Партнёры по сцене. Актеры театра «Арлекин» с любимыми куклами

13:06 26 апр 2021

Сегодня Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» — один из старейших детских театров России – празднует своё 85-летие.

Омский театр кукол основан в 1936 году. Его первые руководители: Е. Аша–Парфеньев и Н. Кузьменко. Артистов было всего шестеро. Организован театр в апреле, а уже в июле маленьким омичам был показан первый спектакль – чеховская «Каштанка». По сей театр развивается семимильными шагами – расширяет репертуар, получает награды, проводит фестивали и лаборатории, гастролирует по миру, растит кукольников, слывет экспериментатором.

Сегодня в труппе 24 человека – заслуженные артисты, опытные кукловоды и молодые таланты. Мы попросили нескольких кукольников поделиться своей главной любовью – симпатией к куклам. Каждый артист выбрал одного персонажа, с которым его снял наш фотограф Андрей Кутузов.

 

Геннадий Власов, Заслуженный артист России

1_9.jpg

«Это Волк из «Трёх поросят». Я выбрал его, потому что 30 с лишком лет я был его партнёром или он моим партнёром.  Я с ним сросся и сжился. За все 54 года работы в театре мне пришлось очень много волков играть. А этот – самый любимый, потому что его характер мне понравился, или я сделал ему такой характер. Он не злой, немножко дурашливый, озорной и ребятишки всегда принимали его с восторгом. Мы с ним объездили и севера, и всю Тюменскую область. Сейчас Волк живёт в музее, спектакль списали лет пять назад, но я до сих пор считаю его своей куклой».

 

Дмитрий Войдак, заслуженный деятель культуры Омской области

6_5.jpg

«Я выбрал Хлестакова из спектакля «Ревизор». Марионетка – это самая сложная система в театре. Но для меня эта кукла самая любимая. Она собрана с моей помощью, мы работали вместе с механиком – искали движения, чтобы мой Хлестаков поднимал ноги в коленках, прямые ноги, чтобы он мог ползать на коленях, чтобы ходил назад, чтобы лежал на спине. Всё было продумано изначально. Я думаю, что мы сделали интересную хорошую куклу. Мой Хлестаков простоватый, щеголеватый, но смышленый человек, самопиращик. Спектакль «Ревизор» замораживали на несколько лет, я очень ждал его возвращения. Наконец, дождался».

 

Роман Шуников

4_3.jpg

«Я фотографируюсь с главным героем спектакля «Кот в сапогах». Во-первых, потому что он котик, все любят котиков, они милые. Во-вторых, потому что сам герой очень интересный. С одной стороны трикстер, с другой – верный друг своего хозяина. В-третьих, это очень хорошая кукла, она очень качественно сделана. Одна из самых рабочих кукол, с которыми мне приходилось работать, послушная и удобная. В-четвертых, с этой куклой до меня работали два прекраснейших артиста – Александр Кузнецов и Артур Арутюнов. И когда получаешь куклу из таких рук, ты к ней относишься по-другому».

 

Эдуард Павлинцев, Заслуженный артист России

3_4.jpg

«Я фотографируюсь с куклой Финна из спектакля «Руслан и Людмила». Она очень удачно выполнена художником и мастерами. На фотографиях вы увидите, что можно ее не трогать, достаточно просто смотреть. Одно лёгкое движение головы – и этого достаточно, ей не надо широко мотылять. Кукла визуально красивая и сделана под спектакль. Помните, там горит бутафорский костёр, а в костре вентилятор, и от этого ветра у Финна колышется борода, волосы. Создаётся такое живое, что не надо ничего даже делать – просто держи его».

 

Алла Саламчева, заслуженный деятель культуры Омской области

7_2.jpg

«Это кукла Королевы из спектакля «Спящая красавица». Мне в творческой жизни пришлось исполнить много ролей королев и очень много ролей мам. А эта кукла – мама Спящей красавицы, то есть в ней соединились две эти ипостаси. Поэтому мне кажется, что она отражает моё определённое направление в моей судьбе. Мы с этой куклой около пяти лет. «В нашей сказке Добрая королева» - говорит рассказчик в этом спектакле. Она такой и является, ну и конечно она немного капризная, как королевам положено, очень любит мужа, дочь, но в то же время не лишена иронии по отношению к своему немного взбалмашному мужу».

 

Нина Казакова, Награждена Знаком Министерства культуры РФ «За достижение в культуре»

9_0.jpg

«Это Старшая фрейлина из спектакля «Принцесса и свинопас». Когда я пришла в театр моя первая более-менее большая работа – Старшая фрейлина в этом же спектакле, но ставил его другой режиссёр и это был другой спектакль. Мне тогда было около 25-ти лет. И недавно опять взяли эту пьесу в репертуар и мне опять дают эту роль, конечно с другой задумкой, с другой куклой, но я была так рада, будто окунулась в то время. Моя героиня, я считаю, отрицательный персонаж. Старшая фрейлина должна внушать своей ученице правила хорошего тона, а она плохо воспитала Принцессу – не научила любви, настоящим ценностям, чувствам».  

 

Анна Курочкина

2_7.jpg

«Для своей героини я придумала историю, чтобы понять, почему она находится в Ленинграде во время блокады. Я нашла информацию, что до блокады всех детей оперативно собирали по городу и сажали в поезда. Родители бежали к вагонам, пытаясь забрать своих детей обратно. Детей силой оставили в поезде, и он подорвался на выезде из города. Я придумала, что мою героиню мама успела выхватить с поезда и поэтому она осталась в Ленинграде. Моя Девочка маленькая, игривая, но без сил – блокада в самом разгаре. Это наша история, каждый человек должен знать, что происходило в тот период, и мы должны извлекать уроки».  

 

Елена Фалалеева, заслуженный деятель культуры Омской области

8_1.jpg

«Это кукла из спектакля «Сказка о добром короле, его мудрой жене и хитрой тетушке Уне». Мне очень симпатичен режиссёр этой постановки – Алексей Смирнов (Ярославль). Он ещё пишет пьесы по псевдонимом Петя Трофимов. И над этим спектаклем работала замечательный художник Ольга Веревкина. Если взять цитату Ростана: «Действие происходит где угодно и когда угодно, лишь бы костюмы были красивы», то здесь всё совпало. Красивые костюмы, любопытный материал, интересный режиссёр и было интересно и легко работать. И поэтому кукла мне весьма симпатична».

 

Данил Чернов

5_4.jpg

«Я фотографируюсь с котиком, потому что он милый. Я даже не знаю, с какого он спектакля. Моя мысль в том, что без разницы, какая кукла. И хорошо, если каждая кукла, которая попадает в руки актёра, будет автоматически становиться его любимой. Это слова одного очень хорошего моего коллеги, под которыми я подписываюсь. Нет любимых и нелюбимых кукол, можно рассматривать только со стороны функционала: удобнее, тяжелее, легче».

 

Светлана Евстратенко, Заслуженная артистка России

10_0.jpg

«Я поставила ширмовой спектакль «Ещё раз о Красной Шапочке» с тростевыми куклами 28 лет назад. Получается, с куклой Бабушки мы вместе более четверти века. Она такая… вечная, как и сам спектакль. Я даже не могу вспомнить, по каким городам мы с ней ездили, везде побывали. Знаете, у актёров может быть любимая кукла, но это никогда не должно превалировать. Важен материал, задумка режиссёра, сама роль, а кукла осваивается потом. И если роль хорошая, кукла освоится».