О человеке, который хотел быть совершенным
В Голубом фойе Омского академического театра драмы состоялась творческая встреча с создателями спектакля «Отец Сергий», поставленного по одноименной повести Льва Толстого на сцене Московского ТЮЗа. Этим спектаклем режиссера Камы Гинкаса вчера, в Омске, в 22-ой раз открылся Фестиваль «Золотая Маска».
Повесть Льва Толстого рассказывает о князе Степане Касатском, пережившем личную драму и потому отказавшимся от светской жизни, карьеры, предначертанного успеха, и ушедшего в монастырь. Но искушения мирской жизни преследуют молодого человека и там…
В творческой встрече приняли участие режиссер-постановщик, народный артист РФ Кама Гинкас, исполнители главных ролей - народный артист РФ Игорь Ясулович, актеры Максим Виноградов, Евгения Михеева, Илона Борисова.
По словам режиссера-постановщика, «спектакль «Отец Сергий», в первую очередь, о пути к вере. Лев Николаевич Толстой точно знал, каков путь к Богу, как уверовать в него, как пойти по его заповедям, почему мир устроен так, как устроен».
- Этими вопросами задается каждый мыслящий человек. Лев Николаевич занимался этим всю жизнь и находил очень наивные ответы, - считает Кама Гинкас.
Артист Максим Виноградов поделился впечатлениями о том, как омский зритель принял первый показ в Омске. Его поразила тишина в зале, отсутствие светящихся экранов телефонов, аншлаг после показа. «Мы такого давно не испытывали», - подчеркнул актер.
«Очень приятно, что был полный зал зрителей, люди смотрели спектакль даже с самых верхних ярусов», - добавила актриса Евгения Михеева. – И приятно удивило, что после аплодисментов люди не побежали в раздевалку, а захотели пережить завершение спектакля вместе с нами».
- Должен сказать, - добавил, обращаясь к молодым артистам Кама Миронович Гинкас, - что Омск – это супер-театральный город, супер-интеллигентный. Такая гадость, которая может случиться в Москве, здесь не случается.
На вопрос, как роль Степана Касатского повлияла на артиста, Максим Виноградов ответил, что он стал внимательнее смотреть на окружающий мир.
В спектакле есть несколько сцен, связанных с проведением православных ритуалов. И поэтому закономерным был вопрос о том, как режиссер готовился к их постановке.
- Копировать, имитировать всякое священнодейство, происходящее в церкви, синагоге, мечети лично я считаю невозможным, - ответил Кама Гинкас. - Театр существует для одного, церковь – для другого. Имитировать – это опошлять и оскорблять. Я консультировался с настоятелем одного из храмов во Владимире, который мне внятно рассказал о многом. А вот дальше шло постижение того, в какой степени артист может передать церковное таинство. Театр может рассказать своим языком обо всем на свете.
Народный артист России Игорь Ясулович, перешагнувший 80-летний рубеж, отметил, в спектакле ему интересно наблюдать за партнерами по сцене, именно они дают ему силы.
Актриса Илона Борисова поделилась своими ощущениями после работы в спектакле «Отец Сергий». Если спектакль прошел хорошо, то актриса долго не может уснуть и находится в «парящем состоянии», если же постановка не удалась, то «ты тоже не спишь и здесь уже можно и помолиться».
Как написал журнал «Театр», «режиссер Кама Гинкас поставил спектакль, прежде всего, о человеке, который вступает в борьбу с самим собой ради достижения совершенства. Как в миру герой преуспевал в науках и языках, в верховой езде и военном деле, так и монахом ему хотелось во всем прийти к Абсолюту».
Сегодня второй день показа спектакля «Отец Сергий», вошедшего в лонг-лист Фестиваля «Золотая Маска» 2023 года.
Фото: официальный сайт МТЮЗа
Маргарита Зиангирова