринужденно садиться, ложиться и вставать на манеже. Казалось бы, сесть и встать — простое дело. Но ведь это совершали слоны, которые на воле не чувствуют потребности ни сидеть, ни лежать. На манеже они поступают во­преки своим привычкам и даже натуре. Когда слон впервые садится, у него перехватывает дыхание, и дрессиров­щик должен научить его дышать в си­дячем положении. Не каждый слон сразу сядет, у иного это долго не полу­чается, как бы он ни старался. Корнилов рассказывал, что один его питомец даже крякнул от неожиданности, когда удалось его усадить.

nomer_slony_i_tansovshchicy.jpg

А какие усилия в военное лихолетье нужно было приложить, чтобы прокормить в голодном тыловом Омске 11 слонов, которые составляли «штат» аттракциона! Кушает слон практически постоянно: в сутки на трапезу у него может уйти более 16 часов. За это время, в зависимости от возраста особи, съедается от 50 до 250 килограммов пищи растительного происхождения и выпивает 100-250 литров воды. Сегодня все слоны «Росгосцирка» получают нормированный рацион. В него входит: 40 ивовых веников (порядка 6-8 кг), по 30 килограммов сена и травы, и еще несколько килограммов соломы. 1-2 кг овса, 1 кг отрубей, 4-5 кг овсяной крупы, несколько килограммов хлеба. Помимо этого слонам дают фрукты и овощи: яблоки, груши, бананы (8 кг), морковку (15 кг), свеклу (4-5 кг), капусту (3 кг). Летом в меню могут быть включены и арбузы. Получают слоны и картошку, но только в вареном виде. Иногда исполинам животного мира дают даже немного лука. Интересно, что капусту и арбузы слоны не едят целиком, а сначала кладут их на пол и слегка раздавливают. Конечно, в войну о таком рационе и мечтать не могли. Помогали и жители города. Было не легко - и людям и животным. Кормили тем, что заготавливали в лесу, собирали в полях и выращивали на огородах. Удивительная история Омска в годы войны, иллюстрирует нам человечность омичей, не зря наш город «Городом трудовой доблести».

vystuplenie_akrobatov_na_fronte.jpg

30 октября 1942 года «Омская правда» сообщила, что Омский госцирк приступил к репетиции большой оратории, посвященной 25-летию Великой Октябрьской революции (постановка и сценарий – Б.А.Шохет). К постановке были привлечены артисты театров и коллектив музыкального училища.  Рецензенты главной омской газеты довольно скупо хвалили представления в цирке, а иногда довольно жестко критиковали отдельные номера. Особенно досталось представителям разговорного жанра - братьям Говорящим (за «крайнюю скудность репертуара»). А вот клоун Карандаш получил в местной печати высокую оценку: «Карандаш по праву считается первым из наших коверных, сумевшим сделать свое искусство полноценным и по-настоящему нужным» - это тоже из «Омской правды». «Администрация цирка должна смелее и решительнее добиваться повышения художественного уровня представлений, еще требовательнее подходить буквально к каждому номеру программы» - подытоживала газета.

mihail_shuydin.jpg

Омский цирк помогал фронту и финансово – был установлен специальный сбор с выручки от продажи билетов, который перечислялся в Фонд обороны СССР. При этом сам цирк испытывал серьезные затруднения с приобретением кормов для животных, топлива, материалов и реквизита. Централизованное финансирование свелось к минимуму, оно и понятно – война. Поэтому рассчитывать можно было во многом только на собственные силы. Работали без выходных, плюс артисты взяли на себя обязанности униформистов – самостоятельно переносили, собирали и разбирали аппаратуру и реквизит для представлений. При такой запредельной нагрузке у людей находились силы на работу над новыми номерами и программами. За годы войны цирковыми коллективами было подготовлено и выпущено «на публику» свыше 60 новых номеров и аттракционов.

zapadnyy_front_zasluzhennyy_artist_rsfsr_artist_moskovskogo_cirka_m.n._rumyancev_karandash_grimiruetsya_pered_vystupleniem_1943_g.jpg

Многие «цирковые» оказались на фронте – кто-то ушел добровольцем, кто-то был призван по мобилизации. Акробат Владимир Довейко окончил Новосибирскую летную школу, потом высшую школу ночных летчиков. Летал на американском бомбардировщике Б-25 «Митчелл», на фюзеляже нарисовал маску клоуна. Немцы говорили: «Клоун в воздухе — не вылетаем».

Юрий Никулин — артиллерист, Михаил Шуйдин — танкист, Лев Осинский, эквилибрист, вернулся с войны без руки, но смог продолжить цирковую карьеру — делал эквилибр на одной руке. Много цирковых пошли воевать - к сожалению, многие погибли, а те, кто выжил стали достоянием и гордостью советского цирка. Старшина Михаил Захарович Раскин был шофером в войсках НКВД. Награжден  медалями «За оборону Москвы», дважды «За боевые заслуги» в 1943 и 1945 году. По окончанию войны, он станет директором Омского цирка, хозяйственником с большой буквы. Где-то на Юго-Западном фронте в декабре 1941 года получил свое боевое крещение 19-летний парень, которому предстояло сыграть важную роль в истории Омского цирка – его будущий директор, заслуженный работник культуры РСФСР, а тогда – просто командир взвода 45-миллиметровых пушек Михаил Семенович Цукерман. Сегодня его имя увековечено на мемориальной доске, установленной на фасаде здания цирка. По данным ведомости, хранящейся в историческом архиве Омской области в 1981 году в Омском цирке работало - 22 ветерана войны. Практически все они были награждены медалями и орденами. Цирк гордиться их подвигу и вере в победу, именно они и ковали победу на фронте и сохраняли цирковое искусство в тылу на Омской земле.

kolhoznyy_filial_omskogo_goscirka_pered_truzhenikami_vystupaet_emil_kio.jpg

Перед войной в стране было 69 стационарных цирков. К концу 40-х годов осталось всего 18. Но в числе сохранившихся – был и Омский государственный цирк. Славная история циркового дела в нашем городе продолжалась…

 

Директор Омского государственного цирка  Виталий Доля

    Предыдущий Следующий