Место, где живет добро
Входная группа Музея кукол
В начале улицы Чокана Валиханова, со стороны набережной Иртыша, угол дома номер 2 – то самое место, где живет добро. Добро не то, что материально, а то самое, которое в душе, которое самое важное и нужное, которое и есть, наверное, абсолютное знание. Добро в этом месте равно любовь: любовь к близким, своему делу, миру, людям.
Куклы
Совсем недавно в Омске открылся Музей кукол художника, педагога, мастера декоративно-прикладного искусства Светланы Захаровой. Сколько всего кукол в коллекции Светланы – мы, очарованные всем, что увидели, признаться, не спросили. Но их очень много: советские, которыми играли наши мамы и бабушки, Антошка, например; в национальных костюмах; куклы из южных стран и островов – Бали, Марокко, Индии, Занзибара, Индонезии; европейские куклы – из Германии, Франции, Англии, Швеции; из стран бывшего Союза – Болгарии. Куклы перчаточные бибабо, механический пупс, которого, по словам Светланы, немного бояться дети, хотя он вполне симпатичный; итальянские марионетки из комедии дель арте; бравый солдат Швейк; мультяшные персонажи с улицы Сезам; родоначальница русской матрешки – японская фигурка; американский Дядя Сэм в шляпе, стилизованной под флаг своей страны; немецкий моряк; индейцы в вигвамах; керамические, деревянные, восковые, из папье-маше, терракотовые, тряпичные, авторские, даже миниатюры, изображающие деревенский быт, – РАЗНЫЕ, все перечислить и рассказать о каждой отдельно просто невозможно.
Но обо всех сразу и о каждой в отдельности расскажет хозяйка кукольного царства – Светлана Захарова, выпускница омского худграфа.
Мама Светланы была художником, две ее сестры тоже личности творческие – поэтому можно смело сказать, что Светлана из творческой семьи.
Еще в детстве мама объясняла маленькой Свете, что куклы нужно беречь, что те, которыми играют сестры, потом обязательно будут ее, что в куклах живут большие и интересные истории. Первой куклой, которая досталась Светлане по наследству от сестры, был уже упомянутый Антошка: не маленьких размеров мальчишка с голубыми глазами из тех, что «следят». Вполне себе симпатичный малый, который обосновался на выставке в первых рядах. Скорее всего, с него и началась эта удивительная коллекция, которая расположилась в самой большой музейной комнате в шести огромных стеллажах. Часть коллекции хранится дома у Захаровых, еще часть – в Вормсбехеровском музее села Александровское Азовского района, часть – на выставках в Омске: в музее Музыкального театра, Арлекина, иногда их можно увидеть в Историческом парке.
Светлана Захарова
«Когда я впервые явила миру свои куклы, мир их не принял, – рассказала мастер. – Мне сказали, что это не только не модно, но и никому не нужно. И посоветовали заниматься живописью».
В Музее представлены две куклы, выполненные художницей – те, что остались из «национального» цикла. Остальные разъехались по частным коллекциям: кукла «Майя Плисецкая», например, находится в музее балетной школы Марокко.
«Четко я поняла, что делаю прекрасных кукол тогда, когда у меня их украли», – смеется Светлана. – Потом, конечно, вернули».
Фотографии, которые сопровождают нашу заметку, не передают той волшебной – уютной, теплой, легкой, успокаивающей – атмосферы царства кукол. Светлана изучает историю искусств, поэтому игрушки всех времен и народов (ну, или почти всех) живут в своем кукольном мире не одни – их окружают аутентичные и редкие предметы. Некоторые из них расписаны Светланой – сундук 19 века с мезенской росписью, остальные прибыли откуда-то: итальянская витрина 19 века от художника Большого театра, комод Лоу Бой 14 века и деревенская горка из века 19-го найдены, приобретены, привезены и бережно хранятся.
Шкатулка с готической резьбой (слева) и аптечка абрамцево-кудринской – (справа)
Шкатулки и аптечка, украшенная абрамцево-кудринской резьбой, прялки с урало-сибирской росписью и расписанные мастерами-иконописцами дополняют всю историю. К слову, одна из шкатулок, с резьбой готической, выполнена тарским мастером. И куклы из Тары занимают в Музее Светланы почетные места – прекрасная сорока в шали и сарафане смотрела на нас несколько растерянно и удивленно со стеклянной витрины, заполненной миниатюрной кукольной мебелью и посудой.
Та самая сорока из Тары
Там, где куклы, непременно должны быть дети! И они есть: при Музее действует творческая мастерская «Легенда». Холодный фарфор от Татьяны Жаровой, иконопись, на которую творческую студию благословил митрополит Омский и Прииртышский Дионисий, роспись по дереву и даже народное пение под аккомпанемент таежной шумельки, деревянной игрушки, похожей на лошадку или как говорили раньше – «коника», ее оригинал нашли на раскопках в Таре. И вот сейчас эта игрушка, выполненная местным мастером с точностью до миллиметра, пахнущая кедром, липой или березой, из чего она, собственно, и изготовлена, «подпевает» маленьким исполнителям народных песен.
В руках у Светланы шумелька из кедра (очень пахнет лесом...)
Дети приходят на занятия не одни – взрослые, не планируя остаться творить вместе со своим чадом, садятся рядом, увлекаясь живописью или мастеря что-то невесомое и удивительное, на что способен только холодный фарфор.
Арт-объект «Окно из прошлого»
Здесь же небольшая мастерская Светланы, где мы увидели удивительный арт-объект, выполненный для одной из омских выставок – «Окно из прошлого», состоящего из рамы 19 века, расписанной авторской скифо-таежной росписью – саргатским и кулайским орнаментом, – внутри которой встроена трехмерная проекция «Города будущего». Проекция повествует о запуске ракеты «Ангара» с Байконура (в свое время Светлана очень тщательно подошла к этому вопросу, согласовав все ролики с Роскосмосом), робототехнике и другим интересным инновационным техническим историям будущего и, впрочем, настоящего тоже.
«Смысл моей работы в том, что если мы не сохраним прошлое, у нас не будет будущего», – поясняет Светлана.
Икона 18 века, которую реставрирует Светлана
Светлана осваивает еще одно ремесло – учится реставрировать иконы. Благодаря этому, ей удалось спасти куклу «укутку» из папье-маше: только клей на основе рыб осетровых пород, такой необходимый в реставрационном процессе, смог «оживить» очень ценный музейный экспонат. Икону Божьей Матери – Белорусскую Троеручицу – художница написала сама. Реставрации Светлану учит мастер Оксана Филина, которая преподает в духовной семинарии и ведет курс по иконописи в музейной творческой студии. Сейчас в работе по восстановлению две иконы: «Неопалимая Купина» 19 века и икона 18 века «12 праздников», требующая длительной и кропотливой работы. Помогает творить Светлане и юным мастерам друг и соратник – керамист Юрий Буренков.
Чувствую, остановиться описывать все, что мы увидели сегодня – невозможно. В голове звучит: рассказать про кукурузу, игрушку-пупса для купания, которая весит около восьми килограммов, и двуликую игрушку Ганешу из Индии. Но остановиться пора. Пусть читатель решит, стоит или нет сходить в Музей и увидеть все собственными глазами. Увидеть и услышать рассказ Светланы Захаровой о мире, где живет добро.
Мастерская-музей весь июль с 12.00 до 18.00 работает бесплатно. Все дни, кроме субботы и понедельника, можно не только смотреть и слушать, но и участвовать в мастер-классах.
Игрушка «Кукуруза»
P.S.: все-таки немного и не подробно о кукурузе. Эти игрушки «приехали» в Музей из Санкт-Петербурга. По одной купить их невозможно, только всю коллекцию (о том, сколько «кукурузных» предметов насчитывает коллекция, расскажет Светлана Захарова непосредственно в Музее). А появились они во времена «кукурузного бума», когда по замыслу Никиты Хрущева эта культура должна была стать «вторым хлебом».
Теперь точно все!
Автор Ирина Мухамадеева
Фото Марина Бузынина, Ирина Мухамадеева