Органный зал отмечает своё двадцатилетие

12:35 01 дек 2022

Этому знаменательному событию посвящается большой праздничный концерт в мультимедийных декорациях.

А если быть более точным, то можно говорить и о сорокалетнем юбилее появления самого первого места в Омске, где зазвучала органная музыка. В уже далеком 1982 году в наш город с дружественным визитом приезжала делегация компартии Чехословакии. В поездке по Омску чешских коммунистов сопровождал в то время первый заместитель председателя Омского горисполкома, а ныне Почетный гражданин города Омска Николай Грицевич. В своей книге «Омск со мной навек» Николай Григорьевич вспоминает, как осматривая достопримечательности, один из гостей поинтересовался: а есть ли в Омске Органный зал? Разумеется, зала не было. Но Николай Григорьевич, как опытный управленец, быстро доложил вопрос руководству и через какое-то время первый секретарь обкома партии Сергей Манякин отдал распоряжение найти в городе помещение для размещения органа. Поиском занялся Николай Грицевич. Выбор пал на стоявший заколоченным у Концертного зала Свято-Никольский собор.

В те годы храм представлял собой печальное зрелище – после войны в нем размещался кинотеатр «Победа»,  затем склады. К тому же, в СибАдИ к началу 80-х  был разработан план по сносу творения зодчего Василия Стасова. В  защиту церкви встала омская интеллигенция  во главе с Народным художником РСФСР Кондратием Беловым. Но все усилия были тщетны. Идея размещения в  православном храме католического музыкального инструмента спасла Свято-Никольский собор от уничтожения.

Первый органный концерт в Омске состоялся 19 ноября 1983 года. Его сыграл известный в СССР музыкант Гарри Гродберг. По долгу службы, он принимал к работе все новые органы, появлявшиеся в стране. Омский инструмент на тот момент считался самым мощным за Уралом, а по диапазону исполнения превосходил орган Домского собора в Риге. Орган для Омска был изготовлен в Чехословакии, на фабрике «Ригер-клосс». Доставили и установили его чешские специалисты.

Очевидцы, вспоминая первые органные концерты  в Омске, отмечают, что проходили они в плохо отапливаемом храме. В холодное время года слушатели сидели одетыми в пальто и шапки, почти так же выглядел  и органист.

А неподалеку, в десяти минутах ходьбы, на улице Партизанская, дом 4, находилось другое историческое здание Омска, входившее в комплекс, созданный по проекту архитектора Илиодора Хворинова в 1905-1906 годах.  Когда-то здесь размещались магазин, гостиница, общественное собрание. Последним предназначением архитектурного памятника был кинотеатр «Художественный». Редкие  сеансы проходили еще в середине 90-х, затем здание пришлось закрыть из-за аварийного состояния. В эти же годы Свято-Никольский казачий собор был возвращен православной церкви.

Возник вопрос о сохранности омского органа, его новом пристанище. Таковым и стало наспех отремонтированное здание на улице Партизанской, куда перевезли инструмент в обитых войлоком ящиках, в которые аккуратно уложили 4000 труб размером от 12 см до 6,5 м. Перевозили осторожно, с участием машин сопровождения ГИБДД. Монтировали орган в новом помещении специалисты той же чешской фирмы «Ригер-клосс», что изготовила и установила его в 1983 году. С тех пор  с омским органом была связана одна фамилия — Якшины. Хранителями органа долгие годы были Виктор Сергеевич и его сын Александр. Мало кто знает, какой исторический подвиг совершили эти люди. Спешно открытый городскими властями в 90-е,  Органный зал был оставлен без центрального отопления. Чтобы спасти инструмент от замерзания, Якшины одолжили  строительные калориферы и таскали шланги от него вокруг органа, направляя струю теплого воздуха поочередно в разные стороны. Так пережили  три зимы.  

В 2001 году в историческом здании архитектора Хворинова тогдашние руководители области и города провели совместное совещание и решили начать полную   реновацию. Под стены нового Органного зала подвели края бетонной  чаши. Стены усилили, поменяли перекрытия. Сняли старую лепнину, а по образцам и фотографиям сделали новую. Под планшет сцены в специальные короба засыпали 6 тонн битого бутылочного стекла. Акустику зала рассчитал руководитель проекта восстановления Органного зала, в то время  главный архитектор города Альберт Каримов - в свое время, акустическим расчетам была посвящена его  кандидатская диссертация. Как же кстати она пришлась.

В этом важном деле  не могло быть мелочей, имела значение даже форма зала. В  бывшем кинотеатре она была идеальной для звука — трапециевидная. Но  нужно было учесть и то, как станут отражать звук колонны и лепнина. Были  сделаны подвесные потолки над боковыми балконами, они сыграли роль резонаторов. Максимально точно соотнесли  звукопоглощающие и звукоотражающие материалы в отделке зала, ведь если  усилить одно, то возникнет глухой звук, если другое, то появится долгое эхо. Вначале ошиблись  с креслами для зрительного зала - они создавали слишком большой коэффициент звукопоглощения. Заказали новые, правильные, а прежние поставили в зал заседаний Горсовета.

Звездный час наступил в 2002 году, когда Зал органной и камерной музыки –теперь он называется  так - гостеприимно распахнул свои двери. Именно орган дал новую жизнь старинному зданию, в котором закипела интенсивная концертная жизнь. Первой органисткой Омска стала заслуженный деятель культуры Омской области Оксана Кулешова: с момента открытия Органного зала она дает регулярные концерты, на которых не бывает свободных мест.           

 Сегодня эта престижная концертная площадка, получившая признание далеко за пределами Омска, включает в себя несколько залов: Органный, Камерный, Представительский (Парадный), Выставочный. Здесь выступают артисты филармонии, российские и зарубежные виртуозы с мировыми именами.

Особая гордость Зала органной и камерной музыки – это концерты ведущих западноевропейских мастеров органного исполнительства. В их числе – титулярные органисты Нотр-Дам де Пари Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Легё, Кафедрального собора в Кёльне Винфрид Бёниг, Португальского собора в Риме и Кафедрального собора в городе Брага (Португалия) Джампаола Ди Роза, Храма Святого Франциска в Лозанне Бенджамин Ригетти.

«Я  счастлив выступать в Омске, это мой первый концерт в России. Мне приходилось играть на разных органах. Омский орган звучит очень чисто, полифонично, звук очень четкий. И главное, нет акустических проблем, которые встречаются во многих соборах и концертных залах разных стран. Акустика Органного зала в Омске превосходная!» – говорил Жан-Пьер Легё. А его коллега Филипп Лефевр заметил следующее: «В Омском органном зале акустика идеальная – эхо органного звучания тут длится около трех секунд. Поэтому и играть на этом инструменте большое удовольствие!».

Превосходные возможности Зала позволили проводить здесь Сибирский международный фестиваль органной музыки, который очень полюбился меломанам, а также этапы прослушиваний Международного конкурса скрипачей им. Ю.И. Янкелевича. Большой популярностью у омичей и гостей города пользуются экскурсии по Органному залу.

Слушатели, посещающие Зал органной и камерной музыки, встречают здесь всегда не только великолепную музыку, но и теплую, радушную атмосферу. Не станет исключением и предстоящий праздничный концерт, посвященный двадцатилетию Зала органной и камерной музыки, который состоится 2 декабря в 19.00.   Его программа впечатляет большим творческим разнообразием. Меломаны услышат произведения разных жанров, стилей и направлений. На сцену выйдут музыканты, которые выступают в этом зале с момента открытия, а также новые молодые исполнители. В концерте примут участие  заслуженный деятель культуры Омской области Оксана Кулешова (орган), Кирилл Янковский (орган), Елена Орлова (ассистент органиста), вокальная группа «Премьер», Анна Шинковая (вокал), квартет народных инструментов «Тарские ворота», Анастасия Колотова (сопрано), Татьяна Семерьянова (сопрано), Яна Егиазарян (меццо-сопрано), Евгений Романов (баритон), Константин Беляков (гитара), Марина Климентова (фортепиано), Владимир Мельников (саксофон), Ирина Вольпер (скрипка), Наталья Кудашева (альт) и Сергей Маер (ударные). 

Ведущая праздничного концерта, Мастер художественного слова Татьяна Юрьева совершит экскурс в прошлое и расскажет о необыкновенной истории Зала органной и камерной музыки, немаловажную роль в которой сыграли органные мастера – Виктор (1933-2007) и Александр (1964-2016) Якшины. В память об отце и сыне  в предстоящем концерте прозвучит шедевр классической музыки – «Адажио» Альбинони.

 

Материал подготовила Маргарита Зиангирова.