Лубочная фантасмагория
В Омском музыкальном театре сегодня и завтра состоится масштабная премьера 75-го юбилейного сезона – балет в двух действиях «Конек-Горбунок» 6+. В последний месяц лета главный балетмейстер театра Надежда Калинина и её постоянный партнер по творчеству художник Сергей Новиков готовятся удивить омичей. А удивлять есть чем, это и масштаб сценографии и любимая зрителями авторская хореография.
Вас ждет веселый, поучительный и динамичный спектакль с яркой и изобретательной хореографией. В основе сюжета – одноимённая сказка в стихах Петра Ершова о приключениях крестьянского сына Ивана, его волшебного друга Конька-Горбунка, неземной красоты Жар-птицы, ненаглядной Царь-девицы и преглупого царя. В «Коньке-Горбунке» удачно соединились многие ингредиенты успеха: сказочный сюжет, увлекательный для детей, его ироничная интерпретация, интересная взрослым эмоциональная музыка Родиона Щедрина. Своим юмором, озорством, красочностью и жизнерадостностью она вдохновляла многих музыкантов и хореографов.
В нашем материале мы расскажем, какие шедевры создали цеха Музыкального театра, сколько материалов было закуплено, и чем вдохновлялся художник-постановщик.
Забегая вперед, скажем, что мы посмотрели прогон спектакля, и, конечно, интересно было то, как костюмы, головные уборы и декорации по-другому выглядят на сцене. В цехах это уже было феерически красиво, но под светом софитов на собранной визуальной картинке костюмы и убранство заиграли новыми красками.
Мастера отмечают, что это очень важно – сделать такие головные уборы и такую обувь, чтобы и художнику угодить, и зрителя удивить и артистам дать возможность спокойно работать, не думая об одеянии. Особенно, это касается обуви. Ведь в ней предстоит танцевать два часа на спектакле и бессчетное количество часов на репетициях. А сапожки и пуанты, кстати, можно разглядывать бесконечно. Жаль, зритель не может их разглядеть в подробностях, но в такой постановке важна каждая, даже не самая заметная деталь.
Для постановки «Конек-Горбунок» было закуплено более 10 тысяч страз, и каждая пришивалась вручную. Несколько месяцев отважные цеха создавали сказку, которую мы видим на сцене. Всего для спектакля было пошито 156 костюмов, 132 пары обуви, 103 головных убора. А для всего этого закуплено 600 метров ткани. Не стоит думать, что это все только для балета. На сцену выходит и хор Омского музыкального театра, который исполняет роль бояр и народа на ярмарке.
Мы заглянули и в декораторский цех. И наша фотограф на прогоне даже не сразу узнала те декорации, которые до этого фотографировала. Большую конструкцию сварили в сварочном цехе и передали на оформление бутафорскому цеху, во главе которого Анастасия Зырянова. Мы видели каркас за считанные дни до премьеры, и в очень короткий срок он превратился в гигантский котел, где исчезает Царь в блистательном исполнении Валентина Царькова.
Если снова говорить о цифрах, то для спектакля было использовано 300 литров клея, 25 ведер краски 230 флаконов колера и 127 листов пеноплекса. Когда ходишь по цехам, кажется, что всего было куплено очень много. Но когда смотришь готовую постановку, можно даже удивиться. Ведь кажется, что материалов ушло в два раза больше. Декорации меняются не один раз. Густой лес и центральная городская площадь, царские покои и подводный мир. И когда ты думаешь, что сцена уже не может быть настолько заполнена, вдруг появляются новые декорации и действие продолжается.
«Я считаю, что это успех театра и одна из лучших работ цехов. Я вижу результат и радуюсь как ребенок. Самое главное для художника - это сохранять ребячество, ощущение праздника. Музыка «Конька-Горбунка» написана композитором, когда ему было 20 лет. Я с радостью фантазирую, потому что для меня главный импульс – это музыка. И может это глупо и нелепо, но нам было очень весело работать. Поэтому у нас получился праздник внутри театра», - рассказал художник-постановщик спектакля Сергей Новиков.
«Хотелось сделать фантазийную, яркую, красочную, зрелищную историю для семейного просмотра. Чтобы было интересно и детям и взрослым, для меня это самое важное. Была проделана колоссальная работа, я в таком восторге от цехов, как они изготовили декорации», - резюмировала балетмейстер Надежда Калинина.
Следующие показы пройдут уже в новом театральном сезоне.