О мышах, людях и несбывшейся мечте
Джон Стейнбек. «О мышах и людях». Сцены из одноименной повести в двух частях. Омский академический театр драмы. Автор инсценировки и режиссер Георгий Цхвирава. Премьера состоялась 20 декабря 2022 года.
Произведение написано на основе личного опыта автора повести и отражает годы, названные историками и экономистами Великой депрессией в США. Название произведения взято из стихотворения Роберта Бернса «К полевой мыши, разоренной моим плугом» в переводе М.Михайлова.
Это вторая инсценировка повести американского писателя, лауреата Нобелевской премии Джона Стейнбека в Омской драме за последние 30 лет. Премьера первого спектакля в постановке Вячеслава Гвоздкова состоялась в 1995 году. Спектакль шел 13 лет и был сыгран 150 раз. Роли исполняли ведущие актеры труппы тех лет Моисей Василиади, Евгений Смирнов, Михаил Окунев и молодые артисты Владимир Девятков, Олег Теплоухов, Руслан Шапорин, Владислав Пузырников.
Поясняя основную тему премьерной постановки "О мышах и людях" 2022 года, режиссер-постановщик Георгий Цхвирава говорит, что ее определяет цитата из самой повести : «Я видел сотни людей, которые приходили по дороге на ранчо с пожитками за спиной и с такой же ерундой, как у вас, в головах. Они приходят, а потом идут дальше и каждый хочет маленький клочок земли. … Это как с небесами: никто никогда не попадет на небеса, и никто не получит никакой, блин, земли обетованной. Все это есть только в мечтах».
Джордж Милтон (арт.Игорь Костин) и Ленни-Малыш (арт. Иван Курамов) в поисках лучшей доли оказываются на ранчо, где еще несколько таких же, как они, горемык прожигают свои жизни в тяжком труде за мизерную плату. И у всех есть надежда - в один прекрасный день вырваться из этой ржавой клетки и оказаться на «земле обетованной». Она у каждого своя, эта земля. У Джорджа и Ленни имеет вид небольшого уютного дома с хозяйственными постройками и земельным участком. Куры, коровы, кролики, фруктовый сад, щедрый огород. По просьбе своего психически нездорового друга, Джордж изо дня в день пересказывает эту сказку, которую в меру своих сил пытается превратить в быль: друзья начинают копить центы. К ним примыкает Огрызок (арт. Виктор Черноскутов) – несчастный, с умирающей собакой на руках. Это единственное близкое существо Огрызок не отпускает ни на миг и, как свою, принимает чужую мечту о счастье. Вторя Джорджу и Ленни, он начинает рассказывать окружающим о кроликах – животных, которые стали в спектакле символом некого покоя, домашнего уюта, обретенного благополучия. Ленни-Малыш мечтает о кроликах, как о чем-то мягком и пушистом, о том, что можно всегда погладить. При его болезни это успокаивает. Огрызок хочет нормальной человеческой жизни. Джордж, самый молодой и оптимистичный, уверен, что ранчо – это временный этап в его жизни, трамплин, с которого можно допрыгнуть не только до заветных «кроликов», но и до звезд. Он, пожалуй, единственный на ранчо, кто не заражен вирусом цинизма и в ком живет сострадание к ближнему.
Отшельником выглядит среди обитателей ранчо Конюх-горбун (арт. Артем Ильин). Этот темнокожий рабочий по законам, царившим тогда в Америке, не имеет права жить в одном помещении с людьми «высшей расы». Но даже ему, гонимому ото всюду, кроме плантаций, завидуют обитатели ранчо, а Огрызок, впервые попав в каморку горбуна, находит ее уютной. Одиночество делает конюха терпимым и сострадающим больному Ленни-Малышу, которому в порыве нежности и от переизбытка сил, что мышь придушить, что щенка – все едино. Чем-то жилище конюха-горбуна напоминает исповедальню, где, сидя на ящиках, Огрызок и Ленни делятся своими мечтами о кроликах, но умудренный жизнью темнокожий говорит, что слышал такого не мало… Конюх – как истинный мудрец – смотрит на мир без розовых очков.
Есть в спектакле образ, который призван, если не оправдать жизнь обитателей ранчо, то хотя бы объяснить ее, ведь циниками, убийцами и девушками легкого поведения не рождаются. Образ жены Кудряша (арт. Наталия Запивохина), управляющего ранчо, красной нить - возможно, поэтому и героиня облачена в алое платье - проходит через весь спектакль. Свою судьбу жена Кудряша рассказывает в каморке-исповедальне горбуна. Ее несчастная жизнь, в которой есть дом, достаток, истеричный муж, обликом напоминающий Фантомаса, но есть и преданная однажды мечта, - все это в диссонансе приводит женщину на панель. Это, пожалуй, самый трагический образ в спектакле и, если бы он создавался не только внешним рисунком роли, то тогда бы зритель увидел не типаж наших дней, а изломанную человеческую жизнь, которой нужно сострадать.
В финале спектакля Ленни-Малыш, одновременно вызывающий страх и жалость, восхищаясь шелковистыми волосами жены Кудряша, душит ее. По законам толпы ему грозит суд Линча. Джордж спасает своего друга от такой участи, пустив ему пулю в затылок - и все это на фоне рассказа о сказочном будущем с кроликами на лужайке. Даже в последние минуты жизни Джордж дарит Ленни мечту. Наверное, хорошо иметь такого друга.
Маргарита Зиангирова
Фотографии Андрея Кудрявцева.