Об истории и культуре куклоделия рассказала Галина Черба на выставке "Ульгер"
Организаторы выставки авторских кукол гармонично дополнили ее содержание интересной лекцией об истории и культуре куклоделия, которую 16 февраля прочла исследователь визуальной культуры Галина Черба.
На несколько часов музей и желание узнать о предмете экспонирования как можно больше объединили разновозрастных поклонников кукол: от довольно молодых до представителей почтенных лет.
Перед началом лекции у всех слушателей была возможность внимательно изучить главных героев двух выставочных залов – кукол. В экспозиции посетителей ждали 19 статичных мистических персонажей-скульптур древних легенд и преданий, в стилизованных национальных одеждах, с историческими атрибутами бурятского эпоса, которые, казалось, завораживали каждого смотрящего: все куклы уникальны, нет ни одной похожей.
Наполненные бесконечным этническим колоритом фигуры родились в семье Намдаковых, которая увлекается куклоделием более 20 лет – первая кукла явилась миру в 2005 году. За все время Намдаковы создали около сотни кукол, и почти все они проданы в частные коллекции: работа еще не закончена, а у куклы уже есть покупатель.
Но Даши Намдаков настаивает: «Мы — не семейная артель. Наши куклы — это наша жизнь!»
По словам старшей сестры Даши Доржимы, увлечение куклами началось с тех пор, как ей подарили книгу с фотографиями авторских художественных кукол.
Куклы делаются в смешанной технике и из разнообразных материалов. Многочисленные кукольные элементы изготовлены вручную, включая ткань с узорами и кружева: каркасы и основы – из проволоки, грим наносится акриловыми красками, кожа для аксессуаров истончается до состояния невесомости, все украшается бисером, перьями, тесьмой, аппликацией. Тонким крючком, по одной прядке, вживляются волосы яка в отлитую из пластика голову, а потом создается прическа из кос. Над каждым творением трудится как минимум 7 человек.
В итоге на изготовление одной куклы уходит от одного до трех месяцев, и живут они потом в разных уголках мира.
«В таком тесном кругу мы собрались не только, чтобы услышать историю кукол, но и, можно сказать, отпраздновать день рождения Даши Намдакова», – начала свой рассказ Галина Черба. – «Выставка «Ульгер» очень глубокая, неспешная, серьезная, с которой, безусловно, нужно познакомиться. Когда разглядываешь кукол, то появляется ощущение замедления, что важно для предельной детализации. Стилизация кукол завораживает, вызывая особое медитативное состояние. И сегодня мы узнаем о самых разных существованиях кукол, о том, как мы вообще начали в них играть, с самого начала кукольной истории до сегодняшнего дня».
Презентация из 300 слайдов дополняла рассказ лектора о том, как менялись куклы на протяжении многих столетий: перед притихшей аудиторией проплывали быт и нравы разных эпох и культур, выраженные в самой различной технике — от уютно-привычной классики до дерзкого авангардного эксперимента.
«Куклы всегда являлись предметом исследования. Это история, которая может о многом рассказать», – продолжала Галина, погружая слушателей в кукольный мир. – «Сам термин «кукла» дает нам отсылку к греческому «киклос», что означает «круг», – Галина делает ладонью движение, присущее кукольному ручному театру, – а это, в свою очередь, значит вертеть, играть».
Акуба, трещетки, куклы обрядовые, тряпичные, архаичные из керамики дайдала, глиняные, терракотовые, из слоновой кости, кукла Пандора, которая, как ни странно это звучит, была диктатором моды, лорд Клэпхерм, кукла в стиле королевы Анны, гроднерталь, China Doll из фарфора, войлочные Lenci, народные куклы, панки (куклы Онежского полуострова Архангельской губернии, например) и марот, куклы-сюрпризы из дерева, кукольный домик Штромера (оказывается, были даже домики с работающим лифтом) и актрисы Коллин Мур (1935 год), дом для кукол внутри гитары, куклы автоматоны и эффект зловещей долины – это далеко не все, о чем рассказала знаток кукольного мира свободный лектор Галина Черба. И кто бы знал, что до 1850 года были только «взрослые» куклы-матроны, и только после 1870 года появились куклы-дети, похожие на всем нам хорошо знакомых пупсов.
Информация была исчерпывающа. Все желающие могли попросить у лектора презентацию для личного архива, о чем Галина Черба оповестила в самом начале лекции.
«Я с радостью поделюсь всеми имеющимися материалами», – сказала лектор.
Не удивительно, если посещение выставки и лекции кого-то из присутствующих вдохновит начать собирать собственную коллекцию кукол или мастерить что-то авторское. Можно еще успеть за мотивацией или приобщиться к прекрасному – выставка «Ульгер» работает до 16 марта.