Одинокий голос человека. Александр Сокуров

9:37 03 мар 2023

4w-cc9mj_wk.jpg

В Конгресс-холле (ул. 70-летия Октября, 25, к.2) состоялась творческая встреча с известным кинорежиссером, народным артистом РФ Александром Сокуровым.

Александр Николаевич Сокуров, режиссер, сценарист, общественный деятель. Снял более 50 игровых и документальных фильмов. Обладатель главного приза Венецианского кинофестиваля  - статуэтки «Золотой лев» (2011); решением Европейской киноакадемии признан одним из 100 лучших режиссеров мирового кино (1997); лауреат премии Ватикана, Госпремий РФ; как общественный деятель удостоен премии «Небесная линия» за усилия в сфере защиты архитектурных памятников Санкт-Петербурга (2010).

По мнению кинокритиков, есть пять лент Сокурова, которые надо смотреть. Это «Русский ковчег» (2002), снятый в Эрмитаже одним  дублем за полтора часа, без единой склейки кадров.

«Молох» (1999) – первая из четырех частей серии об исторических личностях: Гитлере, Ленине («Телец»), японском императоре Хирохито («Солнце») и переосмысленная трагедия Гете «Фауст» (2011).

«Александра» (2007) – о простой русской женщине, приехавшей в воинскую часть, расположенную  на территории послевоенной Чечни, навестить внука. В роли бабушки снялась великая оперная певица Галина Павловна  Вишневская.

«Фауст» (2011) – фильм-лауреат Венецианского кинофестиваля, экранизация Гете. «Франкофония» (2015) – о спасении шедевров парижского Лувра в далеком 1940 году. Фильм близок по тематике к «Русскому ковчегу», но если в Эрмитаже герои переходят из зала в зал, то здесь - из эпохи в эпоху.

Нынешний приезд Александра Сокурова в Омск второй. Впервые он побывал в нашем городе  восемь лет назад. В самом начале общения режиссер попросил ничего не снимать и не записывать - потому что часто сказанное им вырывается из контекста, искажая суть произнесенного. Исключение сделали для журналистов, при условии согласования цитат. Отвечая на вопросы омичей, Александр Николаевич был предельно честен. А если не желал касаться какой-то темы, то находил очень деликатный, но внятный ответ. И в первую очередь, это касалось политических тем. Да, режиссер был знаком и даже дружен с первым Президентом России Борисом Ельциным, о котором у него остались самые теплые человеческие воспоминания. По некоторым животрепещущим проблемам Александр Сокуров встречался и вел дискуссии с его последователями, жившими в свое время в Ленинграде-Санкт-Петербурге. Режиссер является членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Об этой сфере его деятельности есть много информации в интернете. Она противоречивая, но едина в одном: режиссер придерживается гуманистических принципов устройства общества. По собственному признанию режиссера,  он никогда не снимал политическое кино в силу того, что считает политику примитивом.

fc2gs-3dql8.jpgАлександр Николаевич Сокуров вырос в семье советского офицера. Его отец был фронтовиком. Семья переезжала из одного среднеазиатского гарнизона  в другой, поэтому в детстве у мальчика  не было ни постоянной школы, ни постоянных друзей. Но была классическая музыка, которую в советское время часами транслировали по государственному  радио. Отец разрешал слушать приемник по ночам, и однажды Саша услышал что-то неземное. По окончании диктор объявил, что звучало «Адажио» Альбинони. Военный гарнизон, ночь, вокруг пустыня и… музыка, написанная в 18 веке. Это было первое культурологическое потрясение, которое оказало влияние на всю дальнейшую жизнь Сокурова: закончив исторический факультет Горьковского университета, он поступил на режиссерский факультет ВГИКа.

Первым фильмом, снятым режиссером  Сокуровым, стал «короткий метр» по произведениям Андрея Платонова «Одинокий голос человека» (1978). Но картину признали негодной к показу и приказали уничтожить. Оригинал удалось сохранить, заменив пленки, и фильм был продемонстрирован  через 9 лет, в перестроечное время. Увидев его, Тарковский назвал Сокурова гением.

Режиссер считает Россию очень талантливой страной. По его мнению, нигде не собиралось почти одновременно такое количество гениальных людей, как Шостакович, Хачатурян, Прокофьев, Шнитке. Себя же Александр Николаевич называет ремесленником и больше любит снимать не документальное кино, а игровое, так как этот процесс управляем. Демократизмом своего характера режиссер обязан Горьковской студии телевидения, где начинал ассистентом режиссера. Именно там он усвоил, что не бывает проходных сюжетов и проходных судеб. Сокуров не любит пафоса и презирает всякий бандитизм. Его фильмы не идут в прокате, не показываются по телевидению. И от такого существования, как  признается режиссер, он устал.

С 2010 по 2019 годы Александр Сокуров возглавлял кафедру режиссуры кино и телевидения Института истории, филологии и СМИ Кабардино-Балкарского государственного университета в  Нальчике. Процесс обучения исключал религиозные особенности и был сугубо светским. Существовала жесткая дисциплина: с 10 утра до полуночи шел учебный процесс с обязательным посещением всех занятий, чтением огромного количества литературы. Учебную программу Сокуров составлял сам. Но выпускники курса, окончив вуз, оказались не у дел. И это Александр Сокуров считает своим поражением. Кто-то из молодых режиссеров перебрался в Питер, кто-то уехал в Европу.  Несколько человек смогли пробиться и снимают фильмы, которые  попали на международные кинофестивали. Ленты Кантемира Балагова «Дылда»  и  Киры Коваленко  «Разжимая кулаки» шли в российском прокате. Начинающим  кинематографистам, студентам факультета культуры Омского госуниверситета им. Федора Достоевского Александр Сокуров посоветовал иметь свою тему, снимать фильмы о своих ровесниках и только те истории, которые адекватны собственному состоянию, и не бояться быть искренними.

1fxyvonklli.jpg

В 2022 году Александр Сокуров закончил работу над игровым историко-фантастическим фильмом «Сказка». Действие фильма происходит во время Второй мировой войны. Это история с полностью вымышленным сюжетом. Образы Сталина, Черчилля, Гитлера, Муссолини, Наполеона воспроизводятся на основе кинохроники. Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, увидевший фильм одним из первых, назвал его новаторским.

В настоящее время Александр Сокуров  готовится к съемкам двух документальных лент из цикла «Элегия», который существует с 1986 года. В него уже вошли девять фильмов, среди которых «Московская элегия» (памяти Андрея Тарковского), «Элегия жизни: Ростропович, Вишневская», «Восточная элегия», «Элегия дороги».

Встреча с Александром Сокуровым стала первой из образовательного цикла «Не телефонный разговор» с участием выдающихся деятелей современной культуры. Главные герои культурной жизни страны, исповедующие в своих произведениях идеи созидания, сострадания и гуманизма, будут встречаться с омичами в рамках проекта, создателем и организатором которого является меценат Виктор Шкуренко. Встречи проходят бесплатно, требуется лишь регистрация на сайте проекта.

Фото Александра Румянцева.

Маргарита Зиангирова

    Предыдущий Следующий