Малая сцена театра «Галерка» открылась премьерами
"Новогодняя шкатулка"
Под занавес года в Омском драматическом театре «Галерка» открылась долгожданная Малая сцена. Камерная площадка с залом на 76 мест призвана стать пространством, где найдут воплощение новые идеи, для которых особенно важен близкий контакт зрителя и актера. Малая сцена начала работу с премьер в постановке актера театра и режиссёра Артема Савинова: сказки для детей «Новогодняя шкатулка» и вечернего спектакля «Игрюшки».
Новогоднее чудо в одном действии – так обозначен жанр спектакля «Игрюшки» по пьесе современного белорусского драматурга Влады Ольховской. Бывшая учительница русского языка, нервная, уставшая продавщица Лена возвращается в свою комнату в предновогодний вечер, ругаясь с мужем (тоже бывшим) по телефону, и застает у себя дома незнакомую старушку. Так начинается пьеса, повествующая о странных, но вполне бытовых и порой даже жёстких обстоятельствах жизни.
Но уже с самого начала в эту житейскую историю режиссер добавляет трепетное ощущение праздника. Первой в комнатке Лены появляется современно и стильно одетая бабушка и в предвкушении чего-то радостного качает рукой старомодно-ностальгический абажур над круглым столом (художник-постановщик Владимир Киреев). А в это время звучат детские голоса, рассказывающие стихи о Новом годе, – звучат словно из глубины памяти, нашей общей памяти, ведь все мы детьми ждали Деда Мороза и учили для него заветные строчки. И далее на протяжении всего спектакля реалистичные обстоятельства то и дело смыкаются с такими же трогательными моментами из новогоднего «коллективного бессознательного», рождая теплые ассоциации с праздником и даря возможность приподняться над повседневностью.
"Игрюшки"
Роль Лены исполняет Даниэль Савинова, ее героиня обаятельна в своей робости, нерешительности, привычке по-учительски поправлять очки. Пожилая незнакомка в ее комнате, едва говорящая по-русски, вызывает в Лене ужас. Видно, что хрупкой, одинокой и интеллигентной девушке трудно участвовать в каких-либо разборках и выяснениях отношений, и она счастливо выдыхает, узнав, зачем пришла бабуля (дело в «игрюшках», как произносит это слово сама гостья, но пусть это останется загадкой). Непохожа на Лену соседка Зоя, колоритная героиня Елены Тихоновой, в футболке с надписью «я в доме хозяин», женщина прагматичная и бойкая. Вместе Лена и Зоя составили замечательный дуэт на контрастах, благодаря которому возникает множество смешных моментов. Особенно хороши обе в сценах спора о бабулиных деньгах и спасении едва не разбившейся старушки.
Интересный рисунок роли бабушки-иностранки у актрисы Екатерины Орловой. Сначала она в бессильной настойчивости пытается объяснить Лене, что ей нужно – ведь языка она не знает, приехала из Франции, а в финале уже поет на прекрасном русском. Словно рядом с неравнодушными Леной и Зоей в ней пробуждается то, что было заложено русским отцом, то, что помогает ей вернуть память детства и почувствовать себя частью этого мирка с оранжевым абажуром и стареньким буфетом. Особенно притягательна в Бабушке ее способность к искренности и умение по-детски радоваться всем сердцем.
Главный конфликт спектакля строится вокруг образа Снежаны (актриса Ольга Климова) – невесты сына Бабушки, брачной аферистки. Ей хочется во что бы то ни стало заставить старушку вернуться домой, чтобы сын увидел, как его невеста заботится о будущей свекрови. Но красавица Снежана не обременяет себя учтивостью, действует цинично и вульгарно и лжет так отчаянно, что сама оказывается в дураках. Запоминается яркая комедийная сцена с ее участием и с участием Участкового (Денис Артеев), пытающимся с усталым и скептическим взглядом разобраться в абсурдных показаниях героинь спектакля.
Камерная новогодняя история от «Галёрки» ценна возможностью для зрителей прожить с актерами спектр разных эмоций – от ностальгии и светлой грусти до радости, сливающихся в теплое чувство близости праздника. В финале кажется, что очень разные женщины нашли друг в друге что-то родное, и это главный подарок для них.
Анастасия Чернова
6+