Ничто на земле не проходит бесследно
В Омском академическом театре драмы прошли мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею
"Как молоды мы были, как верили в себя"
26 мая на Камерной сцене имени народной артистки РСФСР Татьяны Ожиговой состоялась творческая встреча с Геннадием Тростянецким, главным режиссером Омского театра драмы с 1980 по 1987 годы.
Знаковым спектаклем в творческой биографии режиссера Геннадия Тростянецкого является постановка по документальной повести Светланы Алексеевич «У войны не женское лицо». Спектакль был поставлен в 1985 году к 40-летию Великой Победы и имел оглушительный успех не только в Омске, но и во всем СССР. В этом же году актрисы, сыгравшие главные роли, и режиссер-постановщик были удостоены Государственных премий РСФСР им. К.С. Станиславского, а в 1988 году была снята телевизионная версия. спектакля
Геннадий Тростянецкий принял эстафету художественного руководства театром, сменив на посту главного режиссера заслуженного деятеля искусств РСФСР Артура Хайкина (1938-1991). За семь лет работы в Омском академическом театре Тростянецкий поставил более 15 спектаклей, среди которых «Девушка с ребёнком», «Закон вечности», «Лекарь поневоле», «Мой бедный Бальзаминов», «Комната».
В творческой встрече, посвященной юбилею театра, приняли участие народные артисты РФ Валерий Алексеев и Валерия Прокоп, заслуженные артисты РФ Николай Михалевский и Татьяна Филоненко, заслуженные деятели культуры Омской области Элеонора Кремель и Марина Кройтор.
Режиссер и артисты с теплотой вспоминали легендарного директора Омского драматического театра заслуженного работника культуры РСФСР Мигдата Нурдиновича Ханжарова (1918-2000), руководившего театром с 1962 по 1988 годы. По мнению всех, кто знал Ханжарова, он в совершенстве владел театрально-производственным процессом, обладал художественным чутьем и интуицией. Получить от него приглашение работать в Омском театре считалось большой удачей для актеров и режиссеров.
Геннадий Тростянецкий объясняет свой успех в омском театре тремя составляющими: интуицией Ханжарова, собственным молодым задором и профессионализмом Хайкина. Геннадий Рафаилович на всю жизнь запомнил слова Мигдата Ханжарова о том, что режиссер, который пришел в театр , уже на следующий день должен начать репетиции.
Большим успехом у зрителей пользовалась музыкальная постановка Геннадия Тростянецкого "Девушка с ребенком" на музыку ленинградского композитора Марка Самойлова. Главную роль в спектакле сыграла выпускница ЛГИТМиКа, мастерской народного артиста СССР Игоря Владимирова Марина Кройтор.
Режиссер и актриса учились в одном вузе на одном потоке. Геннадий Тростянецкий поступил на курс главного режиссера БДТ народного артиста СССР Георгия Товстоногова, выдержав огромный конкурс. Не меньший конкурс выдержала и Марина Кройтор. По воспоминаниям ныне заслуженного деятеля культуры Омской области, она была 1300-ым абитуриентом и далеко не последним. А набирали всего 10 человек.
Во время творческой встречи Геннадий Тростянецкий рассказал о своей работе в Московском Государственном академическом театре им. Моссовета, Санкт-Петербургском Театре на Литейном, Рижском театре Русской драмы; ответил на многочисленные вопросы зрителей.
В настоящее время Г.Р. Тростянецкий является профессором кафедры режиссуры Российского института сценических искусств (ЛГИТМиК), проводит мастер-классы и режиссерские лаборатории в России и за рубежом.
12+
"И жизнь, и слезы, и любовь..."
27 мая в Омском академическом театре драмы состоялась встреча зрителей с творческой командой, возглавлявшей ОАТД в 90-е годы, которые принято называть «лихими». Но это утверждение напрочь отвергают Борис Мездрич (директор театра с 1989 по 2001 годы), Владимир Петров (главный режиссер с 1995 по 2001 гг.), народный артист РФ Юрий Ицков, служивший в театре с 1979 по 2001 гг., и заведующая литературной частью Ольга Никифорова.
Как вспоминает заслуженный деятель искусств РФ Владимир Петров, ныне директор и художественный руководитель Воронежского академического театра драмы им. Алексея Кольцова, «мы не замечали того, что происходило в стране. По полгода не выплачивалась зарплата, питались в театральном буфете «под запись», но мы занимались творчеством, жили весело и задорно».
Заслуженный работник культуры России Борис Мездрич возглавил Омский академический театр драмы в 1989 году. За год до этого вышел на пенсию и уехал жить в Ростов-на-Дону директор Мигдат Ханжаров, и 14 месяцев коллектив был без руководителя.
Ведущие актеры театра пошли на прием в обком партии, где предложили на пост директора Бориса Михайловича Мездрича, возглавлявшего в ту пору Приморский краевой ТЮЗ. Ходоки аргументировали свою просьбу тем, что данную кандидатуру рекомендует «сам Ханжаров» и тем, что Мездрич – коренной омич. Просьбу удовлетворили, и в театре появился директор.
90-е годы прошлого столетия были одними из ярких в жизни омской драмы. Театр вошел в переломную эпоху, как нож в масло, благодаря высокому профессиональному уровню артистов, тщательно подобранной труппе, воспитанной на драматургии высокого уровня. На таком творческом корабле не страшно было пуститься в штормовое море 90-х.
В 1995 году пост главного режиссера театра занял Владимир Петров, до этого служивший худруком в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки. По словам Владимира Сергеевича, он не сразу дал согласия на работу в Омске. Ускорил этот процесс Борис Мездрич, прислав Петрову в накопитель омского аэропорта (а тот уже собирался улетать) стопку визиток с надписью « Владимир Сергеевич Петров, главный режиссер Омского академического театра драмы». И это был счастливый для театра случай, когда директор и режиссер нашли друг друга.
Спектакли «Человек, животное и добродетель»,"Происшествие, которое никто не заметил", "Бдын", "Театр", «Академия смеха», "Живой ируп", «Натуральное хозяйство в Шамбале», «Часовня», «Церемонии зари» и, конечно, «Женщина в песках» по пьесе завлита театра Ольги Никифоровой, написанной по повести японского писателя Кобо Абэ.
«Женщина в песках» давно не давала покоя Борису Мездричу. Но материал был сложный, в пьесе всего два героя – мужчина и женщина. Она – японка, значит, играть должна актриса из Страны восходящего солнца. Он – европеец, человек славянской внешности. За постановку в Омске брался один известный режиссер, но при условии, что героя будет играть артист из Питера. Мездрич отверг этот вариант, справедливо считая, что в омской труппе артисты не хуже. И время спустя за работу над «Женщиной в песках» взялся Петров.
Спектакль имел большой успех: в 1997 году получил четыре Золотых Маски – за лучшую режиссуру и лучшее исполнение женской и мужской главных ролей. Четвертой стала Маска «За честь и достоинство», заслуженно врученная народной артистке РСФСР Елене Ивановне Псаревой. На следующий день одна из центральных газет вышла с заголовком «Лучшая актриса России не говорит по-русски», а желтая пресса поспешила «обвинить» Мездрича в том, что каждому члену жюри он купил по «Тойоте»...
На вопрос о принципах выбора режиссера Борис Мездрич ответил так:
- У него должна быть понятийная база, нюх, чтобы он мог глубоко разбирать пьесу. Это первое. Второе — знание того, как построить структуру спектакля. Естественно, я смотрю все, что он сделал ранее. Не только сам — есть люди, мнению которых я доверяю. Директор Омского академического театра драмы Мигдат Нурдинович Ханжаров рассказывал: вот приходит режиссер к директору и говорит, мол, хочу "это" поставить, и дает название, которого ты не знаешь и не читал. И если ты садишься, читаешь и тебе интересно, но как это сделать непонятно, то это верный признак того, что материал надо брать в работу. Вот это меня никогда не подводило.
В 90-е годы Омский академический театр драмы был частым гостем на сценических площадках Германии, США, выступал в Швеции, Дании, Японии, Польше, Латвии, принимал участие в театральных фестивалях, проходивших в Чехи, Франции, Коста-Рик, Казахстане, Узбекистане.
В 1997 году на сцене «академиков» играл на своей виолончели Мстислав Ростропович, а двумя года ранее был показан мхатовский спектакль «За зеркалом», где в роли Екатерины II выступила народная артистка СССР Галина Вишневская.
На творческую встречу в пространство Камерной сцены, созданной также в 90-е годы и носящей имя знаковой для театра актрисы, народной артистки РСФСР Татьяны Ожиговой, пришли сотрудники и актеры, служившие в академической драме в разное время: народный артист России Николай Чиндяйкин, заслуженные артисты России Надежда Живодерова, Анастасия Светлова и Николай Ханжаров, заместитель директора театра по работе со зрителями Валентина Асташева, водитель Владимир Писчиков.
28 мая они и приехавшие на юбилей Омского академического театра драмы гости прошли по красной дорожке, ведущей к центральному входу в театр. Омичи приветствовали директора театра в 90-е годы Бориса Мездрича, главного режиссера театра тех лет Владимира Петрова, заслуженных артистов РФ Илону Бродскую, Сергея Волкова, Сергея Лысова, Валерия Скорокосова, актеров Давида Бродского, Андрея Никитинских, Наталью Бороздину, Ингу Матис, Марию Степанову, создателя телепрограммы об Омском академическом театре драмы "Семнадцатый тост" журналиста Елену Медведскую, заместителя председателя СТД РФ, директора Московского государственного академического театра им. Евгения Вахтангова Кирилла Крока.
Во время торжественной части Губернатор Омской области Виталий Хоценко наградил Почётной грамотой региона "За высокое профессиональное мастерство и большой вклад в развитие культуры" коллектив академического театра драмы, а директору театра Виктору Лапухину вручил золотую медаль «За особые заслуги перед Омской областью».
После завершения торжественной части был показан юбилейный спектакль «Омское время», уникальная постановка, которую сыграли на сцене театра всего два раза – 28 и 30 мая. Драматург и художественный руководитель постановки – Ольга Никифорова, режиссеры постановщики – заслуженные артисты России Сергей Волков и Олег Теплоухов.
«Омское время» - это спектакль, объединяющий трогательные воспоминания прошлого и сегодняшний день. Это путешествие по закоулкам памяти, где переплетаются «и жизнь, и слезы, и любовь».
12+
"В жизни хорошо встретиться с таким театром, как Омская драма"
30 мая на Камерной сцене им. Татьяны Ожиговой состоялась творческая встреча с народным артистом России Николаем Чиндяйкин, служившем в Омском академическом театре драмы с 1973 по 1988 годы. Встреча проходила в рамках празднования 150-летнего юбилея театра, который отмечается в мае этого года.
Николай Чиндяйкин — актер, режиссер, педагог. В 60-е годы закончил Ростовское театральное училище, служил в Ростовском ТЮЗе, затем переехал в Омск, застав золотую пору расцвета его драматического театра. Через четверть века актер поступил на режиссерское отделение ГИТИСа, 20 лет служил в Московском театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева.
В настоящее время Николай Чиндяйкин служит в МХТ им. Чехова, в труппу которого был приглашен тогдашним руководителем театра народным артистом СССР Олегом Табаковым.
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» за постановку спектакля «Плач Иеремии».
Омский академический театр драмы народный артист России называет «театром мечты».
- Театр – это судьба, - убежден Николай Чиндяйкин. – В жизни хорошо встретиться с таким театром, как Омская драма. Я застал его в пору золотого расцвета.
На сцене Омского театра драмы Николай Чиндяйкин сыграл десятки ролей. В его послужном списке такие спектакли, как «Антоний и Клеопатра», «Орфей спускается в ад», «Последний срок», «Царь Борис», «Двое на качелях», «Наедине со всеми», «Мещане».
Отвечая на вопросы зрителей, Николай Чиндяйкин рассказал о знаковых личностях театра – народных артистах РСФСР Алексее Теплове и Елене Псаревой, заслуженных артистах РСФСР Николае Слесареве и Надежде Лениной (Надеждиной), главном режиссере театра Артуре Хайкине, директоре Мигдате Ханжарове и, конечно, о народной артистке РСФСР Татьяне Ожиговой, с которой актер был счастлив в браке 15 лет.
- Татьяна была не только красива и талантлива, она была очень умна, - поделился воспоминаниями Николай Чиндяйкин. – Она родилась во время войны в Приморье, затем семья переехала в Ростов-на-Дону. В 16 лет Таня закончила школу с золотой медалью, поступила в ГИТИС сразу на второй курс актерского факультета. Стала самой молодой заслуженной артисткой РСФСР в истории советского драматического театра – в 31 год. А в 38 ей присвоили звание народной артистки РСФСР. Татьяна Ожигова – это последняя великая русская трагическая актриса. Таких больше нет.
По словам Николая Дмитриевича, своей второй мамой он считал народную артистку РСФСР Елену Ивановну Псареву, прослужившую в Омской драме с 1955 по 2004 годы. Елена Псарева и Татьяна Ожигова, несмотря на большую разницу в возрасте, были подругам. Псарева называла Ожигову «моя учительница», и после смерти Татьяны Анатольевны в 1989 году, каждый год ездила на ее могилу в Ростов-на-Дону, продолжала дружить с ее мамой Оксаной Ивановной.
Во время встречи с омскими зрителями Николай Чиндяйкин рассказал о съемках в кино, отмечая, что кинематограф принес ему известность, а именно фильм «Мама, не горюй». Многим зрителям Николай Дмитриевич известен по своим киноработам в лентах «Дети Арбата», «Час Волкова», «Осенний детектив», «Савва» и многим другим. На телеканале «Звезда» актер ведет передачу «Скрытые угрозы». Написал книгу воспоминаний «Не уймусь, не свихнусь, не оглохну», издал сборник «Утренних стихов».
В завершении творческого вечера Николай Чиндяйкин исполнил романс на стихи Леонида Мартынова «Нежность».
12+
К юбилею Омской драмы открыли памятную доску легендарному директору театра Мигдату Ханжарову
30 мая состоялось торжественное открытие мемориальной доски директору Омского театра драмы с 1962 по 1988 годы, заслуженному работнику культуры России Мигдату Нуртдиновичу Ханжарову. Мемориальная доска была установлена на доме N 10 по проспекту Карла Маркса, где он жил.
Мигдат Нуртдинович Ханжаров (1918 – 2000) - заслуженный работник культуры России, Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, Кавалер Ордена Отечественной войны второй степени.
Родился 28 ноября 1918года в Перми, в актёрской семье. Закончил Свердловскую театральную студию, играл на сцене передвижных театров. Служил в военно-морском флоте на Тихом океане, был в составе актёрских бригад, выступавших на флоте (1939-1946). Участвовал в боях за остров Сахалин, награжден медалью «За Победу над Японией», орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени.
После демобилизации работал администратором в Челябинском драматическом театре.
В 1953 г. Мигдат Ханжаров переехал в Омск, был заместителем директора драматического театра, заместителем директора филармонии.
В 1962-м М.Н. Ханжарова назначают директором Омского драматического театра. И на протяжении четверти века, с 1962 по 1988 годы, он возглавляет Омский драматический театр. Мигдат Нурдинович Ханжаров в совершенстве знал театрально-производственный механизм, был требователен ко всем работникам театра, при этом он обладал художественным чутьем и интуицией. В 1968 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Благодаря деятельности М.Н. Ханжарова на посту директора театра, омский драматический обрел известность, стал регулярно выезжать на гастроли, принимать участие в театральных конкурсах. Это время в Омском драматическом театре называют «золотой эрой театра», эпохой Ханжарова. М.Н. Ханжаров приглашал в Омский театр талантливых артистов, составляя уникальную труппу, ставшую известной далеко за пределами Омска. На должность главного режиссера театра он приглашал профессионалов своего дела, ярких и интересных личностей, которые вывели Омский театр на новый уровень: Ефима Хигеровича, Якова Киржнера, Артура Хайкина, Геннадия Тростянецкого.
Именно в ханжаровскую эпоху Омский драматический был отмечен многочисленными наградами, свидетельствующими о высоком творческом уровне:
- 1973 г. - Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского за спектакль «Солдатская вдова» Н.Анкилова в постановке Я.М.Киржнера;
- 1974г. - Орден Трудового Красного Знамени;
-1983 г. – театру присвоено звание «Академический»;
- 1985 г. - Государственная премия РСФСР имени К.С.Станиславского за спектакль «У войны – не женское лицо» С.Алексиевич в постановке Г.Р.Тростянецкого.
О руководителе Омского академического театра драмы Мигдате Ханжарове знала вся театральная Россия - как об уникальном директоре, от которого получить приглашение на работу в Омский театр считалось среди артистов и режиссеров большим счастьем.
Некоторые из артистов, которые пришли в Омскую драму при М.Н. Ханжарове, работают до нынешнего времени, отдав театру десятилетия. Ханжаров воспитывая людей театра, ввёл незыблемые правила, обязывающие актёра бережно относиться к самому себе, заранее готовить себя к репетициям, а тем более, к спектаклям. Та организованность и дисциплина, ответственность и творческая одержимость, какими обычно удивляет омская труппа, в большой степени привиты Ханжаровым и передаются из поколения в поколение.
- По пальцам можно пересчитать тех, кто пришел на работу в театр при Мигдате Нуртдиновиче Ханжарове и работает до сих пор, - говорит заслуженный деятель культуры Омской области, актриса Омского академического театра драмы Любовь Трандина. – Я попала в театр в то время, когда директор и режиссер ездили на спектакли выпускников театральных вузов, приглядывали артистов в труппу. И нас, четверокурсников Ташкентского театрального института, меня и Шамиля Закирова (впоследствии диктора ЦТ СССР), Мигдат Нурдинович пригласил в Омский театр. Еще до выпуска, на каникулах, мы приезжали в Омск, смотрели репетиции «Солдатской вдовы». Вся жизнь, которая была от начала и до конца его руководства, - это замечательное время. Мы это помним, ценим и рады, что были рядом с ним.
На открытии памятной доски присутствовали министр культуры Омской области Юрий Трофимов, директор ОАТД Виктор Лапухин, актеры, служившие в «эпоху Ханжарова», сотрудники Омского академического театра драмы и гости, приехавшие на его 150-летний юбилей со всех уголков страны. Выступая на памятном мероприятии, министр культуры Омской области Юрий Трофимов отметил:
- Сегодня мы открываем памятную доску одному из самых видных театральных деятелей нашего региона. За те 25 лет, что Мигдат Ханжаров руководил театром, Омская драма достигла больших результатов: театр был награжден орденом Трудового Красного знамени, получил звание «академический». Память об этом человеке должна быть вечной.
В открытии памятной доски приняли участие дети Мигдата Ханжарова, продолжатели театральной династии: Лариса Ханжарова много лет проработала в Омском театре куклы, актера, маски «Арлекин», а заслуженный артист России Николай Ханжаров служит в Ростовском молодежном театре, преподает в филиале ВГИКа. В эти дни Николай Мигдатович находится в Омске и принимает участие в юбилейных мероприятиях академического театра драмы.
- Сердце наполнено любовью к городу Омску, к моим коллегам, ко всем, кто пришел на открытии памятной доски моему папе, - сказал Николай Ханжаров. – То, что происходит – это справедливо. Огромное спасибо всем, кто служил с папой, кто сегодня пришел разделить с нами эту радость. Память – это то, что отличает хороших людей от плохих.
Маргарита Зиангирова.
12+