Продолжатель дела великой династии Александр Коршунов
В эти дни в Омске проходит II Международный театральный фестиваль «Достоевский. Омск». В рамках его образовательной программы состоялась творческая встреча с народным артистом России, художественным руководителем Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым.
Династия Коршуновых хорошо известна в театральной России. Свои истоки она берет со времен Николая II. И сейчас уже подрастает пятое поколение династии в лице внучки Александра Коршунова.
- Никогда не задумывался об этом специально, но выходит, что династия сложилась естественным образом. А началось все с дедушки и бабушки – Ильи Яковлевича Судакова и Клавдии Николаевны Еланской, выходцев из второй студии МХАТа, - начал свой рассказ Александр Викторович. - Дед был великий человек и могучий режиссер, фигура не вполне оцененная в истории русского театра. Возглавлял революционную ячейку, за что в 1910 году был арестован и освобожден через три года по велению Николая II. Поступил во вторую студию Художественного театра к Станиславскому. Там познакомился с бабушкой, Клавдией Николаевной Еланской. Она играла Ольгу в «Трех сестрах» по Чехову, Катерину в «Грозе» по Островскому, Катюшу Маслову в «Воскресении» Льва Толстого. Клавдия Николаевна была одной из любимых актрис Немировича-Данченко. Дедушка много работал – был актером и режиссером МХАТа, главным режиссером Малого театра, руководил театром рабочей молодежи – нынешним Ленкомом, театром транспорта – сегодня это московский театр имени Гоголя, театром-студией киноактера, много преподавал. Он надорвался, в итоге получил два инсульта и умер. Самая известная его постановка – «Дни Турбиных» по Булгакову, где как артист он переиграл почти все мужские роли.
Незадолго до ухода из жизни Илья Яковлевич написал книгу воспоминаний «Моя жизнь в труде и борьбе», первый вариант которой был уничтожен женой, которая справедливо посчитала, что иконоподобные образы Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко разрушать нельзя. «Твоя правда никому не нужна», - сказала Клавдия Николаевна мужу.
Свою бабушку Александр Коршунов называет красавицей. Говорит, что прохожие глядели ей вслед, когда она шла по улице. «Клавдия Николаевна была человеком высокого благородства, одним своим присутствием облагораживала пространство»,- вспоминает артист.
Мама Александра Викторовича – Екатерина Ильинична Еланская – создала и многие годы руководила Московским драматическим театром «Сфера».
Как-то перебирая архив матери, сын обнаружил рукопись книги «Живой театр», написанной Екатериной Ильиничной в 1989 году. Семь лет назад Московский театр «Сфера» издал эти мемуары.
«Нельзя добросовестно служить в храме, не исповедуя его веры. Сама служба такая, особенная. И смысл-то весь в единомышлении, в духовном соучастии. Поскольку дело это само по себе – храм ли, театр ли – коллективное и требует единства веры. Иначе будет противоречить смыслу, самой идее театра. Кого же мы можем убедить, если и между собой-то не едины?», - пишет Екатерина Ильинична Еланская в "Живом театре".
В «Сферу» Александр Коршунов попал, еще учась в Школе-студии МХАТ – режиссер Еланская пригласила его сыграть главную роль в спектакле «Маленький принц» по Экзюпери. А всерьез режиссурой продолжатель династии в третьем поколении занялся в 90-егоды. Дебютной режиссерской работой стали «Чудаки» по пьесе Максима Горького в филиале Государственного Малого театра.
Театр «Сфера» Александр Коршунов возглавил в 2013 году после ухода из жизни Екатерины Еланской. По-иному и быть не могло, ведь сын, как никто другой, знал принципы работы театра, знал труппу.
Не так давно «Сфера» пережила потрясение, которого не удалось избежать нескольким московским коллективам – руководство культуры города Москвы решило объединить «Сферу» с театром «Эрмитаж». И поэтому сегодня, некогда самостоятельный как юридическое лицо, театр является структурным подразделением другого учреждения культуры.
По признанию Александра Коршунова, это никак не повлияло на творческий процесс в «Сфере». Художественному руководителю удалось найти общий язык с новым руководством и "пока все идет по-старому".
Для показа на II Международном театральном фестивале «Достоевский. Омск» москвичи привезли трагикомедию «Дядюшкин сон». Как заметил один из зрителей, это был тот случай, когда одновременно на сцене были представлены два гениальных писателя - Николай Островский и Федор Достоевский, настолько остроумна, феерична была игра артистов, а образы наполнены особым жизневолием. И эта во многом заслуга той инсценировки, по которой был поставлен спектакль, в котором 30 лет назад Александр Коршунов исполнял роль Мозглякова.
- Это старая сценическая версия, по которой режиссер Александр Четверкин поставил "Дядюшкин сон" в Малом театре, - рассказал Александр Викторович. – Родилась она во МХАТе, в ней играли легендарные артисты Ольга Книппер-Чехова, Николай Хмелев. Эта версия была мне хорошо знакома, она мне нравилась, и поэтому мы взяли ее в работу. Сам я не занимаюсь инсценировками, а мама Екатерина Ильинична делала это блестяще.
Александр Коршунов признался, что Достоевский – один из авторов, который ему нравится, но не самый любимый. На сцене тоже не часто доводилось играть в его произведениях.
В творческой встрече с народным артистом России Александром Коршуновым приняли участие актеры омского драматического театра "Галерка", зрители и журналисты. Встреча получилась искренней, доброй и познавательной.
12+