Любовь Льва Мышкина. Премьера спектакля "Идиот" на сцене театра "Галёрка"

13:52 11 окт 2024

Омский драматический театр «Галёрка» открыл новый сезон премьерой по роману «Идиот» Ф. М. Достоевского. Выпуск спектакля приурочен к значимому для региона событию – II Международному театральному фестивалю «Достоевский. Омск», который пройдет в ноябре этого года.

Режиссер спектакля, художественный руководитель «Галёрки» Владимир Витько не раз говорил о своем желании создать трилогию по романам Достоевского.

– Это моя мечта как режиссера. Нам удалось поставить «Братьев Карамазовых», «Идиота» и, надеюсь, что в 2026 году мы сможем выпустить спектакль «Бесы». В этом цикле есть своя внутренняя логика. И чем больше мы занимаемся творчеством Достоевского, тем очевиднее для нас огромное значение личности этого писателя для России, для мира. Фёдор Михайлович – это такая глубина, такое человеколюбие. Это был светлый, жизнерадостный человек, и, хочется верить, что нам удалось в спектакле показать моменты юмора, радости, которых в его романе «Идиот» немало.

4g0g7dsitaw.jpg Режиссер-постановщик Владимир Витько

С первых секунд спектакля светлую интонацию задает сценография – большая, строгая, но легкая конструкция с парадной лестницей и стеклянными нишами на втором «этаже» (художник-постановщик Светлана Пузырева). Поворачиваясь разными сторонами к залу, она условно изображает пространство дома Епанчиных, гостиной Иволгиных или Рогожина. Но сначала это нечто, напоминающее вокзал, на фоне которого происходит знакомство князя Мышкина (Дмитрий Цепкин) с Парфеном Рогожиным. И здесь, конечно, фокус внимания на последнем. Рогожин – это не воплощение буйной энергии страсти, а сумрачный, одолеваемый тягучим томлением человек, как подчёркивает сам герой, небольшого роста. И актер Сергей Климов играет мужчину, который не столько идет напролом, добиваясь Настасьи Филипповны, сколько ежесекундно и упорно преодолевает комплексы и страх не быть замеченным той, что странным образом стала ему жизненно необходимой. Очень интересно наблюдать за колоритным, подвижным Лебедевым в исполнении Артема Савинова: он не лебезит по-настоящему перед разбогатевшим Рогожиным, а играет в лесть и угодничество. От этого фигура Рогожина кажется еще более одинокой, трагически одинокой – его используют, и не только Лебедев.

frame-90.jpg Настасья Филипповна и князь Мышкин (Екатерина Цепкина и Дмитрий Цепкин)

Образ князя Мышкина раскрывается постепенно, неспешно. В первом акте только штрихи к портрету – да, очарован Настасьей Филипповной, да, прямодушен, но и не совсем простак. Глубина его дара понимать людей и сострадать им, движения его души, парадоксальные для окружающих, – все это только начинает проявляться в эпизодах с Настасьей Филипповной. Особенно в сцене на именинах роковой красавицы, где, несмотря на насмешки и удивление остальных, Мышкин говорит о чувствах с неуместной искренностью и сердечностью. И, пожалуй, только за эту неуместность, и не более, его можно назвать идиотом. Зато во втором акте богатство чувственного мира князя раскрывается в большей полноте: в беседах с генеральшей Епанчиной и Аглаей в мешковатом герое Цепкина видна застенчивая радость, теплый свет в глазах, неуклюжесть и наивность в разговорах, компенсирующиеся добродушием и шутливостью.

Настасья Филипповна и Аглая словно противопоставлены друг другу – и не только в сюжетном плане (обеим нужна преданность князя Мышкина). Чары Настасьи Филипповны – тяжелые чары. Статная, с глубоким грудным голосом героиня Екатерины Цепкиной притягивает князя, но есть в ней что-то заведомо обреченное, болезненное, непреодолимая тяга к саморазрушению – как спасению от «бесстыдного» позора, от прошлого, от будущего… Пронзителен момент, когда Настасья Филипповна, уже почти решившись ехать с Рогожиным, кротко, по-девичьи целомудренно клонит голову на плечо князя, рассказывая, что мечтала о таком, как он, кто придет и скажет «вы не виноваты».

frame-92.jpg Аглая (Анастасия Загоруй)

Во втором акте уже «ведет» Аглая (Анастасия Загоруй). В светлом наряде, говорливая, по-детски взбалмошная, она кажется противоположностью Настасьи Филипповны. И если та бежит от возможного семейного счастья, то Аглая, несмотря на блестящее доведение ситуации со сватовством к ней князя до абсурда, пытается цепко и последовательно удержать Льва Николаевича рядом с собой. И удивительным образом простодушная искренность князя в ее присутствии выглядит как мужественность и мудрость.

В предыдущем спектакле В. Витько по Достоевскому «Братья Карамазовы» ярко звучала тема семьи. И в постановке «Идиот» видно, что режиссер, хоть и штрихами, но с любовью создавал образ семьи Епанчиных:  непосредственной, капризной, но доброй генеральши в замечательном исполнении Валентины Лебедевой, ее мягких и смешливых старших дочерей (Анастасия Смычек, Наталья Сухоносова), генерала (Сергей Дряхлов), который с растерянностью, но теплом принимает чувства и поступки всеобщей любимицы Аглаи. Небольшой эпизод у Екатерины Орловой, исполняющей роль Нины Александровны Иволгиной, но в нем ясно видны боль матери за сына Ганю и принятие его выбора. Роль Гани исполняет Евгений Власов – в этом герое органично сочетаются и злоба, и робость, и чувство собственного достоинства.

rogozhin.jpg Парфен Рогожин (Максим Лутохин)

По собственному признанию, режиссер работал над инсценировкой романа несколько лет. Ему удалось перенести на сцену главные события «Идиота», связанные с любовью князя к Настасье Филипповне и Аглае: через эти «любови» Мышкин словно проходит период возмужания, осознавая тонкости своих чувств к одной и к другой. Но то, что вполне соединяется в его душе, невозможно соединить в миру: жалеть и спасать одну женщину, а быть мужем другой в общепринятой человеческой логике невозможно, и кажется именно это приводит Мышкина к трагедии. Но несмотря на то, что трагический финал никуда не делся (режиссер следует букве автора), общее послевкусие от спектакля остается светлым – как и было обещано.

Автор: Анастасия Чернова

12+