"Караван истории". Врубелевцы рассказали
В Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля рассказали «О личном. Караван истории…». Объектом исследования искусствоведа Юлии Лопаткиной стали 8 картин из работающей до 24 июля выставки «Русский импрессионизм. Под впечатлением».
Во врубелевский «Караван историй» вошли восемь картин русских художников. Это произведения не только из собрания омского музея – часть их них была привезена из Тюмени, Перми, Екатеринбурга.
Художники Валентин Серов, Борис Кустодиев, Михаил Нестеров, Филипп Малявин, Сергей Виноградов, Виктор Борисов-Мусатов, Екатерина Гольдингер, Юрий Пименов - восемь художников, восемь картин, дающих ключ к удивительным сюжетам, любовным драмам, семейным тайнам… Историям, которые раскроют нам многогранность личности мастера не только как художника, но и человека.
- За каждой из картин стоит необычная для его создателя история, - говорит искусствовед Юлия Борисовна Лопаткина. – Это может быть личная история, история атрибуции, любви. Для выставки выбраны очень знаковые произведения из собраний Омского музея имени Врубеля, Тюменского и Пермского музеев. Хотелось представить жизнь художников во всей полноте – творчество, окружение, привязанностях.
«Пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят...».
Борис Кустодиев
Мы все знаем Бориса Михайловича Кустодиева как певца провинции, пышнотелых красавиц и чаепитий. Но на выставке в Омске представлены автопортрет художника (1900-1906), картина «Девочка у окна» (1911) и абсолютный фаворит зрительских симпатий «Кошка на окне» (1906). Тема котиков не затронута исследователями творчества художника, хотя она везде присутствует. Но если вспомнить всех изображенных Кустодиевым купчих, то рядом с ними всегда можно увидеть кошку.
"Автопортрет"
Даже для создания известного портрета Федора Шаляпина, где певец позирует вместе со своим мопсом, Кустодиев взял в помощь своего кота. Чтобы заставить собаку, замерев, смотреть в одну точку, он посадил животное на шкаф. Естественно, что шаляпинский мопс не сводил с нее глаз.
Современники так описывали художника: «Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым — они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху».
"Кошка на окне"
Борис Кустодиев был прекрасным семьянином. Одна из граней его творчества – это воспевание своей семьи. «Дорогая Юлик» - так называл Борис Кустодиев Юлию Прошинскую, которая была для художника всем: и верной самоотверженной женой, и самой большой любовью, и преданным другом, и музой-вдохновительницей, и ангелом-хранителем.
В свое время в Омском музее изобразительных искусств работала искусствовед Антонина Николаевна Гонтаренко (1926-1981), которая застала в живых родственников художника. Ведь на картине «Девочка у окна» изображен ребенок, стоящий спиной к зрителю. Поэтому долгое время никто не решался утверждать, что это - дочь Кустодиева, Ирина. Но в архивах Врубелевского музея сохранилась переписка Антонины Николаевны и Ирины Борисовны, и в одном из писем Кустодиева подтвердила, что это, конечно же, она. Дочь художника помнила и мастерскую отца, и название улицы в Москве, и имя куклы, изображенной на картине. Таким образом, картина обрела свою историю, свое имя и стала жемчужиной в собрании музея им. М.А. Врубеля.
"Девочка у окна"
«Папа всегда любил писать полных. Я угодила ему, выросла «в его вкусе». И я много позировала - стоя, сидя, лежа; не только для портретов, но и для персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций...» . «Он (портрет) написан из окна мастерской – комнаты отца в нашей квартире на Мясной улице… Направо, на стуле красного дерева, моя любимая кукла Юля. Она еще долго у меня была, я ее хорошо помню» (из письма И. Б. Кустодиевой к А. Н. Гонтаренко).
Работа была впервые показана на выставке объединения «Мир искусства» в 1910 году, затем находилась в собрании московского коллекционера Александра Васильевича Касьянова (1851–1925).
Художник, искусствовед, музейщик, писатель.
Екатерина Гольдингер
Если имя Бориса Кустодиева хорошо известно любителям живописи, то имя художницы Екатерины Васильевны Гольдингер, прожившей долгую жизнь, мало кому известно. Это была приёмная дочь известных русских врачей Окуньковых-Гольдингеров. Не имея своих детей, они удочерили маленькую Катю, дав ей не только свою фамилию, но и "путевку в жизнь".
В России Екатерина обучалась живописи у профессоров К.А. Савицкого и Л.О. Пастернака. Много путешествуя с родителями по Европе, изучая западное искусство, продолжила образование в Париже.
К двадцати годам Екатерина Васильевна была уже вполне сложившимся художником - мастером тонкого психологического портрета и пейзажа. Она активно участвовала в художественной жизни России того времени. Несколько лет работала секретарем Московского товарищества художников. С 1903 года Е.В. Гольдингер регулярно выставлялась как в России (на выставках Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, Союза русских художников), так и за рубежом.
"Автопортрет Е.В. Гольдингер"
В 1918-1921гг. Е.В. Гольдингер училась в МГУ на отделении истории искусств исторического факультета. Работала в Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, занимаясь спасением и передачей культурных ценностей в музеи. Есть предположение, что многие шедевры изобразительного искусства были переданы в Омскую картинную галерею именно ею. Затем долгое время была хранителем французского отдела картинной галереи в Музее изящных искусств — ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В годы Великой Отечественной войны Екатерина Гольдингер была назначена заместителем директора по научной части в подмосковном музее-усадьбе Кусково, в послевоенные годы занималась восстановлением этого музейного ансамбля. Е.В. Гольдингер написала монографию о творчестве семьи крепостных художников Аргуновых. К сожалению, книга осталась неизданной, как и мемуары «Трудный путь». Екатерина Васильевна умерла 18 ноября 1973 года, на 93 году жизни. Ее воспоминания на сегодняшний день опубликованы лишь частично. Творческое наследие художницы оказалось рассеянным по частным коллекциям в России и за рубежом.
На выставке в Омске представлен портрет матери художницы, первой в России женщины – доктора медицинских наук Зинаиды Николаевны Окуньковой-Гольдингер.
"Портрет З.Н. Окуньковой-Гольдингер"
В пору студенчества Зинаиды Николаевны Петербургская медико-хирургическая академия не допускала в свои стены женщин, поэтому восемнадцатилетняя девушка из Орловской губернии была вынуждена посещать занятия в академии, переодевшись в мужской костюм. Свое медицинское образование она продолжила в Цюрихском университете, затем в Париже, где в 1877 году блестяще защитила докторскую диссертацию. Вернувшись на родину, Окунькова практиковала в Москве. Известный профессор-гинеколог, она принимала больных (бедных бесплатно) в доме на углу Арбата и Спасопесковского переулка, где когда–то располагалась одна из крупнейших аптек Москвы.
Нежный горбун и его музы.
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов стал художником вопреки судьбе – в детстве, после травмы позвоночника, у него стал расти горб. Но ни болезнь, ни жизнь в провинции не помешали Виктору Эльпидифоровичу стать известным художником – уже в 15-16 лет он отсылал свои работы в Третьяковскую галерею. А купив фотоаппарат «Кодак», стал профессионально заниматься фотографией.
«Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве, - говорил художник. - И действительность как будто не существует».
"Автопортрет"
Натурщиками Виктор Борисов-Мусатов часто избирал своих близких. Ему позировали сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Одна из них – Юлия Домбровская. Ее фотоэтюд послужил основой для живописной композиции «Дама» (1901), хранящейся во Врубелевском музее. Так же в омском музее хранится работа «Портрет сестер Сукачевых», атрибуцию которой провела омский исследователь Антонина Гонтаренко.
Часто художник писал портреты своей жены Елены Владимировны Александровой-Сковороды и свои собственные. На выставке «О личном. Караван истории…» представлен автопортрет Виктора Борисова-Мусатова в возрасте 15 лет. По словам искусствоведа Юлии Лопаткиной, «художник находил себя в дымке времени».
«Не хотим молиться на Лельку Прахову!».
Михаил Нестеров и Елена Прахова
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) — выдающийся русский художник-передвижник, пейзажист, иконописец, известный советский портретист - был очень религиозным человеком.
«Любовь и потеря сделали меня художником», - так говорил художник о своем предназначении.
Говоря это, художник подразумевал рано ушедшую из жизни жену, скончавшуюся после неудачных родов. Михаил Нестеров остался вдовцом с маленькой дочкой на руках. Когда Ольге было пять лет, его пригласили во Владимирский собор в Киеве расписывать иконы. Михаил Васильевич принялся за работу над образом Святой Варвары. Для позирования пригласил молодую девушку, Елену Прахову.
«Если бы мне было суждено когда-либо жениться вторично, то никого бы я не желал иметь своей женой, кроме этой талантливой и необычайно доброй и чистой душой девушки», - вспоминал художник позднее.
С Елены художник написал образ Святой Варвары, но увидевшая икону жена киевского генерал-губернатора сказала: «Не хотим молиться на Лельку Прахову!».
"Святая Варвара"
«Голова св. Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили ее переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора».
Из письма дочери Ольге в 1913 году: «…Как часто (и всё чаще и чаще) я вспоминаю Лёлю – этот источник поэзии и истинного художественного вдохновения. Она старенькая, с обручиком на немногих седеньких оставшихся волосах (помнишь, какие были пышные?) сидит себе посейчас, а около неё идет жизнь, и догорающие лучи былой Лёли еще греют тех, на кого они упадут…».
Елена Прахова умерла в Киеве в 1948 году.
«Трудная затея, этот портрет».
Валентин Серов
Портрет композитора Александра Николаевича Серова (1820-1871), отца художника Валентина Серова (1865-1911), – из собраний Врубелевского музея. Это лишь часть изображения. Картина «в полный рост» написана сыном через 20 лет после смерти Александра Серова и находится в Русском музее.
"Портрет композитора А.Серова"
В 26 лет Валентин Александрович Серов начинает писать серию портретов русских композиторов. Изображение близкого человека было первым в этой галерее. «Очень трудная затея, этот портрет», - говорил в ту пору художник. Он достал костюм отца, надел его на жену, и она ему позировала.
- Это уникальное событие, когда маститый художник создает портрет своего отца как музыканта, как профессионала, - считает искусствовед Юлия Лопаткина.
«Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца,
чтобы успеть запечатлеть все, что волнует…».
Сергей Виноградов и Ирина Войцеховская
Несколько лет назад в Музее им. М.А. Врубеля была проведена выставка «Портрет жены художника» и в процессе ее подготовки появился ряд открытий. Например, в картине «Дама на балконе». Куратор выставки стала исследовать эту жанровую работу и выяснила, что на ней изображена художница Ирина Войцеховская, жена художника Сергея Арсеньевича Виноградова (1869 – 1938).
Три года – с 1915 по 1917 - Сергей и Ирина провели в Крыму. Почти на всех его картинах можно увидеть те же шляпки, те же туфельки.
"Дама на балконе"
Ирина Казимировна Войцеховская-Виноградова (? – 1953), ученица (1914), жена (1918) художника, графика и живописца, академика Академии художеств, действительного члена Академии художеств Сергея Арсеньевича Виноградова (1869 – 1938). Ради Сергея Арсеньевича она оставила творчество и стала постоянной моделью живописца. Когда художник в 1923 году остался в Риге, Ирина Казимировна приехала к нему. В годы Второй Мировой войны выехала сначала в Германию, затем в Канаду, увезя большую часть наследия художника. Скончалась в Монреале.
Художник Игорь Грабарь: «Ирина Казимировна Войцеховская, говорят, очень талантливая художница. Ради мужа она оставит творчество и станет постоянной моделью живописца: вот она прогуливается по берегу моря, загорает в шезлонге, читает книгу, вглядывается вдаль. Настроение покоя, привнесенное присутствием близкого человека, лежит на всем, к чему прикасается кисть живописца».
Не только бабы.
Филипп Малявин
Филипп Андреевич Малявин (1869 – 1940) был учеником Ильи Репина. Картины из серии «Бабы» принесли ему признание и материальный достаток.
В коллекции врубелевцев есть серия рисунков с разными изображениями: бабы, крестьянские девушки, отец, мать, сестра. Но женившись, художник стремится предстать перед почитателями респектабельным джентльменом, а его жена – изысканной дамой. В картинах появляются шляпки и виньетки.
На выставке «О личном. Караван истории…» представлен «Автопортрет с семьей».
"Автопортрет с семьей"
Филипп Малявин писал «Автопортрет с семьей» в своем имении в Рязанской губернии. К тому времени он был прославленным мэтром, академиком и модным портретистом петербургского света. В начале 1911 года живописец выставил работу на VIII выставке Союза русских художников, однако портрет не имел успеха. После этого Малявин до 1916 года прекратил показывать свои работы.
Судьба Филиппа Малявина очень интересна. Он был из числа тех немногих, кого допустили к Ленину в Кремль рисовать его портрет.
Когда в 1922 году Малявин эмигрировал, то «Автопортрет с семьей» увез с собой — сначала в Ригу, а затем во Францию. Долгое время никто не знал, где находится картина. Следы обнаружились в конце 1940-х — начале 1950-х годов, уже после смерти художника, когда дочь Малявина Зоя продала ее на аукционе «Сотбис».
«Автопортрет с семьей» оставался у купившего ее предпринимателя до конца 1990-х годов, после чего был продан его детьми и оказался в собрании Ханты-Мансийского художественного музея. Спустя три четверти века картина снова вернулась в поле зрения публики и представлена на выставке в Омске.
Муза самого советского художника.
Юрий Пименов
Юрия Ивановича Пименова (1903-1978) называют самым советским художником. Его жизнерадостность, обласканность властью мало о чем говорит. В тридцатые годы художник оформил книжку формалистов и попал в немилость. Вся предыдущая деятельность была перечеркнута. И только жена Наталья Константиновна Пименова (1903-1977) стала его опорой в тяжелые годы. Позже художник вспоминал:
"Портрет жены художника Н.К. Пименовой"
«В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно. Она всегда моя лучшая модель, – вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки. Она же всегда давала мне верные советы – тогда, когда надо было принять самые честные, а, следовательно, и самые правильные решения. И выручала в трудное время болезни и в обязательные для художника годы неудач. И просто жила рядом, утром вставала, одевалась, помогала ставить сложные театральные постановки, сама делала отличные костюмы для театра. Купала детей, мыла посуду, носила очень дешевые платья, когда совсем не было денег, и платья хорошие, когда деньги появились, купалась в реке, вечером раздевалась, ложась спать... ...
1932–1933 годы было моё трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена...» .
«Портрет Натальи Константиновны Пименовой, жены художника» (1974) представлен на омской выставке.
***
В любом художественном произведении заложено много кодов, символов и смыслов, которые зачастую нами не прочитываются. Кто эта муза, ставшая источником вдохновения? Зачем художник написал свой автопортрет? Какие исторические события и зигзаги судьбы стоят за изображением на холсте? Что за музейное расследование позволило атрибутировать произведение?
Искусствовед Юлия Лопаткина
Ответы на эти и другие вопросы можно получить на лекции искусствоведа, ведущего методиста музея Юлии Борисовны Лопаткиной 13 мая в 17.30 во Врубелевском корпусе Музея им. М.А. Врубеля.
Маргарита Зиангирова.
12+