Мария Долганева: «Моя роль от меня не уйдет»
В Омском драматическом «Пятом театре» - премьера. В ближайшие дни там состоится показ спектакля «Самодуры», поставленного главным режиссером театра Людмилой Исмайловой по одноименной пьесе Карло Гольдони.
Спектакль обещает быть веселым, задорным и даже поучительным. Одну из главных ролей в премьерной постановке играет ведущая актриса «Пятого театра» заслуженный деятель культуры Омской области Мария Долганева.
На встрече журналистов с постановочной группой «Самодуров» актриса назвала свою героиню «женщиной-петардой», тем самым обозначив и свое профессиональное кредо: не доставлять зрителям печальных эмоций.
Встретившись с Марией Долганевой в стенах «Пятого театра», мы продолжили этот разговор.
- Я – оптимист по жизни и чем старше становлюсь, тем больше благодарю Бога и родителей за то, что я именно такая. Не трагичное восприятие мира очень спасает – я всегда живу с ощущением того, что есть выход. Режиссеру нужны в актере те качества, которые в нем есть как в человеке. Артист – это проводник между автором, режиссером и зрителем. Всегда актер наделяет своего героями своими качествами – тело, мысли, глаза, опыт. Я знаю, что моя роль от меня не уйдет и никогда не переживаю из-за того, что бываю не занята.
- Насколько вам была интересна работа в такой неординарной постановке, как «Омск. Люди» - спектакле, основанном на документальном материале реально существующих людей?
- Это такой театр, который начинается с вербатима. Мы это уже практиковали в нашем театре, когда напрямую шли к людям – в больницу, на остановку, в очередь – и вели диалог, задавали вопросы по заданной режиссером теме. Это интересный опыт, когда реальность облекается в художественную трактовку, но не могу сказать, что хотела бы бесконечно работать в таком формате. Документальный театр – не очень мой. Я люблю Театр!
- Классические пьесы…
- В том числе. Чем они хороши? Тем, что бессмертны, что всегда есть тема, выписан характер, есть мелодика речи. В современных пьесах этого нет. Я люблю игровой театр. Считаю, что актерство – этот действие, лицедейство.
"Отцы и дети", Одинцова
- У вас был опыт работы в моноспектакле «Падший ангел». Как вы себя ощущали в таком формате?
- Эта работа разделила меня как актрису на до и после «Падшего ангела». Пьеса написана Климом по произведению классика – без знаков препинания, где бесполезно искать смыслы. Но плюс заключается в чем? В том, что я веду текст одна. Сейчас, когда оглядываюсь назад, сама себе говорю: ты это сделала, значит, ты это можешь. Это был тренинг во всем, вплоть до того, что я готова была выйти на сцену, поклониться зрителям и сказать: «Я не могу».
- Несколько лет назад вы стали сниматься в фильмах…
- Неожиданно в Омске стало развиваться кино. Мне это всегда было интересно. В короткий срок мне было предложено несколько киноролей, а это новый опыт. Возможно, я не до конца понимаю свои возможности, но четко знаю, что меня много. Все, на что я соглашалась в кино, это игровое. Например, фильм «Часы для Веры» начинал снимать Саша Кузовков, который бесконечно интересен мне как режиссер и как человек. Согласилась сниматься еще и потому, что в фильме затронута тема войны, а она всегда во мне присутствует. Но потом случилась пандемия, Саша заболел, ушел из проекта. А я – человек верный… «Часы для Веры» я не видела в силу того, что постоянно занята в театре, но говорят, что мою роль в фильме оставили. Так что, эта лента тоже в моей копилке.
Я понимаю, что живу в Омске, поэтому не испытываю иллюзий по поводу кинокарьеры, но случаются исключения. Например, во время одного из фестивалей «Молодые театра России» кастинг-директор Алексея Германа-младшего оказалась в Омске и увидела фотографию нашей актрисы Насти Шевелевой, и она снялась в фильме «Бумажный солдат». Вот в такой случай я верю.
Чтобы играть в кино, нужно быть в этой системе, жить в Москве, ходить на кастинги. Работу в кино я не отрицаю, и, говоря откровенно, очень бы хотела работать актрисой дубляжа или озвучки. Не в кадре как актриса, а именно работать голосом. Вот эта грань мне интересна, потому что нужно вживаться в психофизику другого артиста.
"Хлестаков.PS", Анна Андреевна
- Мария, расскажите о ваших учителях в ГИТИСе?
- Я училась у Ирины Ильиничны Судаковой (Прим.ред.: профессор кафедры режиссуры драмы ГИТИСа). Мы стали последним курсом, который она набрала. А отправил меня учиться в ГИТИС Олег Викторович Матвеев, мой самый первый театральный учитель, который пригласил меня в 18 лет в «Пятый». Мы учились заочно, сессии длились по два с половиной месяца. Ирине Ильиничне на тот момент было за 80 лет. Это была с виду древняя старушка, но то, как она рассказывала и что рассказывала – это такая основа на всю жизнь, человеческую и актерскую. К сожалению, тех людей, которые сыграли в моей жизни большую роль, уже нет в живых.
- Еще одной вехой в вашей творческой судьбе можно назвать работу в спектакле «Осколки памяти»
- Это была постановка о реальных событиях в театральном центре на Дубровке в 2000 году. (Прим.ред.: драматург Торстен Бухштайнер).Я играла одну из террористок и как актриса должна была донести до зрителей мысль о том, что терроризм – это ужас. Да, вербовщики поймали этих женщин на чувстве любви, на вере, но они совершили зло и должны быть наказаны. Я должна была соблюсти тонкую грань между жалостью и пониманием неизбежности наказания за смерти невинных людей. В таких работах очень важно не давать образу не нужный крен.
Есть темы, которые лучше не задевать. Надо щадить людей. Но театру необходимо говорить об этом, и здесь большая ответственность лежит на актере. У нас такая профессия, в которой нужно понимать, что ты делаешь, потому что артист эмоционально может очень сильно воздействовать на зал.
"Валентина", Хороших
- Что вы сказали, объясняет и то, почему сегодня нет серьезных произведений об СВО.
- Нужно, чтобы прошло время. Мы должны осмыслить, обдумать, услышать, как в нас эти события отзываются. Я знаю, что есть люди, которые благодаря моим ролям выбрали определенный жизненный путь, а это, как холодный душ, который тебя концентрирует, и ты начинаешь понимать, какая важная у тебя профессия. У меня с годами не упрощается отношение к профессии, напротив, появился еще больший груз ответственности. «Моменто море» тоже всегда со мной. Все мы смертны и об этом нужно помнить - из этого складываются образ жизни, мышление, поступки,
- Маша, из того, что в последнее время вы прочитали или увидели, что произвело на вас сильное впечатление?
- Как писателя я открыла Исаака Зингера ((Прим.ред.: Исаак Башевис-Зингер – американский еврейский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1978 год). Это для меня какое-то откровение.
- Спасибо за интервью.
Справка
Мария Долганева, актриса театра и кино. Родилась 4 октября. Окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) в 1997 году. Служит в Омском драматическом «Пятом театре» с 1993 года. Лауреат премии им. народной артистки РСФСР Татьяны Ожиговой, заслуженный деятель культуры Омской области.
Актрису можно увидеть в спектаклях: «Самодуры», «Валентина», «Джейн Эйр. На краю пропасти», «Луненберг», «Мнимый больной», «Отцы и дети», «Процесс», «Ромео и Джульетта», «Хлестаков. PS», «Яма».
Автор: Маргарита Зиангирова
Фото Анны Шестаковой
12+