Обратную сторону жизни гения покажут в Лицейском театре

11:17 09 фев 2023

18 февраля в 19.00 на сцене Драматического Лицейского театра состоится премьера спектакля «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова в постановке режиссера Алексея Осипова.

 Предстоящей премьере, работе над ней была посвящена встреча представителей СМИ с участниками проекта. Диалог состоялся в рамках «Культурного завтрака», традиционно проводимого редакцией газеты «Омская правда» и информагентством «Омскрегион». 

Во встрече приняли участие режиссер-постановщик Алексей Осипов, артисты Николай Пушкарев и Фариза Баткина, руководитель литературно-драматургической части Дина Углирж.

Надо отметить, что премьерный спектакль Лицейского театра – это дипломная работа выпускника заочного отделения режиссерского факультета Театрального института им. Бориса Щукина при Академическом театре имени Евгения Вахтангова Алексея Осипова. По первому театральному образованию Алексей - актер. Он закончил Омский музыкально-педагогический колледж, в котором сейчас – параллельно с работой в театре - преподает актерское мастерство.  

«Кабала святош» - это его вторая сценическая работа в Лицейском театре. В 2019 году состоялся режиссерский дебют Алексея Осипова  - спектакль «Исчезновение принцессы Фефелы III”  с успехом идет на сцене театра по сей день.  

         В репертуаре лицеистов уже есть постановка по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира», и Алексей надеется, что его дипломный проект так же украсит афишу театра. Что касается Жана Батиста Мольера, главного героя «Кабалы святош», то спектакль «Шалый» по его пьесе уже несколько лет играется на сцене Лицейского театра.

         - Любой режиссер должен быть актером, - считает Алексей Осипов. – Ты должен знать эту кухню, должен уметь проиграть что-то внутри себя, так как, ставя задачу перед артистом, ты должен понимать, на сколько она понятна и удобна.

Не все творения Михаила Булгакова, по мнению режиссера, могут быть инсценированы. К таким литературным «персонам нон грата» Алексей относит роман «Мастер и Маргарита». По его мнению, эта книга сильнее любой постановки.

- Можно найти решение, можно придумать, как это оправдать. Но весь смысл, все пласты этого материала с помощью театральных средств передать очень сложно.  Поэтому я, перечитывая Булгакова, ушел в сторону Мольера.

Главная тема, которую режиссер выводит в своей новой работе – это обратная сторона жизни творческого человека, гения Жана Батиста Мольера. Алексея  привлекло то, что сам Жан Батист считал себя актером, а пьесы писал для того, чтобы его труппе было что играть. Спектакль «Кабала святош» -  про Мольера-актера знаменитого во всем мире театра «Пале-Рояль», ныне известного как «Комеди Франсез». Какой была на самом деле жизнь гения? Трагифарсовой, как его пьесы, или все-таки другой? Режиссер отвечает: совсем другой.

По мнению Алексея Осипова, нам сейчас не хватает творческих людей. Они, бесспорно, есть. И их много. Но на поверхности жизни не они, а совсем другие персонажи. Находясь в Москве, Алексей встречал большое количество, как он выразился, «маленьких гениев», которые, приехав из глубинки, не всегда имеют материальную возможность учиться. И таким талантливым людям нужно помогать (на уровне государства – прим. автора).

Сам Алексей Осипов пытается «развернуться» как режиссер, мечтает поработать с разными труппами, хотя предпочтение все-таки отдает камерному театру. «Театр – это то, что ты создаешь вокруг себя, - считает режиссер. – Его  можно создать в подвале,  селе,  квартире».

Артист Николай Пушкарев играет в новом спектакле главную роль, Жана Батиста Мольера. Ему интересна эта работа, как и лицедейство само по себе, ибо «никогда не знаешь, куда оно приведет». Николай Александрович называет себя «возрастным актером». Он служил и в «Пятом театре», и  в Академической драме, а  с 2014 года  состоит в труппе Лицейского. Артист  признается, что ему интересно работать с молодыми артистами и режиссером Осиповым.

Фариза Баткина служит в  театре три года. В ее репертуарном листе десять сценических образов, созданных в спектаклях по произведениям Айтматова, Мицуро, Нигро, Гоцци. Есть работа и в булгаковской  «Зойкиной квартире». В предстоящей премьере Фариза Баткина играет Арманду Бежар.

- Мне нравится то, как складывается мой творческий путь, - признается актриса. – Придя в театр, я сразу попала в спектакль «Король-Олень». Затем, была роль в «Материнском поле» по роману Чингиза Айтматова. Это мои ключевые работы в театре. То, что происходит со мной в «Кабале святош» - это мой творческий и человеческий рост. Благодарна режиссеру за то, что он раскрывает во мне новые грани, ставит меня туда, где мне нужно быть. Бывают роли "на сопротивление" – я недавно с этим столкнулась, а тут такое счастье привалило!

Говоря о роли Арманды Бежар, Фариза признается, что не сразу поняла и приняла образ. Роль начала прорисовываться после читки пьесы, когда начались разговоры с режиссером об образе Арманды, когда увидела в работе вторую  исполнительницу  Светлану Позднякову.

- Поняла, что не надо сдерживать  темперамент, харизму, энергию. Все надо выплескивать наружу!  Я играю актрису, состоящую в труппе господина Мольера, женщину с актерской природой, а в этом уже кроются ответы на многие вопросы. Моя героиня влюбчивая, открытая, капризная, сентиментальная.

Поскольку спектакль «Кабала святош» является дипломной работой Алексея Осипова, то  он должен показать все, чему  обучился за шесть лет в театральном вузе. Поэтому в спектакле использованы маски итальянского театра Дель Арте, древнегреческие котурны (обувь с высокой платформой) – тема лицедейства позволяет это делать. Костюмы так же не привязаны к определенной эпохе. Кружева заменены присобранной марлей, натуральные ткани, из которых шились платья, выжжены марганцовкой. Кроме того, театр бросил клич о сборе… мужских рубашек. В итоге их оказалось 128. К каждой уже пришиты жабо и манжеты.  Все рубашки соединятся  в одно полотнище и станут занавесом труппы театра господина Мольера. У зрителей должно сложиться впечатление,  что это - большая гардеробная, которая поднимается вверх. Данный  стиль Алексей Осипов  – кстати, он является и  художником-оформителем спектакля - называет «авангардным рококо».

Музыку – тоже авангардную - для спектакля пишет композитор Сергей Шичкин. В спектакле будут звучать стихотворения омского режиссера,  театрального педагога, первого Мастера Алексея Осипова Ларисы Яковлевны Меерсон и поэта французского средневековья Франсуа Вийона.

 

Маргарита Зиангирова