Первые автографы Петра Великого в Омском музее

12:00 10 июн 2022

msv_9977.jpg

С 10 июня в Омском музее им. М.А. Врубеля стартовала выставка «Почерк империи» (12+). Уникальные экспонаты впервые увидят свет именно в нашем городе. На выставке представлено 15 подлинных документов конца XVII – первой четверти XVIII века (жалованные грамоты, патенты на чины, дипломы, проезжие грамоты) из восьми коллекций Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН. Почти все они имеют личную подпись Петра I или канцлера Г. И. Головкина и заверены государственной печатью. Только два документа ранее были представлены на выставке в Государственном Эрмитаже, остальные документы экспонируются впервые. В рамках подготовки проекта сотрудниками СПбИИ РАН была проделана большая научная и научно-реставрационная работа.

 

По всей стране в этом году проходят мероприятия, посвященные празднованию 350-летия Петра Великого. И у поклонников музейного искусства появилось немало возможностей познакомиться с редчайшими экспонатами. Свои подарки делает омичам и наш областной изобразительный музей. Врубелевцы обратились в Санкт-Петербургский институт истории РАН с запросом проведение совместного проекта. Отказа не последовало, и здесь немалую роль сыграла дружба омичей и института истории. В частности к омскому музею с уважительным теплом относится заместитель директора по внешним и общественным связям СПбИИ РАН, д. и. н. Юлия Кантор.

Дружба завязалась на уже прошедших в Омске проектах. Первое сотрудничество произошло в 2018 году в рамках подготовки пятой выставки проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая называлась «Иртыш течет на север». Она проходила в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, а куратором проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» являлась Юлия Кантор.

Второй совместный проект случился в 2019 году, летом которого стартовал дискуссионно-выставочный проект «Гражданская война в музее. Музей в Гражданской войне», приуроченный к памятной исторической дате – 100-летию Гражданской войны в России. В рамках проекта проходил Круглый стол «Два цвета – две правды?», научным руководителем которого была Юлия Кантор.

Третий проект – выставка «Почерк империи» – не менее удивительный.

«Он случился, благодаря хорошим отношениям, доверию к нашему музею. Прежде всего, мы можем обеспечить все необходимые условия. Это транспортировка с помощью специализированных транспортных компаний и экспонирование. Мы можем предоставить помещение, полностью изолированное от солнечного света. Здесь специальные витрины и климат-контроль, наш штатный климатолог будет все время мониторить температуру. И так как у нас есть возможность создать такие условия, то появилась и возможность показать такую выставку», - комментирует замдиректора музея им. М.А. Врубеля Ирина Симонова.

Отбор экспонатов производился сотрудниками института. Особенностью этой выставки, помимо уникальных документов, является то, что пояснительные тексты к ним сделаны достаточно подробно. Это подробная аннотация, чтобы любой зритель мог понять, с каким материалом он имеет дело. Так, посетитель может обойтись без привычного экскурсионного формата. 

«Я в Омске далеко не первый раз и бываю здесь часто. Я хорошо знаю музей, иначе бы мы не стали сотрудничать в этом проекте. На этот раз мы привезли уникальные письменные документы, связанный с эпохой Петра, по которым можно пунктирной линией воспроизвести важнейшие события и отчасти даже восстановить неизвестные ранее сюжеты. Я уверена, что это будет интересно омскому зрителю не только потому, что это автографы Петра 1, но и потому  что по этим документам можно посмотреть, как развивалось делопроизводство периода зарождения Российской империи», - говорит заместитель директора по внешним и общественным связям СПбИИ РАН, д. и. н. Юлия Зораховна Кантор.

 

Бюрократия 17-18 вв.

msv_9994.jpg

Петр Великий был человеком прагматичным и мудрым. И именно с него началось основательное делопроизводство в Российской империи.

Всё началось, когда Петр 1 стал строить новое государство. В 1712 году статус столицы России был передан Санкт-Петербургу, а Российская империя стремительно набирала мощь, благодаря сильному правителю. Естественно, при огромном развитии промышленности, военного дела, культуры и международных отношений требовалась шаблонная практика того самого документооборота. Поначалу документы писались вручную и заверялись лично императором (об этом речь пойдет позже), но вскоре стало очевидно, что дело необходимо ставить на поток. Так появились образцы разных документов печатного образца. К примеру, в начале царствования Петра 1 вручную писался документ, разрешающий выезд на учёбу за границу. Уже через 10-15 лет документы становятся штампованными, так как выезд за границу становится делом обычным и писать одно и то же слишком часто не имело смысла. То же самое происходило с большим количеством документов, регламентирующих делопроизводство в самых различных сферах. Это массовая печать документов и разработанные определённые шаблоны.

Важным нововведением Петра в области делопроизводство, стало то, что он лично подписывался на каждом документе. До сего момента руководители государства свою подпись не ставили, а Петр 1 считал нужным оставлять автографы, которые стали автографами эпохи.

Такую идею визирования документов император позаимствовал из Западной Европы. Он регулярно выезжал за рубеж и брал от государственного устройства соседей только самое полезное. Его стремление к рационализации, унификации находило отражение в различных областях  государственного строительства. Так, появились печатные бланки – они одинаково оформлялись и одинаково выдавались. Ну и, конечно, личная подпись.  Пётр 1 первым из русских государей стал подписывать документы. До этого документы заверялись государственной печатью, ведь имя государя не могло быть в конце текста, под обращением к человеку ниже статусом. Но Петра 1 такие детали не смущали, и он стал ставить свои автографы. А после него эта привычка уже вошла в практику следующих государей.

 

Что представлено

msv_0067.jpg

Представленные на выставке документы хронологически охватывают почти всю Петровскую эпоху. Самый ранний из них — «Жалованная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей думному дворянину Сергею Матвеевичу Заборовскому» (1684) — появился в те годы, когда правление Петра и его старшего брата Ивана было номинальным, и во главе государства стояла регентша царевна Софья Алексеевна. Патент Н. Ф. Головину на чин капитана морского флота император подписал в сентябре 1724 года — всего за четыре месяца до своей кончины.

Памятники письменности дают возможность получить представление о развитии различных видов документов, изменении формуляра и художественного оформления. Например, проезжих грамот — предшественников заграничного паспорта. Проезжая грамота стольника М. М. Оболенского, направленного царем на учебу в Западную Европу в 1697 году, выполнена в Посольском приказе на большом листе александрийской бумаги, заставка, украшения на полях и титул царя написаны золотом. К середине 1710-х годов образовательные поездки молодых дворян в Западную Европу стали обычным явлением. В 1719 году младший сын вице-канцлера П. П. Шафирова Яков получил проезжую грамоту (паспорт) уже на стандартном печатном бланке. Петр I подписал ее вдали от российских берегов на борту корабля «Ингерманланд».

Материал и способ изготовления грамот и патентов нередко зависел от местонахождения Петра I. В качестве места выдачи документов указывались не только Москва или Санкт-Петербург, но и другие российские или европейские города, военный лагерь или корабль. В июле 1709 года «в обозе под Полтавою» была изготовлена жалованная грамота игуменье Успенского Глуховского девичьего монастыря Мариамне. В 1711 году Петр I подписал патент Л. С. Чирикова на чин генерал-майора в польском городе Ярославе.

 

История одного документа

qi5i_wrailgktvfmy-h0ezovbiw2qorfvm8welhwqfwjn1gu4ar2pzvd13kwl2k_e83ujtcdqdymszfvkuzzhbcb.jpg

В числе 15 документов, выставленных в музее, вы увидите настоящий шедевр документооборота. Это Жалованная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны Ивану Помаскому на владение землями. Датирована 22 февраля 1687 года.

Это не просто документ, это произведение искусства. Текст написан вручную, идеально, будто на самом деле это великолепная печать. А орнамент пестрит акварельными зарисовками.

«Сложно сказать, кто выполнял эти украшения. В штате приказов и в штате посольского приказа, откуда, видимо, происходила эта грамота, были златописцы. Они занимались тем, что оформляли такого рода документы. Их имена сохранились в архивных записях делопроизводственных материалов, но кто конкретно выполнил оформление этой грамоты, мы сказать не можем. Здесь стоит подпись – думный дьяк Емельян Украинцев,  он потом станет главой посольского приказа, главой дипломатической миссии, послом, который подпишет Константинопольский мирный договор 1700 года», - рассказала куратор выставки, заведующая Научно-историческим архивом и группой источниковедения СПбИИ РАН, к. и. н. Татьяна Базарова.

Специалист пояснила, что у краски изготавливались индивидуально, одного рецепта не было. Жалованная грамота выполнена на пергамене – писчем материале из телячьей кожи, который использовался до вошедшей в обиход бумаги. Благодаря прочному материалу – пергамену – яркость красок сохранилась практически в том виде, в каком была более 300 лет назад. Рисунки с годами не выцвели, и сейчас зритель может удивиться мастерству оформителей штата приказов.

 

Реализация выставочного проекта «Почерк империи…» проходит в рамках проекта «История письма европейской цивилизации» - большого комплекса научных, исследовательских, научно-реставрационных и образовательных программ, одним из результатов которого станет создание электронной базы данных образцов письменности, почерков, шрифтов и т.п. в разных традициях, на разных языках и на различных носителях. Проект реализуется на средства гранта Министерства образования и науки России академическими учреждениями Петербурга во главе с Санкт-Петербургским институтом истории РАН.

Фото: Сергей Мельников

    Предыдущий Следующий