Легендарные женщины в омской культуре

19:44 08 мар 2022

varzhalo.jpg

Советская актриса, режиссер, педагог. После окончания школы училась в Омском финансово-экономическом техникуме. Позже переехала в Москву. Вернувшись в Омск, решила посвятить жизнь театру. Занималась в студии  при Омском драматическом театре. В 1940 году поступила в Свердловский театральный институт. Во время ВОВ учеба была прервана, но в 1943 году Анастасия восстановилась в институте.

После окончания института Варжало было предложено преподавать актерское мастерство. В 1947  (по другим источникам 1948) вернулась в Омск, где случайно попала на репетицию А.П. Трапани в Омском областном театре кукол. Считала, что решающим для нее была сцена, где бабочка порхала над ширмой. По словам А.Т. Варжало именно эта бабочка определила ее будущую судьбу.

Уже в первый год работы в театре критики отметили ее высокое исполнительское мастерство, обещавшее большие перспективы. Под влиянием А.П. Трапани и Н.К. Висловской увлеклась режиссурой театра кукол. Режиссер (1949 – 1977), главный режиссер Омского областного театра кукол (1958 – 1976). Это время вошло в историю Омского театра как «варжаловский» период.

Целиком и полностью взяв на вооружение систему Станиславского, она интерпретировала его уроки, умело перенося их из плоскости искусства драматического театра на сцену театра кукол. Тем самым доказав, что кукле доступно все: от комедии и сатиры до психологической драмы. Именно благодаря Анастасии Трифоновне Варжало и ее супругу, ведущему актеру театра, одному из выдающихся кукольников своего времени Т.М. Варжало, стали говорить об омской школе кукловождения.

Постановки Варжало впервые в истории Омского театра стали участниками фестивалей и были отмечены дипломами. Режиссерский почерк твердый, уверенный, тщательная продуманность деталей от движения куклы до мизансцен. Особое место уделялось максимально точному и подробному кукловождению. По словам Сергея Образцова: «Спектакли Варжало – как будто малый драматический театр». В 50 – 60-х годах из-за отсутствия специалистов в театре, имеющих специальное профильное образование, особое внимание уделяла подготовке профессиональных кадров. По ее инициативе совместно с управлением культуры Омской области и Омским отделением ВТО были организованы курсы повышения квалификации с присвоением категории, дающей возможность вести концертную деятельность. Для занятий приглашались ведущие специалисты по сценической речи, движению, пластике.

 

ozhigova.jpg

Татьяна Ожигова родилась 15 октября 1944г.  в городе Артём Приморского края. В 1964 году окончила Московский ГИТИС. В 20 лет дебютировала в Ростовском областном драматическом театре. В этом театре играла до 1970 года.

В труппе Омского драматического театра Татьяна была с 1970  по  1988 год. Ведущая актриса, наделённая прекрасными сценическими данными, темпераментом, энергией, она играла женщин незаурядных, сильных, стремящихся к любви и счастью. 

В «Солдатской вдове» Анкилова у Ожиговой впервые явственно прозвучала трагическая нота, тем более ценная, что на современной сцене её нельзя было в то время услышать. После этого спектакля А. Ю. Хайкин последовательно начал давать ей роли трагического плана. В драме Уильямса «Орфей спускается в ад» она играет Лейди, в драме «Любовь под вязами» О'Нила - Абби, в «Грозе» Островского - Катерину, в «Царской охоте» Зорина – Елизавету, в «Двое на качелях» - Гитель, в драме Гельмана «Наедине со всеми» - Наташу Голубеву.

В 31 год Ожигова стала заслуженной артисткой, в 38 – народной артисткой России. В 44 года её не стало.

В 1994 году на фасаде дома, где жила Ожигова (Ленина, 53) была установлена мемориальная доска с горельефом (скульптор – Владимир Голованцев). 29 октября 1991 г. спектаклем «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гёте» П. Хакса (режиссёр – А. Ю. Хайкин, в роли Шарлотты фон Штраль – актриса Т. И. Филоненко) Омский академический театр открыл Камерную сцену, этой сцене было присвоено имя Татьяны Ожиговой. В 1996 г. администрация Омской области и омская организация СТД РФ учредили ежегодную премию имени народной артистки России Татьяны Ожиговой «За лучшую женскую роль».

 

hor.jpg

Калугина Елена Владимировна (1902–1962) – хормейстер, концертмейстер, педагог, композитор, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Родилась в г Самаре в семье служащего контрольной палаты. С семи лет училась в женской гимназии, параллельно брала уроки игры на фортепиано. Окончила три курса наиболее популярной в городе частной музыкальной школы С. А. Гамберг-Вильканец. С 14 лет начала трудовую деятельность, давая желающим уроки музыки.

В годы Гражданской войны в 1918 году семья переехала в Омск, где Елена Калугина продолжила учебу во 2-й женской гимназии, окончив весной 1920 года 7-й класс школы 2-й ступени. В этом же году поступила в Сибирскую сельскохозяйственную академию, но, не проявив интерес к будущей профессии, учебу вскоре оставила. Имея от природы хорошие вокальные данные, она с 16 июля 1920 года пела в передвижном смешанном хоре Отдела народного образовании Омского губревкома, куда в декабре 1920 года перешла на постоянную работу в качестве артистки-солистки.

В 1936 году поступила на вокальное музыкально-педагогическое отделение Омского музыкального училища. С 1938 года, будучи еще студенткой, стала преподавать в училище специальные дисциплины. В 1939 году поступила в заочный (экстернат) Центральный институт музыкантов-педагогов при Московской консерватории. Окончить его не успела в связи с началом войны.

В годы ВОВ параллельно с педагогической работой в училище сотрудничала с профессиональными хоровыми коллективами: работала хормейстером эвакуированного в Омск Московского театра им. Вахтангова (1941–1943), руководителем хора областного Радиокомитета (1941–1942). С 1941 по 1943 гг. исполняла обязанности заведующего учебной частью музыкального училища. В 1944 году как хорошо известный в городе специалист приглашается художественным руководителем созданной в Омской филармонии академической хоровой капеллы. В 1947 году принимает активное участие в создании театра Музыкальной комедии, становится там главным хормейстером. Одновременно продолжает руководить филармонической капеллой, постепенной менявшей творческо-исполнительское направление (иногда ее уже определяли как русский народный хор).

Осенью 1949 года рядом единомышленников создает при музыкальном училище, где руководила хоровым классом, любительскую хоровую капеллу. В 1950 году пришла в Омскую филармонию для организации русского народного хора, который и получил впоследствии название Омский русский народный хор. С ее именем связаны становление и расцвет творчества одного из выдающихся представителей отечественного народно-хорового исполнительства. В 1958 году возглавила оргкомитет Омского отделения Всероссийского хорового общества, а затем была избрана и его первым председателем. В 1960 году по ее инициативе при Омской филармонии создается любительская академическая хоровая капелла-спутник, ставшая впоследствии дипломантом Всероссийского смотра. Внесла неоценимый вклад в развитии профессионального и любительского хорового пения в Омской области.

В 1955 году награждена орденом «Знак Почета», а в 1956 году присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусстве РСФСР. Умерла 10 октября 1962 года в Омске, похоронена на Старо-северном кладбище.

 

zotikova.jpg

Любовь Александровна родилась не в Омске – в Одессе 7 ноября 1924 года, и образование она получила в Алма-Ате в театрально-художественном училище им. Н.В. Гоголя. В Омск художница приехала в 1954 году вместе с мужем сибиряком Валентином Васильевичем Кукуйцевым, где они и прожили свою жизнь.

С момента приезда в город она сразу вошла в художественную жизнь города, участвовала в выставках, работала в Омском отделении Художественного фонда (1954-1984), в 1976 году вступила в Союз художников России.

Женщина – одна из главных тем творчества Любови Александровны. Женщина – её современница, её землячка, омичка. На полевом стане, на производстве, в быту. Женщина художник продемонстрировала способность понимать и художественно выражать женскую природу не абстрактно, но конкретно биографически, исторично. Поэтому в 1984 году по приглашению художница создаёт большое количество портретов ткачих омского объединения «Восток».

Когда город Омск принял решение о необходимости сохранять омское искусство, и был создан Городской музей «Искусство Омска», Кукуйцев и Зотикова проявили благородство и подарили городу в музейную коллекцию несколько десятков своих работ. Позднее Любовь Александровна подарила еще более сорока работ. Теперь это богатство принадлежит омичам.

 

shanina.jpg

Мария Александровна Шанина в девичестве носила фамилию Накладова. Она была омичкой в третьем поколении. Дед – мещанин, а отец был причислен уже к купеческому сословию. У купца Накладова была лавка под горой, где продавались деготь и колесная мазь. Мария девчонкой помогала отцу. Вероятно, здесь ее и увидел вдовец, потомственный почетный гражданин из города Вязники Владимирской губернии Михаил Никанорович Шанин.

Маша вышла за него замуж, когда ей было 16, а ему 29. Восемь дочерей родила Мария и пятерых из них похоронила. Муж возглавлял Омское общество приказчиков и вел дела купца Дерова. Но супруги мечтали о своем большом торговом предприятии. Приданым Марии был участок земли в Мокринском форштадте, где стояла отцовская лавка. Он был мал для магазина, и Шанины стали хлопотать о расширении территории. Участок по соседству удалось приобрести в 1896 году. В 1897-м состоялась закладка здания. Но в том же году после банкета по случаю своего переизбрания председателем Общества вспомоществования приказчикам Михаил Шанин скончался от сердечного приступа.

Оставшись вдовой в 33 года, Мария сама строила свой магазин и мощную торговую империю. У нее не было образования, только церковно-приходская школа, но природный ум и предприимчивость подсказывали, что дела нужно вести с помощью лучших специалистов. Проект магазина своей мечты она заказала Илиодору Хворинову. Здание стало украшением Любинского проспекта и символом нового – ХХ века, ведь магазин открылся 12 сентября 1900 года.

Здесь торговали оптом и в розницу тканями, одеждой, обувью, головными уборами, галантереей, часами, ювелирными изделиями из золота и серебра. Мария Александровна организовала работу по-европейски. Именно в ее магазине зажглись первые в Омске электрические лампы. 80 вышколенных приказчиков внимательно относились к каждому покупателю. Броская реклама, работа без перерыва на обед, оплата товара через кассовый аппарат, «фоминские дешевки» – распродажи через неделю после Пасхи, – все это было ново и привлекательно. Омским модницам стали доступны наряды из Парижа, их можно было заказать и по каталогу.

На улице Яцкинской (ныне Бударина) Шанина открыла швейную мастерскую, в которой стали шить модные платья по парижским и петербургским журналам. Первые демонстрации мод в Омске тоже проходили в шанинском магазине. Прибыль от универмага на Любинском в 1915 году составила 97,5 тысячи рублей, а в 1916-м – 216 тысяч рублей. С купеческой щедростью богатая омичка состояла членом городского благотворительного общества. Жертвовала ткани, одежду и деньги убежищу для бедных детей, голодающим переселенцам, людям, пострадавшим от землетрясения в городе Верном. Она сделала взнос на проведение в 1911 году I Западно-Сибирской выставки, покровительствовала одиннадцати приютам и школам. Шанина заботилась о своей репутации и, пережив много горя, была отзывчива к чужой беде. Мария Александровна была первой женщиной Омска, вступившей в Российское медицинское общество, не будучи врачом. Она этим гордилась и жертвовала омским больницам бинты, мануфактуру, инструменты.

Мария Александровна любила искусство, собирала картины, знала всех артистов. Помогала становлению Омского музыкального общества, финансировала благотворительные концерты. Не все знают, что она купила вместе с компаньонами еще одно здание на Любинском проспекте (ныне его адрес: ул. Ленина, 13). Марию Шанину омичи наградили званием почетного гражданина города. В 1905-м она получила малую золотую медаль на Стани-славской ленте. Умерла в 1920 году в Москве, перед отъездом из Омска щедро рассчиталась со своими служащими.