«Культурный ответ». Можно ли фотографировать в музее?

12:48 25 янв 2021

xsjhpcvskry.jpg

Омский портал «Культура» запускает новую рубрику – «Культурный ответ». Мы будем давать ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать. Наш первый выпуск на особо важный вопрос – можно ли фотографировать в музее? Вы, наверно, не раз, будучи в музее слышали эту строгую фразу  «Выключите вспышку!». А почему? Это просто правило или важный аспект сохранности произведений, которые вы пришли посмотреть? Ответ в нашем материале.

Эксперт: Заместитель директора по научной работе  Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Ирина Симонова

 

Главный вопрос – можно ли фотографировать в музее?

Фотографировать в музее можно и нужно. Но с одним условием – категорически запрещается использовать вспышку. Потому что это вопрос сохранности произведений искусства. Я думаю, все прекрасно знают такой пример – если оставить лист бумаги на подоконнике, то при дневном освещении он очень быстро пожелтеет. То же самое случается и с произведениями искусства – особенно с графикой. Но и живопись тоже боится яркого точечного света. Дело в том, что это и всплеск света и одновременно температуры. И то и другое критично для произведений. Поэтому, можно заметить, что специально во многих залах музея имени М.А. Врубеля специалисты стараются создавать особую атмосферу – с затемненными окнами, чтобы максимально не пропустить солнечный свет.

А как же освещение картин?

Все световое оборудование в залах специально приобретенное, выставочное, с учетом всех требований по сохранности. Это щадящий свет, который не вредит произведениям искусства. И то, графику нельзя экспонировать дольше трех месяцев. После этого ее обязательно нужно возвращать в хранилище, чтобы произведения отдохнули. Для живописи и скульптуры сроки конечно более длительные. Но, тем не менее, представьте, если все придут и будут фотографировать со вспышкой, что у нас останется?

А что будет?

Очень классный проект сделали за рубежом. Поставили интерактивный объект с рельефом, с красками и в рамке. Одну часть поместили под стекло, а ко второй написали табличку – «Трогать руками приветствуется». И стало видно, насколько быстро открытая часть произведения пришла в абсолютную негодность от прикосновений, света, вспышек фотоаппарата. Да, трогать нельзя. На пальцах у нас жир и грязь. Все специалисты, которые работают с произведениями искусства, обязательно надевают перчатки.