Отзывы о гастролях омичей в Санкт-Петербурге
Женское лицо эпохи
16.09.2023
В начале нового театрального сезона в Петербург с большими гастролями приехал Омский государственный академический театр драмы. В рамках гастролей 10 сентября состоялся показ спектакля Алексея Крикливого “Время женщин”, за основу которого взят роман Елены Чижовой. На показе присутствовал автор, правда, это открылось только на поклонах.
Название спектакля громогласно заявляет главную линию — это ретроспектива эпохи через судьбы женщин. Но, к большому счастью, этот спектакль — не реконструкция жизни или быта, а самое сокровенное, то что у нас остаётся от прожитой жизни — воспоминания.
На сцене выстроена комната, она похожа на детский бумажный домик. Но этот чуть основательней, в одном углу у него стоит огромная нога Атланта, в другом — кинескопный телевизор, накрытый салфеткой. На верёвках висит постиранное бельё, столы застелены клеёнкой и за занавески убрана кровать. Вот такой домик получился, а ещё высоко на стене написано “Большевики” и “Ужо”, над большим окном сидит, нахохлившись, нарисованная ворона. На сцену выходит девочка, садится спиной к залу и произносит: “Мои первые воспоминания — снег, ворота, тощая белая лошадь”. Снег и зима будут сопровождать всю историю, за окном мы увидим снежинки и пургу. Это метафора: снаружи холодно, страшно, а дома, среди родных, уютно и спокойно.
История построена режиссёром как детские воспоминания девочки Сузанны-Софьи (Ирина Бабаян), от этого и все персонажи выглядят немного сказочными, да и сюжет вполне укладывается в рамки сказки. Этот спектакль — путь героя через дремучий лес жизненных передряг. Главная героиня очарована историей спящей красавицы, которую она увидела однажды в Мариинском театре. Сузанна не говорит, но читает и всё понимает. Общается она с миром посредством рисунков. Заговорит она позже, но, когда она повзрослеет, мир так и останется для нее состоящим из рисунков и картин, которые она будет рисовать как настоящий художник.
Сузанна закручивает волчок и всё начинается. Главное — поддерживать движение, чтобы волчок не остановился и не упал. В спектакле параллельно существуют два времени: сейчас и тогда. История будто сворачивается в клубок с двух разных концов. Прошлое начинается с мимолётной встречи Антонина (Кристина Лапшина) и Григория (Игорь Костин), их первой любви, пусть и скоротечной. Плодом этой любви и является Сузанна. Одинокой матери, работающей на заводе, помогает “коллектив”. Она получает комнату в коммунальной квартире, в которой обитают три старухи.
Никакие советские бытовые подробности в быте героев не нарисованы, авторов не интересует детальное выписывание исторических социальных деталей. Главный интерес — это люди и то, что они чувствовали, как жили сообща, их человеческое достоинство. Старушки решают помочь Антонине вырастить Сузанну. А она, в свою очередь, заботится о быте старушек, то пирожков напечет, то за мукой в очереди всю ночь отстоит. Трудности советского быта передаются тут в общих деталях, как испытания главного героя. В постановке “бабушки”, словно мойры, плетут судьбу девочки, и зовут их Гликерией (Валерия Прокоп), Евдокией (Татьяна Филоненко) и Ариадной (Элеонора Кремель). У каждой свой характер, своё понимание, как надо жизнь проживать, своя нелегкая судьба. Войны, блокада, репрессии прошли через жизнь этих женщин, и порой кажется, что это и есть наша страна — у неё женское изможденное лицо.
Мужчины в этой истории присутствуют, но все они оказываются связаны любовью с героинями. Ветреный и малодушный возлюбленный Антонины — Григорий, любивший всю жизнь романтик — доктор Соломон Захарович, новый расчётливый и неприятный жених Николай (Олег Теплоухов). Все они — лишь эпизодические герои истории, всё на себе несут только женщины. Человеческого горя в этой истории много, но нет трагедии. Сплочённость, стойкость и оптимизм — вот какие уроки герои выносят из неё, это не даёт им пропасть. Алчные и прагматичные пропадают, растворяются. О них и не стоит вспоминать.
Во втором акте можно физически почувствовать, как время замедляется, когда Антонину настигает болезнь. Она лежит на кровати, а дочка укрывает её бумажными снежинками как саваном. Смотришь, и это ранит в самое сердце. Как бы мы ни держались за жизнь, иногда кто-то надрывается как Антонина и уходит слишком рано. Но она продолжает жить в сказочных воспоминаниях дочери. В них все собираются за общим столом в новой большой квартире, мама в нарядном платье и рядом любимый. Все чокаются, обнимаются и желают друг другу счастья.
После этого спектакля остаётся чувство светлой грусти. Кажется, именно в этом и была задумка режиссёра и актёров: докопаться, воскресить всё человеческое в зрителях, чтобы можно было выйти на улицу и увидеть добро вокруг нас.
Текст: Наталья Яковлева. Статья опубликована в Арт-журнале "Около":https://okolo.me/2023/09/zhenskoe-litso-epohi/
«Мой дедушка был вишней»: что вы знаете о счастье?
От Марина Константинова - 15.09.2023
Наступившая осень готова порадовать петербуржцев не только стартом нового театрального сезона. В рамках программы «Большие гастроли» у жителей нашего города появился уникальный шанс познакомиться с лучшими постановками Омского государственного академического театра драмы. 11 сентября на сцене МДТ петербургской публике был представлен спектакль «Мой дедушка был вишней».
Перед началом постановки зрителям показывают нечто вроде вводной рефлексии на заданную тему. Артисты, занятые в спектакле, рассказывают о самых ярких и важных детских воспоминаниях, которые во многом сформировали их, заложили представление об истинном счастье. И здесь вовсе нет места материальному: подлинный незабываемый восторг вызывают ветви самшита или плаванье на глубине. Эти неуловимые частички детства и хранятся потом в душе всю жизнь. Такой зачин оказывается ключевым смысловым прологом к истории, придуманной когда-то Анджелой Нанетти и воплощенной на сцене Ариной Гулимовой.
Спектакль очень бережно воссоздает счастливейший мир детства: этот потерянный рай, в который нет возврата, но который навсегда остается в нашем сердце. Бесхитростная, но соответствующая общим смыслам постановки сценография визуализирует истинный парадиз, волшебную страну чудес, пресловутое место силы. Мощное дерево здесь уже само по себе важный персонаж, полноценный герой повествования. Вишня Феличе так и представляется нам настоящим одушевленным существом. Она же при этом – своеобразный пьедестал победителя, важный рубеж взросления маленького Тонино.
При желании в спектакле легко обнаруживается истинно буддийский лейтмотив: мол, после смерти мы не исчезаем навсегда, а просто превращаемся в кого-то по-настоящему любимого теми, кто остался в земном существовании. Или же это всего лишь игра детского сознания под названием «Смерти нет» (а в подобное сложно, практически невозможно поверить даже при самых убедительных доказательствах), психологическая естественная самозащита? Оба этих варианта позволяют поверить и герою, и зрителю в то, что важная белая гусыня – воплощение любимой бабушки Теодолинды, а дедушка Оттавиано после своей смерти словно бы всего-навсего растворяется в густо сплетенных вишневых ветвях. Именно так когда-то и хотел Тонино, задумываясь в редкие минуты о загробной жизни. По другой версии, дед становится гусем, воссоединяясь навсегда со своей дорогой Линдой. Они незримо, но рядом. Они продолжают любить.
Спектакль Арины Гулимовой все же куда больше про жизнь, а не про смерть, про естественный ход самого бытия, про смену поколений, про шаги вверх и вперед, про конфликты (в том числе и социальные, и гендерные) и их мудрое преодоление. Тут отсутствуют заумные смысловые вычурности, незачем выискивать двойное дно, подтексты и символы. Чистая честность, правильно поданная простота (а не это ли как раз залог верного общего языка с ребенком?!) невероятно подкупают, и авторское повествование, отрываясь от своих итальянских корней, становится поистине универсальным. Здесь нет акцента на горе и боли (милосердная детская память терапевтически подчищает какие-то ощущения и воспоминания – воистину), но при этом речь не идет о каком-то эгоистичном равнодушии. В постановке очень детально и точно переданы истинно детские ощущения счастья (а детям для этого порой только того и надо, что принять порцию гоголь-моголя из рук любимого и родного человека!). Артисты замечательно создают не просто образы конкретных героев – они воплощают устоявшиеся типажи, удерживаясь от соблазна вывести их на уровень живых стереотипов. Завершает общую картину музыка: легкая, нежная, невесомая (и, разумеется, итальянская!). И финальная хитовая Felicita обрушивается как на артистов, так и на зрителей полновесным потоком истинного неподдельного счастья.
Статья опубликована на портале "Территория творческой свободы "Мusecube":https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/moj
Отец мой
17.09.2023
В рамках больших гастролей Омского театра драмы в Театре на Васильевском 13 сентября состоялся показ постановки “Отец”. Пьесы Стриндберга в последнее время нечасто увидишь на сцене, тем интересней было взглянуть на этот спектакль, который был отмечен Золотой маской.
Режиссёр Павел Зобнин предпочитает ставить спектакли в ключе психологического театра, где всё разворачивается подробно и медленно. Пружина, которая в конце будет порвана, заводится неспешно. На сцене выстроена уютная комната в скандинавском стиле — деревянные балки, бюро из ясеня, круглый стол, диван и тронутые морозным узором окна. Канун Рождества, члены семьи украшают дом разноцветными флажками и приносят фигурку Санта-Клауса. Эта слишком уютная тишина предполагает бурю впереди. Дальше перед зрителем будет разыграна битва между женским и мужским началом, борьба за ребёнка и медленное сошествие в ад. Все домочадцы, включая бабушку с деменцией и престарелую нянечку, буду бороться за своё видение судьбы дочери Ротмистра (Михаил Окунев) — Берты (Кристина Лапшина). Реализация своих амбиций на ребёнке, навязывание своей воли — это вполне современные реалии. Главные противоборствующие стороны в этом конфликте: Ротмистр (Михаил Окунев) и его жена Лаура (Анна Ходюн).
Стриндберг сделал ставку на женское коварство, которое свело Ротмистра в могилу. Но в спектакле Зобнина нет превосходящей стороны, происходит столкновение равных сил, при этом мы не видим ярость противоборства, семейные скандалы и летающие лампы. Нам, кроме того, предлагается колкая самоирония актёров. Всё сработано тонко, диалоги похожи на фехтовальный турнир. Выпад, ещё выпад и укол. Михаил Окунев представляет Ротмистра скорее старым воякой, чем учёным. Он расчётливый и прагматичный, может быть грубым, но так же он полон любви к дочери и няне. Ротмистр не выглядит плоским образом мужлана, наоборот, это сложный интеллектуал с внутренним стержнем. Лаура, которую играет Анна Ходюн, не просто коварная женщина, которая способна на всё ради своей цели. Жена ротмистра утончённая, умная женщина с нелёгкой судьбой. Поэтому семейные перепалки выглядят как красивые сражения, за ними с интересом наблюдаешь. Удивляешься, как ловко и методично сводит с ума Лаура своего мужа, стоит ей заронить мысль о том, что Берта — не его родная дочь.
Чем дальше, тем больше обнажаются социальные проблемы общества, где семейные споры превращены в неразрешимые философские вопросы. Казалось бы, в судьи можно призвать доктора (Виктор Черноскутов), но он нерешителен, хотя и старается быть объективным. Всё, на что он способен, так это констатировать очевидное. Кажется, что женщины в этой пьесе гораздо решительнее мужчин. Среди таких человеческих бурь всегда звучит мотив «Silent night», что наводит ещё больше страха. Нежная мелодия сопровождает разлом семьи, и возможно, самого этого понятия. Это и есть трагическая часть спектакля, но наряду с ней существуют и комические моменты, которые позволяют вдохнуть немного воздуха в эту постановку.
Зачем же смотреть, казалось бы, немного устаревшую пьесу “Отец”? Может быть, для того, чтобы ещё раз задать себе вопрос, ради чего мы можем предать близких. Посмотреть на сегодняшнее время и подумать, а как много изменилось с момента написания пьесы. Или же просто научиться колким семейным провокациям.
Текст: Наталья Яковлева. Статья опубликована в Арт-журнале "Около":https://okolo.me/2023/09/otets-moj/