Легкое дыхание академического театра
Финальной точкой в череде юбилейных празднеств академического театра драмы можно назвать закрытый показ фильма «Легкое дыхание» (реж. Светлана Веретенникова, производство «Омские медиа» - 12 канал, 2024 г.).
Полуторачасовой документально-игровой фильм охватывает период с 1874 года до нынешних дней и рассказывает о том, как строился в прямом и переносном смысле тот театр, которым сегодня гордится Омск.
Как известно, до середины 19 века в Омске театра не было. Изредка наезжали гастролеры, играли где придется незамысловатые пьески, и уезжали обратно. О первом профессиональном театре, появившемся в Степном крае после 1850 года, упоминает в «Записках из мертвого дома» Федор Достоевский. По воспоминаниям писателя, отбывавшего ссылку в омском остроге, театр ставил остросюжетные пьесы.
Первое деревянное здание театра было выстроено купцом Быковым в 1875 году, но через пару лет во время пожара оно сгорело. Затем было построено еще одно – уже каменное - со зрительным залом в два яруса, которое прослужило с 1882 по 1891 годы, и было снесено.
А в 1898 году Омская городская дума объявила конкурс на проект здания городского театра. Победителем стал замысел архитектора Иллиодора Хворинова. В июле 1901 года на центральной площади Омска состоялась закладка фундамента нового здания театра. Торжественное открытие случилось 24 сентября 1905 года (по старому стилю). Через 10 лет фасад архитектурного великолепия украсили бюсты Льва Толстого и Антона Чехова, на фронтоне появилась скульптура «Крылатый Гений» работы чешского скульптора Винклера.
Режиссер Светлана Веретенникова и ее команда проделали большую работу. Создатели фильма «Легкое дыхание» изучали редкие документы в историческом архиве Омской области, поднимали подшивки периодических изданий в Пушкинской библиотеке, выезжали на съемки в Москву, Санкт-Петербург и Воронеж. Кинодокументалисты «оживили» полуторавековую историю академического театра драмы, реконструировав не только внешний антураж различных эпох, но включив в них действующих лиц в исполнении современных актеров.
Оказывается, большой поклонницей театра была известная омичам купчиха Мария Шанина. На каждый спектакль она резервировала для себя отдельную ложу, и ее приход в театр являлся уже большим событием. Легкий шепоток пробегал по залу: «Шанина пришла», и десятки глаз из партера и галерки устремлялись на известную даму. Актриса Омского академического театра драмы Татьяна Прокопьева создала в фильме образ роскошной, слегка разухабистой купчихи, ценящей красоту и театральное искусство.
Интересен тот факт, что театр тех времен заметно подчеркивал социальное неравенство зрителей. Да, его двери были распахнуты для всех сословий омичей, но только находились эти двери, по разные стороны здания. Парадный вход предназначался для зрителей, купивших билеты в партер и ложи, а через боковые двери входили театралы с галерки и купонов.
Внутри театр был устроен так, что обладатели нижних и верхних мест не пересекались. Зайдя в боковую дверь, зрители с билетом на галерку сразу поднимались под театральный купол, и весь спектакль смотрели стоя.
В Гражданскую войну 1918-1922 г, когда Омск в течение года являлся белогвардейской столицей, театр посещал верховный главнокомандующий Александр Колчак. А в 30-е годы театр был переименован в Западно-Сибирский государственный синтетический и демонстрировал в своих постановках элементы оперы, балета, пантомимы, драмы. Тогда же в Омске была открыта и первая в городе театральная студия.
В годы Великой Отечественной войны в Сибирь был эвакуирован Московский театр им. Евг. Вахтангова. Малоизвестный факт: труппа омского драматического театра должна была уступить сцену московским артистам, а омичам дали указание переехать на новое место работы в город Тару, на север Омской области. Такое положение дел не устроило тогдашнего руководителя театра Лину Самборскую, и она отстояла право своих артистов играть на родной сцене в очередь с москвичами. Об этом рассказывает в фильме наш земляк народный артист СССР Михаил Ульянов. Съемка сделана в один из последних приездов Михаила Александровича в Омск, в 2005 году.
Послевоенную историю Омского академического театра драмы осветили такие имена актеров и режиссеров, как Ефим Хигерович, Федор Шейн, Яков Киржнер, Петр Некрасов, Вацлав Дворжецкий, Алексей Теплов, Борис Каширин, Елена Псарева, Елена Аросева, Александр Щеголев, Сергей Филиппов, Надежда Надеждина, Николай Слесарев, Сергей Хлытчиев.
В 70-80-е годы ХХ века театром руководил Мигдат Ханжаров. Его часто называют легендарным директором. Особенность Ханжарова как руководителя провинциального театра заключалась в том, что, находясь за тысячи километров от столицы, он сумел собрать уникальную труппу талантливых актеров и режиссеров. За честь работать в омской драме считали не только выпускники московских и ленинградских театральных вузов, но и маститые режиссеры: Артур Хайкин, Татьяна Ожигова, Ножери Чонишвили, Валерия Прокоп. Для первой постановки на омской сцене отдавали свои пьесы известные драматурги. В 1974 году театр был награжден орденом Трудового Красного знамени, а в 1983-ем стал «академическим».
Владислав Дворжецкий служил в Омском областном драматическом театре всего два года. До этого актер, родившийся в 1939 году в Омске, закончил студию при местном ТЮЗе. В 1968-ом его фотографию увидели кинорежиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, приступавшие к съемкам фильма "Бег" и искавшие артиста на роль генерала Хлудова. Их покорили глаза Дворжецкого. С этого фильма началась кинематографическая карьера Владислава Вацлавовича.
В фильме «Легкое дыхание» принимают участие бывшие и нынешние руководители Омского театра драмы: Геннадий Тростянецкий, Борис Мездрич, Виктор Лапухин, Владимир Петров, Евгений Марчелли, Георгий Цхвирава. О своем отношении к театру, о том, чем (или кем) он был и есть в их жизни, говорят актеры Валерий Алексеев и Валерия Прокоп, Элеонора Кремель и Сергей Лысов, Юрий Ицков и Михаил Окунев, Марина Кройтор и Николай Чиндяйкин, Андрей Никитинских и Олег Теплоухов, старейшие работники театра Элеонора Музыченко и Светлана Киреева. Молодое поколение «академиков» - Владислав Пузырников, Ольга Беликова, Иван Курамов, Игорь Костин, Егор Уланов - создают в ленте образы людей, вошедших в историю театра.
Фильм Светланы Веретенниковой - это историко-документальное повествование о жизни его Величества Театра, легкое дыхание которого сопровождает каждого, кто когда-то в нем служил или служит сегодня.
По признанию авторов фильма, в ленту вошли лишь 30 процентов отснятого материала. Остальные 70 остались в памяти на «цифре». И это обычная история для теле- и киносъемок. В таких случаях для того, чтобы исторические находки и воспоминания людей сохранились для будущих поколений, авторы, возможно, создадут режиссерскую версию фильма или напишут увлекательную книгу.
Презентация документально-игрового фильма «Легкое дыхание» состоялась на основной сцене Омского академического театра драмы. Его первыми зрителями стали сотрудники театра, создатели фильма, историки, краеведы, журналисты.
Широкой зрительской аудитории фильм будет представлен в эфире «12 канала», на сайте телекомпании и в ее социальных сетях в сентябре 2024 года.
Автор: Маргарита Зиангирова.
12+