Нити судьбы, или Чайные беседы о цирке
Сегодня мы поговорим с праправнучкой купца основателя Омского цирка П.К. Сичкарева - Анастасией Макаровой. История Омского цирка насчитывает ни много ни мало 126 лет, в преддверии 164-летия с момента рождения Петра Сичкарева раскройте нам сокровенные исторические и семейные секреты создания цирка в Омске, как все начиналось тогда в далеком 1898 году?
История омского цирка началась в 1898 году, когда в новом деревянном здании в районе улицы Партизанской начал давать представления цирк-театр купца Петра Сичкарева. Возведенное здание из круглого деревянного бруса с ареной, амфитеатром и галереей, по тем временам - это был большой размах, достойный богатого русского купца 2-й гильдии. Здесь проходили не только цирковые представления, но и спектакли профессиональной драматической труппы омского мещанина - известного антрепренера, артиста императорских театров, режиссера Ефима Долина, а так же спектакли артистов петербургского Александринского театра. 21 февраля 1899г. с полным аншлагом прошло цирковое представление артистов под управлением Т.А.Сур. Показано представление с пантомимой, состоящее из большого маскарадного шествия. Премией за лучший маскарадный костюм был золотой браслет (из публикации газеты «Степной край», 1899 февраль). В газете «Рабочий путь» от 27 января 1926 г. рассказывается о юбилее певицы О.В.Невской и особо отмечается, что ее известность началась с зимнего сезона 1899-1900 годов в театре-цирке купца Сичкарева.
Семейное фото - Петр Кузьмич Сичкарев в молодости.
А в 1900 году в цирке Петра Сичкарева прошли гастроли основателя самой знаменитой русской цирковой династии - Анатолия Дурова, рожденного в семье полицейского пристава. Клоун был широко известен со своими дрессированными животными и дерзкими монологами, регулярно позволял себе критиковать власть имущих. Им был создан своеобразный жанр злободневной публицистической клоунады с дрессированными животными. Его называли «королем шутов», и он не возражал – главное, что не «шут королей». Такой визит артиста цирка был знаковым событием для города Омска. Главной фишкой Анатолия Дурова была его дрессированная собачка и попугай, который умел петь цыганские песни. Омичей радовали номерами с угадываниями, силачами и даже собаками, которые катались на свиньях. В театре-цирке купца Сичкарева не хватало мест. Жители Омска ходили по несколько раз на одни и те же представления. Родители жаловались, что из-за того, что выступления проходят вечером, нельзя на них попасть детям, которые мечтают увидеть животных.
Анатолий Леонидович Дуров – русский цирковой артист, клоун и дрессировщик
Максим Горький писал о выдающемся цирковом артисте: «Он был тем волшебником, который в отравленный источник печали влил каплю, одну только каплю живой воды – смеха – и сделал его целебным, дающим силу и жизнь». А Куприн говорил: «Это величайший русский цирковой артист, впервые показавший, что клоун - не шут, а художник и сатирик».
Помещение Цирка было построено из теса, в нем было электрическое освещение. По тем временам такой подход к организации цирка был редкостью, в то время как другие цирки в Сибирских городах строились со столбом посередине для закрепления тента (что затрудняло выполнение сложных и зрелищных номеров), на четырех столбах, а тент держали стальные канаты. На столбах закрепляли лампы для освещения зала и арены, опоры для гимнастических снарядов.
Рядом был вход в Детский (городской общественный) сад, где любила гулять публика, и отбоя от зрителей не было. Заведение скоро стали назвать «цирк Сичкарёва», или попросту «Сичкарёвка». К проекту Петр Кузьмич подошел максимально прагматично: минимум удобств, максимум прибыли. Впрочем, его можно понять, дело для Омска было новое и коммерческого успеха никто не гарантировал. Чтобы быстрее окупить вложенные средства и получить барыши, П.К. Сичкарёв экономил на всём: от керосинового освещения и электричества до театральных декораций.
Зимой из-за того что помещение не отапливалось, преставления давать было невозможно. По оценке омской газеты «Степной край» (1905), это был балаган «с дырявыми, качающимися полотнами вместо декораций, на которых при самом пылком воображении нельзя было узнать, что на самом деле изображено, с низкопробной распивочной (вместо буфета), с представлениями, как бы специально направленными к тому, чтобы мало-помалу заглушить в зрителе всякое эстетическое чувство».
Необычайно сложным в то время был процесс перемены декораций и установки циркового реквизита. Занимались им рабочие. Все это занимало у них так много времени, что некоторые зрители успевали съездить домой, поужинать и потом вернуться в театр-цирк. Опоздание никого не смущало. В зрительный зал можно было войти в любой момент, неспешно пройтись между рядами лавок, поздороваться с кем-то из знакомых или приветливо помахать рукой. Тем не менее, именно в цирке купца П.К.Сичкарева омичи увидели первые сеансы кинематографа.
Первая попытка создания постоянно действующего кинотеатра в Омске была предпринята Петром Сичкаревым в январе 1907 года, состоялось открытие стационарного электротеатра «Одеон». Именно здесь на «Сичкаревке» были организованы регулярные сеансы кинематографа - увеселительного аттракциона «Живые фотографии». Перед амфитеатром устанавливали экран, чтобы показывать кинофильмы: «Человек-змея», «Купальня», «Улица Парижа», «Приход поезда», «Столярная мастерская». Сеансы были короткими, по 15-20 минут. Фильмы в основном демонстрировали движение. Люди могли спокойно передвигаться по залу, разговаривать. Для привлечения зрителей в перерывах между сеансами играли целые оркестры, привлекались певцы и цирковые артисты, в большинстве случаев - это были клоуны. Интерес к кино разжигала и пресса. Самое интересное, что клоунам было запрещено выходить в зрительный зал и дотрагиваться до публики. Это могли воспринять как оскорбление. Клоуны в обязательном порядке старались очень деликатно общаться со зрителями и при этом перед выходом на манеж они обязательно одеколонились какими-нибудь очень дорогими духами. Чтобы публика не воспринимала их как нищих и не очень умных людей, а наоборот, как состоятельных, которые только разыгрывают из себя чудаков. Это был довольно свободный юмор, где потешались и над Омской городской Думой, и над состоятельными людьми города: магнатом, хозяином Омской фабрики для производства земледельческих машин и орудий - Сергеем Христиановичем (Сёреном Рефсгаардом) Рандрупом, крупным меценатом (кяхтинским и тарским миллионером, купцом 1-ой гильдии) Яковом Андреевичем Немчиновым. Не была обделена вниманием клоунов и королева омской торговли – хозяйка «Торгового дома Шаниных» купчиха 1-й гильдии, благотворительница Мария Александровна Шанина.
В некоторых случаях, когда клоуны "перебарщивали", их штрафовали и выдворяли из цирка, а затем и из города. В цирке нельзя было разыгрывать никакие кощунственные пантомимы. Нельзя было потешаться над христианской религией. Нельзя было высмеивать ошибки военных и полицейских. Об этом можно было сказать в куплете, но нередко это заканчивалось тем, что исполнителей потом снимали с представления… На каждом представлении в зрительном зале сидели приставы.
Очень многие артисты приезжали на гастроли. Это были итальянцы, немцы, французы. Русские артисты должны выступать в традиционных костюмах. Наездникам и наездницам положено было одеваться во всякие сарафаны. Одежда должна была соответствовать национальной моде, а артисты выступали под русскую музыку. Так цирк вошел в жизнь омичей XIX века и стал ее частью, соревнуясь (с переменным успехом) с театром за право быть самым популярным видом развлечений.
Плата за вход была от 30 до 60 копеек, ложи — 75 копеек, ученические билеты — 15 копеек, однако учащимся разрешалось посещать кинотеатр только с позволения учителей. В октябре 1908 года кончился срок аренды земли под деревянным театром-цирком, но его снос отсрочили до мая 1909 и продолжали использовать. Так, в марте 1909 здесь организовали вербный базар - выставку дамских рукоделий, изящных работ, цветов, пасхальных яиц и кукол - в пользу Омской общины сестер милосердия. Омские кинематографы активно занимались благотворительной деятельностью. Так, в феврале 1910 года кинематограф А. Л. Усплентьев весь свой трехдневный сбор отдал в пользу бедных. Электротеатр «Иллюзион» пожертвовал выручку в пользу неимущих учениц 2-й женской гимназии. В феврале 1913 года по случаю 300-летия Дома Романовых все омские кинематографы и Петр Сичкарев в электротеатре «Одеон», бесплатно демонстрировали «картины для народа», а на патриотические фильмы бесплатно пускались учащиеся. Весной 1917 г. в электротеатре «Одеон» демонстрировалась картина в 2-х сериях «Гришка Распутин, позор дома Романовых».
Зрительный зал был рассчитан на 800 посетителей. Его сцену приходилось постоянно перестраивать: для одного представления была нужна арена, для другого театральная сцена, а при необходимости перед амфитеатром устанавливали киноэкран. Обычно в цирках устанавливали жесткие неудобные лавки из грубо обструганной древесины, так что богатые горожане часто рвали свои наряды и негодовали по этому поводу. Петр Кузьмич Сичкарев обил часть лавок кожей, и эта проблема исчезла. В фойе цирка можно было собраться перед выступлением и в антракте, вести светскую беседу, наслаждаться угощениями. В то время деревянные цирки часто загорались, поэтому большое внимание в цирке Сичкарева уделялось противопожарной безопасности – в цирке были установлены бочки с водой, ведра и огнетушители, а во время представлений в помещении дежурил городской пожарный расчет и полицейский для укрощения особо впечатлительных зрителей, желающих на кулаках доказать свою мысль и активную гражданскую позицию.
Интересный исторический факт в жизни Омских цирков. Так, в августе 1911 года, вышел приказ действительного статского советника Акмолинского губернатора А. Н. Неверова, который находился на этом посту почти пять лет (1910 – 1915), выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, запретивший приставам, их помощникам и околоточным надзирателям «посещать по службе цирк купца Ильи Григорьевича Чирикова, цирк Эразма Андреевича Стрепетова и прочие увеселения». Связано это было с одним весьма курьезным обстоятельством. Дело в том, что в цирке можно было не только смотреть представления, но и поиграть в буфете в карты. Этого и опасался Губернатор в те далекие времена, хотя сам любил играть в «Тресет», но скрывал свои человеческие слабости от всех непосвященных.
Архивная справка: СИЧКАРЁВ Пётр Кузьмич – родился 12 июня 1860г., купец 2-й гильдии, имел несколько доходных домов. Обер-офицерский сын (из Екатеринбурга). В Омске с 1878 г., основатель первого Цирка в г. Омске. В октябре 1898г. обращался в Омскую городскую думу с просьбой выделить земельный участок под строительство цирка-театра. Постановлением Омской Городской Думы от 19 октября 1898г. под предводительством городского головы Н.Н. Остапенко, участок земли в юго-западной части Любиной рощи был выделен, с обязанием купца возвести первое цирковое здание цирка-театра в Омске. Упоминается П.К. Сичкарев в сохранившимся историческом документе от 19 декабря 1907г. в Письме в Первое театральное агентство Е.Н. Рассохиной со сведениями о театрах и других развлечениях в г. Омске, в котором кратко обозначается «цирк-театр - полный сбор до 1000 рублей, имеется электричество». 24 декабря 1900 предоставил помещение цирка для проведения благотворительной лотереи Обществу попечения об Ольгинском приюте трудолюбия для детей сирот. В декабре 1900 года купец сам жертвовал 1000 рублей в пользу голодающих Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Состоял секретарем Правления Общества хоругвеносцев при Омском кафедральном соборе. В марте 1910г. П.К. Сичкарев просил городскую управу разрешить обустройство в собственной усадьбе (Бутырский форштадт) мастерской с керосиновым двигателем по производству бумажных кульков. На предприятии в 1915–1916г. функционировал керосиновый двигатель в 4 л. с., были заняты управляющий и приказчик, 10 рабочих из которых 7 девочек-подростков, вырабатывалось за год 9100 пуд. рулонной бумаги, 8750 пуд. бумажных пакетов. Оборот и прибыль предприятия в 1915г. составляли соответственно 40 тыс. и 4 тыс. руб., а в 1916г. – 50 тыс. и 5 тыс. руб. Торговых книг не вел. На I Зап.-Сиб. с.-х., лесной и торгово-промышленной выставке в Омске (1911г.) продукция Петра Сичкарева была удостоена похвального отзыва (стр. 53 Список экспонатов получивших награды на первой Западно - Сибирской выставке). Кредитовался в омском отделении Гос. банка. В 1906г., 1917г. размер кредита составлял 2 тыс. руб. После закрытия первого омского цирка, купец открыл пакетное производство и магазин «Бумажный кулёк» в собственном доме №73 на Баронской улице (сейчас ул. Октябрьская). В советское время, Петр Кузьмич, беспартийный и сочувствующий советской власти, заведовал мастерской по производству пакетов и бумажных кульков в детском доме №7 имени Смирнова до 17.06.1925г. Далее уволился по собственному желанию. (Фонд № Р-677. Оп.1. Д. 265 Исторический архив Омской области).
Семейное фото - основатель Омского цирка Петр Кузьмич Сичкарев
Имел сына - Сичкарева Федора Петровича, 1895 года рождения, русский, кладовщик ТЭЦ (работал ювелиром), житель: Омска. Арест: 1937.09.16 Осужд. 1937.10.25 тройка при УНКВД по Омской обл. Обв. по ст. 58-10-11 УК РСФСР Расстр. 1937.10.29. Место расстрела и захоронения: Омск. Реаб. 1956.11.20 Военным трибуналом СибВО, основание: за отсутствием состава преступления в участие в к.р. деятельности и вредительстве. (Книга памяти Омской обл. Омский архив УФСБ, след. дело 10310, л.180-184, д.П.5030.). Военный Трибунал Сибво решением от 20 ноября 1956г. отменил приговор омской тройки от 25 октября 1937г. относительно всех 12 обвиняемых этой группы и реабилитировал пострадавших. Все обвиняемые были расстреляны 29 октября 1937г.
Семейное фото - Сичкарев Федор Петрович
На запросы родственников следовали ответы, откровенно маскирующие преступление режима: Сичкарев Федор Петрович умер в местах заключения 28 июня 1944 г. от коронарной недостаточности сердца.
Семейное фото - Сичкарев Евгений Федорович
Его внук Евгений Федорович Сичкарев прожил долгую жизнь. Родился в 1933 году. Выпускник автодорожного техникума, он преподавал в СПТУ-45. У Евгения Федоровича две дочери, поэтому фамилия «Сичкарев» в этой родственной ветке продолжения не нашла. Но и Елена Евгеньевна, и Ольга Евгеньевна с гордостью называют себя правнучками Петра Сичкарева. Они бережно хранят старинные фото членов семьи купца.
- Очень добрый и немногословный был наш дедушка. Это он рассказал нам, что его родной дед был известным в Омске купцом, имел несколько доходных домов и что он построил первый в Омске цирк.
Семейное фото - Сичкарев Евгений Федорович
Прошло 125 – лет, потомки купца - основателя Омского цирка Петра Кузьмича Сичкарева живут в городе Омске в наши дни: правнучка Левенко О.Е. (кандидат педагогических наук), прапраправнучка Юнуссова А. В., правнучка Макарова Е.Е., праправнучка Макарова А.М., праправнук Чернорай Е.А.
Семейное фото - Григорий Петрович Сичкарев (второй сын П. К. Сичкарева)
Семья для купцов была не только личным делом. По семейному укладу складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. А это,в конечном счете, во многом определяло успех и в бизнесе, и в общественной̆ деятельности. Все домочадцы Петра Сичкарева любили чай. Заваривал его исключительно глава семьи, сам пил с молоком. К семейному столу всегда подавали так названный «Сахарный партер купца Сичкарева» - пышную сдобу: карлсбладские крендели, стрельнинские булочки, гюпфели, пироги или ароматные плетенки, посыпанные сахаром — все собственного приготовления. Были на столе купца по большим праздникам на Сырной неделе (последняя подготовительная неделя перед началом Великого поста, более известная как Масленица) вкуснейшие подарки: не только блины, но и торты, украшенные сказочными цветами из карамели из кондитерской Филиппа Иордана (располагалась кондитерская в здании по адресу ул. Орджоникидзе, 38). Эта семейная купеческая традиция сохранена и сейчас в семьях Макаровых и Левенко, потомков купца, живущих в нашем городе Омске. Так, за неспешными разговорами о цирке, с гостями потомка Петра Кузьмича Сичкаревы создают новые чайные узоры своей семьи на Омской земле. Омский государственный цирк является продолжателем циркового дела в Омске, начавшегося в 1898 г.
На фотографии слева направо: правнучка Макарова Елена Евгеньевна, праправнучка Макарова Анастасия Михайловна, правнучка Левенко Ольга Евгеньевна (кандидат педагогических наук) и директор Омского государственного цирка Виталий Викторович Доля.
В 2025 году Омский государственный цирк планирует в связи с празднованием 165-летия купца основателя объявить «Годом купца – П.К.Сичкарева». Для г.Омска и Омской области – это значимое культурно-историческое событие, которое безусловно, войдет как яркая страница сохранения исторической преемственности поколений омичей. В рамках мероприятий приуроченных к юбилею купца-основателя цирка в Омском государственном цирке пройдут тематические мероприятия: фотовыставка «Старый Цирк – культурный мостик истории», цирковые представления ведущих артистов ФКП «Росгосцирк».
Главным торжественным мероприятием, при непосредственной поддержки омичей, стали бы закладка и благоустройство зеленой аллеи в честь купца основателя Омского цирка, а так же открытие бронзовой скульптуры купца, на уже частично благоустроенной площади - между зданием цирка и театром кукол. Проект скульптуры уже разработан в московской мастерской скульптора Андрея Следкова. Скульптор готов отлить в бронзе скульптуру и передать ее для установки на скамье в зеленом уголке Омска, но нужны средства. Инициативу создания зеленой аллеи купца уже единогласно поддержали заслуженные и народные цирковые артисты: Виталий Смолянц, Гия Эрадзе, Сергей Просвирнин, Анатолий Сокол и Татьяна Филатова.
На аллее планируется озеленение территории деревьями и кустарниками - сосен, елей, сумаха оленерогового (уксусное дерево), шаровидные ивы, барбариса обыкновенного, пузыреплодника, спиреи японской. Вдоль аллеи будут установлены скамейки и одна из них оформлена скульптурой купца основателя Омского цирка. Благодаря участию омичей, данный зеленый уголок Омска станет не только привлекательным местом отдыха для омичей, но и станет визитной карточкой цирка и города. Многие с большим удовольствием смогут сделать уникальные семейные фотографии с купцом на скамейке, пополнив семейные фотоальбомы.
«Вернуться назад к прежнему, каким бы оно ни было, в любой ситуации или случае, никогда не поздно, главное – вовремя».
Материал подготовили Андрей Ахрамович и праправнучка купца основателя Омского цирка П.К. Сичкарева - Анастасия Макарова.
12+