Музей Эрмитаж как на ладони, благодаря «Театру живописи»

13:31 04 янв 2019

vahp7g-z4oc.jpg

От Омска до Санкт-Петербурга расстояние в три тысячи километров. А вот до Санкт-Петербургского Эрмитажа омичам теперь рукой подать. Выйти на улицу Ленина, зайти в музей ИЗО имени Врубеля, подняться на второй этаж, пройти мимо врубелевской сцены и зала с триптихом Михаила Врубеля, спуститься по лестнице и, пройдя по темному короткому коридору, зайти в маленький зал. Здесь Эрмитаж. Его история, потери и шедевры. А еще здесь экскурсовод Эрмитажа – Татьяна Филоненко. Актриса «Театра живописи» на этот раз переживает огромную историю одной из самых крупных сокровищниц в мире. С ней говорит сам Эрмитаж звучным голосом актера омской драмы Ивана Маленьких. Голос словно из самих глубин истории. Режиссер-постановщик спектакля – Николай Михалевский.

Начинается спектакль с воспоминаний трагедии. Когда более 30 лет назад житель Литвы зашел в музей, прошел в зал с Рембрандтом, и на глазах десятков людей облил кислотой и порезал ножом «Данаю». Это был кошмар. Люди были в шоке, картина таяла на глазах, кислота проникала в кисть художника. Реставраторы и химики боролись за жизнь «Данаи», а окончательно реставрация закончилась лишь 12 лет спустя. Сегодня посетители могут насладиться ее красотой, которую удалось спасти. Если приглядеться, можно увидеть следы от ножа, но теперь они служат лишь как память о том случае.

Шокировав зрителя этой историей, создатели спектакля перешли к более плавному повествованию. Как из частной коллекции Екатерины Второй вырос Эрмитаж? Почему императрица закупала произведения искусства сотнями предметов. В то же время была приобретена единственная для Эрмитажа работа Микеланджело – «Скорчившийся мальчик». Почему пришлось строить новое здание и называть его Большим Эрмитажем? В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин. Это первая в России художественная галерея. К счастью, следующие правители сохранили и приумножили коллекцию императрицы. А сам музей стал публичным – благодаря строительству здания Нового Эрмитажа.

dob51vwgrt0.jpg

Акцент – на пожаре в Зимнем дворце 1837 года. Зритель пугается от масштаба катастрофы. Ведь этот пожар тушили более суток, а тлел дворец еще три дня. Люди спасали царское имущество, вынося мебель, столовое серебро и картины прямо на дворцовую площадь. Экскурсовод Филоненко рассказывает с любовью и благоговейным трепетом. Мы узнаем, какие полотна были приобретены, как рос и строился Государственный Эрмитаж

Но к моменту исторической части, где состоялся приход большевиков, накал страстей повествования нарастает. Кульминацией спектакля можно считать момент, когда идет речь о печально известных распродажах. Правительство СССР решило заработать на продаже произведений из музейных коллекций ради индустриализации страны. Экспонаты разной ценности вывозились тысячами, из них 48 экспонатов мирового значения. В спектакле упоминается и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, которую сотрудники Эрмитажа смогли удержать, но по тривиальной причине – не сошлись в цене с потенциальным покупателем. Татьяна Филоненко бурно и нервно перечисляет проданные шедевры, которые транслируются на большой экран небольшого сценического пространства. Волнение трепетной смотрительницы передается в зал. И уже все зрители, заворожено смотря на перечисляемые полотна, искренне сопереживают российской трагедии мира искусства.

Качель революции и распродаж закончилась, и спектакль снова переходит в плавное повествование. Мы продолжаем знакомиться (кто впервые, а кто заново) с великими художниками и их шедеврами: живописец, скульптор и архитектор эпохи Испанского Ренессанса Эль Греко и его картина «Апостолы Петр и Павел»; Пабло Пикассо – выбор ударения на усмотрение говорящего; француз Анри Матисс и сочное полотно «Танец», которое художнику заказал Московский коллекционер Сергей Щукин для своего особняка; Андре Дерен и его «Портрет неизвестного читающего газету» - молодой юноша с картины будто активно включается в диалог, глядя на нас своими печальными глазами.

А тем временем Татьяна Филоненко готовится к встрече посетителей Эрмитажа, чтобы рассказать им свою историю.

x_cxub62xow.jpg

Такую кропотливую работу, кою проделал Николай Михалевский переоценить сложно. Спектакль готовился в течение двух лет. За это время создатели изучили бессчетное количество фильмов, книг, статей. Режиссер прослушал все тексты Михаила Пиотровского, оценил высказывания Сокурова. Так появилась история спектакля. Синхронность текста и видеоряда идеальна. Полотна появляются на экране, Филоненко любовно их «читает» и пересказывает зрителю.

Было интересно, какой станет финальная нота спектакля. Неожиданно, но закономерно, итогом повествования стал нидерландский художник-постимпрессионист 19 века Винсент Ван Гог. Самый яркий пример непризнанного творца, который сошел с ума, будучи гением. Его подсолнухи, ирисы, заключенные, пейзажи по сей день будоражат мир, а коллекционеры борются за право обладания полотнами. Зал Винсента Ван Гога находится в здании Главного штаба Государственного Эрмитажа. За десять с небольшим лет Ванг Гог создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. В Эрмитаже же хранится всего четыре картины Ван Гога: «Воспоминание о саде в Эттене», «Арена в Арле», «Куст» и «Хижины». Сам живописец покончил с собой в 37 лет. Это была трагедия для мировой культуры, но об этом узнали только потом, когда искусство Ван Гога увидел свет, и миру пришлось осознать, какое достояние он потерял.

Автор: Ирина Чернышева. Фото: Андрей Кутузов