Неистовую искренность Фриды Кало покажут на сцене Омского Дома актера

13:15 13 янв 2023

Юбилейный – сотый! – «Культурный завтрак», организаторами которого являются редакция газеты «Омская правда» и информагентство «Омскрегион», состоялся в ресторане «Где же кролик». Участниками традиционной встречи журналистов c  представителями театрального сообщества стали создатели спектакля «Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало»  - автор пьесы и режиссер-постановщик Ольга Краскова, композитор Виктория Карловски, исполнители главных ролей Надежда Московец и заслуженный артист России Александр Гончарук.

Почему именно мексиканские страсти захватили омских творцов в зимнюю стужу и обещают стать событием в жизни театрального Омска в самом начале весны?  Оказалось, что пьеса «Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало» была написана Ольгой Красковой несколько лет назад. Автор отправила ее на конкурс «Действующие лица» - самый крупный драматургический конкурс России, на который  было представлено 360 пьес из разных стран. История омского драматурга стала лауреатом  и вошла в сборник «Лучшие пьесы России 2020 года». Многие режиссеры  изъявили желание поставить ее на своих площадках. Велись переговоры с театрами Красноярска, Питера, Москвы, Омска – но все почему-то  не складывалось. Как считает Ольга Краскова, потому что эта пьеса была написана по предложению Александра Анатольевича Гончарука. «В нашем тандеме мы уже много лет друг друга подпитываем, поддерживаем и дополняем. Гончарук – это человек-намерение. Если он что-то захотел сделать, то это обязательно реализуется. Я поняла, что моя пьеса  должна реализоваться именно таким образом, каким она сейчас и осуществляется на сцене Омского Дома актера».

Не все идет гладко, а даже наоборот. Например, на роль главной героини спектакля - художницы Фриды Кало - пробовались  пять омских актрис. Репетировали, а потом уходили из проекта. Объяснения звучали почти одинаково: так здесь же надо работать! «Актриса, уверенная в себе, пришедшая с барского плеча сыграть Фриду, не сможет этого сделать», - считает Ольга Краскова. Узнав о готовящейся постановке, в Омск позвонила артистка московского театра «Сатирикон». Сказала, что роль Фриды – это ее мечта, что худрук Константин Аркадьевич Райкин отпускает ее в Сибирь и просила только оплатить перелет…

Героинь по имени Фрида в спектакле три. Это - основная Фрида, проживающая жизнь от рождения до ее финала, Фрида-жизнь и Фрида –смерть.

Основную роль страстной  художницы сегодня репетирует актриса «Гончарук-театра» Надежда Московец. Красивая, тонкая, пикантная.

- Надя изначально была в составе спектакля и должна была играть Фриду-смерть, - рассказывает Ольга Краскова. -  Она мужественный человек. Однажды во время спектакля в «Топ-театре», где Надя летала на подвесках вниз головой, оборвались стропы, и она упала с трехметровой высоты, разбила лицо. Вызвали  «скорую помощь», наложили швы, а вечером Надежда вышла на сцену в спектакле «Слуга двух господ» и сыграла прекрасную Беатриче. Для меня это показатель преданности делу, театру, ролям. Когда мы начали репетировать Фриду, то Наде было сложно. Существовала большая психологическая нагрузка ожидания от исполнительницы, и многие в нее не верили. Сам персонаж должен был заставить ее что-то преодолеть. Надя сражалась за каждый шаг, каждую реплику, каждую сцену. Сейчас у меня уже нет сомнений, что она сыграет.

А вот актриса Надежда Московец видит в образе Фриды саму Ольгу Краскову. Она оценила ее актерскую работу в спектакле «Несломленные», где Краскова  играла мать, потерявшую ребенка. «Если со мной что-то произойдет, то кроме Ольги Викторовны, эту роль никто не сыграет», - считает  Надежда. – В чем особый дар Фриды Кало? В том, что она не поникла, не захотела умереть, когда попала в аварию, а решила жить, творить, работать. Ее сила в том, что она возвращалась к своим истокам,  своим предкам. Например, для нас жизнь и смерть – это добро и зло, а в мексиканской культуре - это две стороны одного,  хорошего. Я постоянно ищу Фриду в себе. Это роль-мечта для любой актрисы.

- Научиться говорить миру «да», когда он тебе говорит «нет», - вот в чем сила Фриды Кало.  Когда актер начинает работать на пределе возможностей, тогда может что-то получиться, - считает заслуженный артист России Александр Гончарук. - Наш спектакль о том, как становятся личностью, как творческое и женское формируют человека. Фрида не созерцает мир отстраненно, она его проживает через каждый мазок кисти. Ее картины обладают силой неистовой искренности, как говорили современники Кало.

Александр Гончарук исполняет роль Диего Риверы, мужа Фриды Кало – талантливого мексиканского живописца, получившего художественное  образование в Европе. Диего жил и учился в Париже,  работал в Мадриде. В 43 года женился на 22-летней Фриде Кало. Их совместную жизнь нельзя назвать однозначной. В ней было все – от сумасшедшей любви до безумной ревности. «Я изменяю тебе, - заявлял Диего,- но это не значит, что я предаю тебя». По сути, являясь мужем Кало, он оставался в ее тени до конца своей жизни.

 - Диего еще далеко от меня, он еще в зародыше. Это невероятное животное, какая-то планета. Фрида прожгла Диего насквозь, дала то, чего ему не хватало.  - говорит о своей роли Александр Гончарук.  – Мне как артисту  нужно сделать все, что я могу. И потом будь, что будет. Стараюсь не рефлексировать. В этот материал надо погрузиться, жить этим. Личность героев обязывает.

Музыку к спектаклю «Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало» пишет омский композитор Виктория Карловски. В качестве основной мелодии взята музыка индейцев, которая перерабатывается в современную. Неизвестно, будет ли в спектакле  музыкальная тема, которая станет главной. Есть колыбельная, пока она является лейтмотивом всего спектакля.

- Музыки будет много, - обещает режиссер-постановщик Ольга Краскова. – Композитор  не работает вхолостую, каждая мелодия прописана по минутам, фразам. Все четко. В спектакле звучит популярный жанр мексиканской народной музыки мариачи. Ансамбль из четырех актеров будет играть на сцене вживую. Решение об использовании проекции еще не принято, но движущийся экран уже есть. Я еще думаю, использовать ли картины или все-таки спровоцировать зрителя, чтобы он залез в интернет и посмотрел сам. Жанр спектакля определен как эксцентричный байопик, то есть биографическая история.

Кстати, Ольга Викторовна Краскова – омичка. Живет и по большей мере работает в родном городе. Училась в Санкт-Петербургском театральном институте, на режиссерском курсе Мастера, чье имя очень хорошо известно театральному Омску – в середине 80-х годов Геннадий Тростянецкий был главным режиссером Академического театра драмы, сменив на этом посту Артура Хайкина. Самой известной режиссерской  работой  Геннадия Рафаиловича в омской драме является спектакль «У войны не женское лицо», участники которого вместе с режиссером-постановщиком стали лауреатами  Госпремии РСФСР.

На вопрос, хотела бы Ольга служить Мельпомене не на вольных хлебах, а в стационарном театре, режиссер отвечает положительно, не исключая для себя возможности отъезда из города. Удерживает в Омске команда  единомышленников, которая сложилась за несколько лет совместной работы и с которой осуществлено немало удачных проектов. Самой громкой постановкой, на которую билеты раскупаются за два-три месяца до показа, является «Секрет Дориана Грея».   

Что же касается предстоящей премьеры о жизни Фриды Кало, то сценография спектакля принадлежит Ивану Шатову, художнику и артисту Северного драматического театра имени Михаила Ульянова. Сценограф придумал нити, натянутые  через всю цену, которые будут олицетворять нервы. Концепция костюмов принадлежит Ольге Красковой. Шьются они в пошивочном цехе театра «Галерка». Костюмы, по словам создателей спектакля, будут образные и метафоричные одновременно.

Такова концепция спектакля «Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало» на сегодня. Что доживет до премьеры, увидим 13 марта в 19.00 на сцене Омского Дома актера.

Проект осуществляется за счет средств частного инвестора, при поддержке Дома актера и технических ресурсов театра «Галерка». Создатели же спектакля, со слов режиссера-постановщика, будут вкладываться в пост-продакшн.

 

О художнице Фриде Кало

Фрида Кало де Ривера (1907-1954), мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. На ее творчество заметное влияние оказали  мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки. Художница работала в стилях реализма, сюрреализма, символизма; жанрах живописи  и гравюры. Ее мужем был художник Диего Ривера. Сближало их не только искусство, но и политические взгляды - оба поддерживали коммунистическую партию. Их бурная совместная жизнь стала легендой. В середине 30-х годов в доме Фриды и Диего скрывался советский политэмигрант  и революционер Лев Троцкий. В 1939 году Кало приняла участие в парижской выставке мексиканского искусства, где ее работы стали сенсацией. В 1953 году состоялась первая персональная выставка на родине. Много лет  художница имела проблемы со здоровьем, что в итоге приковало ее к постели.

Творчество Фриды Кало до сих пор пользуется огромной популярностью. Одна из ее картин была приобретена Лувром. Многие работы хранятся в музеях Мехико и Вашингтона. В 2019 году состоялась выставка работ и фотографий Кало в Москве. Стоимость ее произведений оценивается в миллионы долларов. О мексиканской художнице Фриде Кало сняты игровые и документальные фильмы, в том числе  одна из серий российского сериала «Троцкий» (2017), поставлены спектакли.

 Имя Фриды коммерцилизировано, и уже много лет под брэндом «Кало» выпускаются косметика, спортивная обувь, ювелирные изделия, алкоголь, издаются банкноты и марки с ее изображением.

Фото картин Фриды Кало взяты из открытых интернет источников, фото с "Культурного завтрака" Сергея Мельникова. 

 

Маргарита Зиангирова

    Предыдущий Следующий