Куратор Анастасия Гараева: «То, что в выставке могут участвовать любители, для нас замечательно»
В Городском музее «Искусство Омска» состоялось открытие выставки-конкурса омских художников, фотохудожников, дизайнеров, архитекторов «Омск: здесь и сейчас. 2022. Динамика города» (12+).
Работы конкурсантов рассматривались на внутрисоюзных выставкомах и объединенном выставкоме, который проходил в Городском музее «Искусство Омска». Всего на рассмотрение жюри было представлено более 200 работ, а к конкурсу допущено 105 произведений от 96 авторов – в два раза больше, чем в прошлом году. Возрастной диапазон участников этого года варьируется от 19 до 86 лет.
В период работы выставки пройдет заседание жюри, в состав которого войдут представители творческих союзов, искусствоведы, культурологи, журналисты. Жюри предстоит выбрать лучшие работы в номинациях «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Актуальное искусство», «Художественная фотография», «Дизайн», «Архитектура». Лучшая работа выставки-конкурса вне зависимости от номинации может получить Главный приз Администрации города Омска. Есть в конкурсе и особая номинация – в течение всей работы выставки зрители могут отдать свой голос понравившемуся произведению. Работа, набравшая максимальное количество голосов получит Приз зрительских симпатий.
Заместитель директора по научной и выставочной работе и куратор выставки «Омск: здесь и сейчас. 2022. Динамика города» Анастасия Гараева рассказала, каких работ не хватает и сколько новых имен узнают омичи.
Какая номинация самая многочисленная?
«Живопись» и «Графика» идут примерно одинаково. В этом году около 40 работ живописи и около 40 работ графики. Всего у нас восемь номинаций и в каждой разное количество произведений. Где-то семь работ, где-то больше.
Кого не хватает?
Лично мне не хватает «Актуального искусства». Мы эту номинацию пытаемся пестовать и в рамках конкурса уже много раз её переименовывали. Когда-то у нас была отдельная номинация под видео-арт, отдельная – под объектное искусство. Сейчас мы сделали более универсальную – «Актуальное искусство», куда можно подавать всё – и видео-арт, и объекты, и инсталляции. Но в этом году в ней представлена в основном живопись, просто другая по языку.
Как выбрать, куда подавать живописную работу – в номинацию «Живопись» или «Актуальное искусство»?
Начну с того, что в номинацию «Живопись» автор можно представить только одно произведение, будь это одиночная работа, диптих, триптих или серия. Но, например, Софья Ясюкович участвует в выставке впервые и она принесла две работы с мыслью, что какая-нибудь будет одобрена для экспонирования. Но нам понравились обе. Поэтому мы предложили более классическую работу отнести в «Живопись», а более концептуальную – в «Актуальное искусство». Иногда авторы целенаправленно идут в «Актуальное искусство», например, Татьяна Моисеева. Но у нее и концепция есть и работа нестандартная.
Как в этом году обстоят дела с номинацией «Художественная фотография»?
В этом году с фотографией у нас неплохо, но в целом в этой сфере есть спад. Помню, когда в 2011 году я только начинала заниматься этим конкурсом, у нас под фотографию было отдельное здание. Основной костяк выставлялся в Союзе художников, фотографы – в Доме кино, настолько много было работ. Поэтому сейчас фотографии в принципе значительно меньше, чем когда-то. Ну и потом, нам бы хотелась, чтобы это была какая-то аналоговая печать или ручная печать, но всё равно участвуют в основном с цифровой печатью.
Какие творческие союзы принимают участие в выставке? И если ли для каждого какие-то нюансы?
Участвуют все четыре Союза – художников, фотохудожников, дизайнеров, архитекторов. Сложнее всего последним. Те же архитекторы не подстраиваются под наш конкурс. Их проекты делаются годами, это авторские коллективы, целая команда людей. Но, например, в прошлом году была тема «Омская крепость» – благодатная именно для архитекторов. В этом году тема широкая, поэтому здесь им тоже комфортно. Дизайнерам всегда сложнее, у них большинство заказов коммерческие и они просто не могут их даже продемонстрировать. Когда-то у нас была номинация студенческих работ, когда выставлялись проекты руководителей и их учеников, там было сложно с определением авторства. Сейчас студенты допускается к участию, но ни в коем случае это не должна быть работа под руководством, а именно самостоятельное творчество.
Сколько новых имен в экспозиции этого года?
Есть такой нюанс, что проект «Омск: здесь и сейчас» - это продолжение нашего давнего проекта «Мой город», почему в название указана двойная нумерация. Эта 6-я выставка под названием «Омск: здесь и сейчас» и 17-ая, включая название «Мой город». И, например, Ольга Кошелева участвует почти каждый год, а Иван Предит вернулся в проект уже под новым названием. Новых имен очень много, порядка 20-ти. И то, что в выставке могут участвовать любители, для нас замечательно. К нам приходят новые авторы, которые потом могут уверенно войти в художественную жизнь Омска.
Напомним, что объявление результатов конкурса и награждение победителей состоится в выставочном зале Городского музея «Искусство Омска» 19 августа в 17:00.