«Любовь и голуби» как фирменная постановка Омской драмы
В Омском академическом театре драмы состоялась премьера музыкальной комедии «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина.
Безусловно, режиссер спектакля Георгий Цхвирава рискнул, взявшись за постановку пьесы, содержание которой известно большинству населения страны. И не просто известно – целые фразы давно разошлись в повседневную жизнь благодаря фильму Владимира Меньшова. Риск состоял и в том, что зритель, знающий киноленту почти наизусть, будет невольно сравнивать сценических героев с киношными.
Но у академического театра драмы получился свой спектакль, омский - с «живым» оркестром на сцене, вокалистами, хореографией.
Роль Нади, жены главного героя Васи Кузякина, исполняет актриса Лариса Свиркова. Ее Надя – это огрубевшая от жизни женщина с подчас гневным взором. Возможно, когда-то в ней теплилось что-то поэтическое и неземное, но проза быта распорядилась по-своему. По-житейски Надю понять можно: рохля-муж, хотя не пьет, не бьет и работящий, но за тридцать лет совместной жизни, с тремя детьми, так и не стал практичным человеком. Взяв из семейной заначки последние 25 рублей, Вася легко их тратит на свое увлечение – голубей. Пропажа обнаруживается и Васе ничего не остается, как прятаться в сарае от впавшей в гнев супруги. А гнев нешуточный – до битья табуретом в запертую дверь и угрозами «прибить». «Я – отходчивая», - говорит Надежда в свое оправдание. А хочется, чтобы она была мудрой.
Наверное, поэтому, оказавшись под лучами бакинского солнца, встретив этакую обольстительницу из родного леспромхоза, Василий Петрович делает то, о чем никогда не грезил - заводит не тривиальный курортный роман на 24 дня (на такой срок в СССР профком выделял путевки), а что-то большее. По прибытии обратно, в Иркутск, вместе с чемоданом и срезанной для дочки веткой пальмы, он отправляется не домой, а к месту жительства новой пассии. А это уже почти побег от того, что ждет его в деревне.
Актриса Екатерина Потапова очень старается уйти от кинообраза, созданного на экране Людмилой Гурченко. И это ей почти удается. Раиса Захаровна Екатерины Потаповой предстает женщиной волевой, умной, и в ее чувства к Василию даже можно поверить. Когда уже пройден конфетно-букетный период и страсти поутихли, Раиса Захаровна чувствует, что в избраннике начинает просыпаться тоска по недавнему былому, жене и детям. Поэтому она решается поехать в деревню, чтобы «навести мосты» между его прошлым и настоящим.
Этот ход не удается, а. наоборот, подталкивает Васю к решительному шагу - уйти от Раисы Захаровны. Фраза «по пьянке закрутилось и не выберешься» оскорбительна для женщины вообще, а для Раисы Захаровны особенно: «Мы из разных социальных пластов, но ведь нас судьба связала». Кажется, она свято верила в это.
Семейная пара дядя Митя (заслуженный артист РФ Александр Гончарук) и баба Шура (Заслуженный деятель культуры Омской области Татьяна Филоненко) – это вечное противостояние пьющего мужа и борющейся с его пороком жены. Победить пристрастие дяди Мити невозможно. В небольшой деревне, где проживают герои спектакля, у каждого свои ценности. У Василия – голуби, у Нади – сберкнижка, у дяди Мити – бутылка. Александр Гончарук создает образ, в котором читается судьба. Морскую фуражку офицера, которой прикрыты его седины, можно воспринимать как символ несбывшейся мечты, а внешний облик – широченные брюки, тельняшку, окладистую бородку – как напоминает о капитане Врунгеле из книжных иллюстраций. Счастье дяди Мити кроется в его жене, Александре Степановне, то есть бабе Шуре. Терпеливой русской женщине, которая и лопатой огреет, и к груди прижмет, и даже нальет на опохмелье. Такой рисунок роли делает Татьяна Филоненко.
Дети Нади и Василия Кузякиных – психологически очень правдоподобны и точны. Старшая дочь Людмила уже успела прикоснуться к взрослой жизни, выйдя неудачно замуж, оттого и держится самоуверенно, как человек, понюхавший порох. Леня – стопроцентно мамин сын – вряд ли когда простит отца за «курортную», скорее всего, смирится с потерявшим уважение в его глазах Василием. Оля – чистая душа – любит и будет любить мать, жалеть отца и его голубей.
То, что происходит в финале истории, ставит все на свои места. Начинается второй виток семейной жизни Нади и Василия, осознавших ценность друг друга и своей семьи.
Спектакль «Любовь и голуби» поставлен в лучших традициях советской оперетты. Хореография Анны Закусовой и музыка Андрея Семенова дополняют характеры, созданные драматургом Владимиром Гуркиным, глубже раскрывают их суть, ярче высвечивают происходящие события. Рефреном в сторону кинофильма можно назвать, пожалуй, присутствие на сцене оркестра. И если в ленте по дощатому двору, как по плацу, марширует военный духовой оркестр, то в спектакле восемь музыкантов, одетые в русские народные костюмы, сидят у правой кулисы. Скрипка, аккордеон, флейта, саксофон, контрабас, пианино, электрогитара, ударные создают эмоциональный фон спектакля. Кстати, одним из участников октета является главный дирижер оркестра цирка, известный в Омске музыкант, гитарист Сергей Ройз.
Сценография спектакля "Любовь и голуби" решена незатейливо. Нет привычных больших декораций. Есть меняющийся небольшой фон в виде занавеса – двор Кузякиных, квартира Раисы Захаровны, южные пейзажи. И это, как музыка и танцы, придают спектаклю динамизм.
Спектакль академического театра драмы «Любовь и голуби» можно назвать фирменной, омской, постановкой. Этим спектаклем театр закрывает свой 149-ый сезон и посвящает премьеру предстоящему юбилею, который будет отмечаться в следующем году.
Маргарита Зиангирова