Новая жемчужина Омского ТЮЗа – спектакль «Дорогая Елена Сергеевна»

17:26 10 июл 2022

dsc_6068_0.jpg

на фото слева направо: Александр Галимов, Софья Федоровская, Евгений Хабенский, Данил Супрун, Лариса Яковлева

Юбилейный театральный сезон ТЮЗ завершил премьерой по пьесе Людмилы Разумовской – «Дорогая Елена Сергеевна». Название для многих знакомое – в 1988 году вышел одноименный фильм Эльдара Рязанова. По сюжету ученики выпускного класса нагрянули поздравить свою учительницу с днем рождения, принесли букет и подарок. Но сделали они это не из добрых побуждений, а чтобы подменить плохо написанные экзаменационные работы.

Спектакль получился о многом. О вечном конфликте отцов и детей, о собственной совести, о том, на что мы готовы ради своей цели или ради своих убеждений. Режиссер Владимир Вобликов сумел погрузить зрителя в размышления над множеством вопросов, где ни на один нельзя дать однозначный ответ. Ведь не бывает плохих и хороших людей, бывают люди в обстоятельствах.

Пьесу Разумовская написала по заказу Министерства Культуры, которое дало задачу сделать материал о трудных подростках. Результат властям не понравился, но в 1981 году она ставится в Таллине, а затем – в Ленинградском Ленкоме. Но недолго, спектакль снимают с показов. Одноименный фильм Эльдар Рязанов снял в начале горбачёвской перестройки, когда искусство перестает цензурироваться. Пьеса обретает второе рождение и неспроста. Наступило время той самой золотой молодежи – называемой беспринципной и жаждущей «презренного металла». Так пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» попала в самый пик переформирования общества. И конфликт поколений автоматически стал конфликтом старого и нового государства.

dsc_6103_3.jpg

Елена Сергеевна – одинокая женщина, строгая, живущая с мамой.  Она работает учителем в школе, пытаясь привить ученикам те ценности, которыми руководствуется сама. Елена Сергеевна – принципиальный идеалист, который не принимает сделки с совестью. Она ценит благородство, чтит моральные устои, её кумир – Юрий Гагарин. Пока мама учительницы лежит в больнице, к ней приходят её ученики: Володя (Евгений Хабенский), Паша (Дмитрий Керн, Александр Галимов), Витя (Данил Супрун), Ляля (София Федоровская). Ребята пришли якобы поздравить учительницу – с цветами, бутылкой алкоголя и добрыми пожеланиями. И незнакомый с сюжетом зритель даже может в это поверить, если бы не тонкая игра Евгения Хабенского, который с первой сцены хищно испепеляет взглядом наивную учительницу. Мирная атмосфера продолжается мирным предложением Елене Сергеевне отдать ключ от сейфа с экзаменационными работами. И когда учительница гордо отказывает, предлагая ребятам сдать экзамены на следующий год, квартира становится для неё тюрьмой, а ученики – надзирателями.

dsc_6076_0.jpg

на фото: з.а. РФ Лариса Яковлева

За каждым действием есть причина, за каждым характером – семья. Витя – самый безобидный из персонажей – потомственный алкоголик, которого хоть как-то жалеет Елена Сергеевна. Паша, в свою очередь, потомственный интеллигент, мечтающий изучать Достоевского, а поступить на филолога с плохими результатами экзаменов невозможно. Ляля жаждет лучшей жизни, глядя на мать, которая круглосуточно работает, чтобы обеспечить дочери хорошее платье. Школьница готова даже продать невинную себя подороже, лишь бы достичь своей цели. Но самый сильный из пятерки – Володя. Его жизнь, скорее всего, обеспечена. Володя наслаждается властью, переданной «в наследство» от состоятельных родителей. Ему не нужен ключ, у него «всё схвачено» даже с поступлением в МГИМО. У его отца связи, а сам парень щеголяет в джинсовом костюме, недоступном для большинства молодых людей того времени. Кстати, вопрос с костюмами был решен однозначно и вместе с тем замечательно для всех персонажей – интеллигент в костюме, Ляля в модном платье, пьяный Витя, одетый в вязаный разноцветный жилет. Елена Сергеевна в конце спектакля символично остается в белом платье.

Спектакль – актерский в самом лучшем смысле этого слова. Как признавался режиссер Владимир Вобликов, ему достались замечательные актеры Омского ТЮЗа. Евгения Хабенского мы впервые видим в отрицательной роли, и он справляется с ней блистательно. Его Володя артистичный, завлекающий и вкрадчивый. Стоит ли отмечать, как органично Хабенский выглядит в джинсовом костюме на радость зрителю прекрасного пола. Но Володя – и школьник, которого даже хрупкой Елене Сергеевне моментами удается поставить на место. Но он быстро приводит себя в чувство и начинает действовать ещё ожесточенней, дабы сгладить случайную слабость. А чего стоит его танец под музыку с пластинки.

dsc_6057_1.jpg

на фото: Евгений Хабенский

София Федоровская в роли Ляли великолепна. Хотя Федоровской подчиняется любой персонаж. Её школьница – то, что называют сильной женщиной, возможно, со сломанным вектором, ведь Ляля уверена, что богатые мужчины – пропуск в настоящую жизнь. Но в Ляле слишком много человечного, которое София Федоровская легко выпускает наружу, позволяя своей героине заботиться о Елене Сергеевне.

Кажется, что без лишних сложностей справился с ролью будущего алкоголика Вити Данил Супрун. Но самый сложный персонаж выпал Дмитрию Керну и Александру Галимову. Александра Галимова увидеть на сцене не удалось, зато удалось оценить всю органику Дмитрия Керна. Его Паша, изначально покорный Ляле, становится покорным Володе. На Ляле он мечтает жениться, ради этого ему нужно построить карьеру, окончив университет. Но Володя быстро становится лидером в его глазах и он уже готов принести Лялю в жертву, ради того, чтобы в будущем её и заполучить. Самая тяжелая сцена спектакля становится испытанием и для персонажа Паши, и для самого актера. Если оторвать взгляд от центральной сцены и обратить внимание, как в ней молча работает Дмитрий Керн, то уже невозможно оторваться от него. Дмитрий Керн – яркий пример актера, который замечательно умеет быть свидетелем происходящего. Его молчание громче любого монолога.

dsc_6048_2.jpg

на фото: София Федоровская

И, наконец, центральный персонаж пьесы – Елена Сергеевна. Её роль исполняет заслуженная артистка РФ Лариса Яковлева. Режиссер Владимир Вобликов сразу остановился на этой актрисе, которая признается – поначалу работала на сопротивление  и даже в какой-то момент оправдывала подростков. Но, благодаря режиссёру и коллегам, нужные ноты были найдены и удача свершилась. Елена Сергеевна в исполнении Ларисы Яковлевой безупречна. Впрочем, это не удивительно для актрисы такой палитры.

Все действие проходит в советской квартире, окрашенной в опасный и тревожный желтый цвет по замыслу художника Сергея Федоричева. Здесь прозрачные перегородки и портрет Юрия Гагарина, под которым символично в конце показа оказываются две гвоздики из трех, принесенных ребятами Елене Сергеевне. Замечательно и музыкальное оформление, которое состоит полностью из советской музыки и под конец сильным контрастом к происходящему становится песня «Прекрасное далеко».

dsc_6156.jpg

Спектакль очень напоминает кино. Не фильм Эльдара Рязанова, а именно кино. Это реализм, в котором нет театральной условности. Именно поэтому спектакль напоминает ледяной душ, будто мы смотрим на большой экран, а не на сцену. Несмотря на то, что в первом действии зритель от души смеётся, то уже в конце этого действия появляется гнетущая тревожность, и на второе мы идем уже с дурным предчувствием. Человек в зале ощущает всем телом, что история не закончится хорошо. И режиссер делает нам благо, сделав в конце титры из сцен постановки. Владимир Вобликов позволяет нам «выйти» из спектакля и достойно встретить актеров аплодисментами за великолепно проделанную работу.

Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» Омского ТЮЗа – это пример некомфортного театра. Владимир Вобликов напоминает – с подростками не нужно гоняться за сказочностью, нужно давать им серьезные темы для размышления. Последней такой работой в ТЮЗе была постановка Владимира Золотаря «1984» по роману Оруэлла. И стоит надеяться, что «Дорогая Елена Сергеевна» даст новый виток для настолько нужных разговоров.

dsc_6188.jpg

на фото крайний справа: режиссер Владимир Вобликов

Следующие показы состоятся 4 и 30 сентября. Билеты в продаже на сайте Омского ТЮЗа