Рецензия на премьерный спектакль Омского ТЮЗа "Герой нашего времени" Анастасии Толмачевой

17:53 03 апр 2023

На сцене Омского ТЮЗа состоялась премьера, после которой возникает вопрос: художественное руководство театра лично знакомо с произведениями, которые изучаются в рамках школьной программы по литературе?

Режиссер театра «Молодой человек» из Ижевска Андрей Опарин выпустил  здесь драматический концерт «Герой нашего времени». На афише театр ставит имя Лермонтова, но мы практически не слышим со сцены текста романа Михаила Юрьевича. Это не значит, что герои на сцене молчаливы – нет. Диалоги сменяются монологическими признаниями героев. Печорин, Вернер, Мэри, княгиня Лиговская и даже Бэла вполне могли бы стать участниками шоу Первого канала «Пусть говорят». Молодой драматург Екатерина Гузёма, обозначенная в программке всего лишь автором инсценировки, предлагает нам свою версию событий, произошедших с Печориным, не только придумывая реплики героев, но легко меняя сам сюжет произведения Лермонтова. По факту это не инсценировка, а самостоятельная пьеса по мотивам романа Лермонтова.

Нас всех приучили, что режиссер имеет право очень вольно обращаться с литературным текстом. Но выдавать за текст отечественного классика произведение современного литератора? Подозреваю, что в области переводной литературы все понятия об авторстве уже давно смешались.

Впрочем, несколько фрагментов из романа зрители все-таки услышат, как и фрагментов лирики Михаила Юрьевича.

Андрей Опарин решил не останавливаться перед загадкой Печорина, и смело вскрыть ее, прибегнув к методу биографического литературоведения. Таким образом, у Гришиньки и у Мишиньки (Печорина и Лермонтова) возникает общая бабушка, папа в шотландской юбке и мама - певица (здесь практически оперная дива). Разгадывать эту загадку нам помогает профессор Быков, на наших глазах превращающийся из фрикового чудаковатого интеллектуала в статного молодца, то ли под магическим действием стихотворения Лермонтова «Валерик», то ли от приближения готической красавицы, в программке обозначенной как Смерть. У Лермонтова Печорин признается, что есть «минуты, когда я понимаю Вампира». Кажется, что в спектакле эти минуты превращены в вечность: на сценической площадке создана тревожащая душу и удушающая  атмосфера готического романа, подрываемая фриковым поведением профессора.

Еще один персонаж из программки Пророк вознесен в сценическом пространстве над другими, но ты его практически не замечаешь, так как он буквально слит с черной одеждой сцены.  Он читает истины Екклесиаста, мерно и постоянно комментируя своими стихами сюжет происходящего на сцене.

В спектакле также находится место песне группы «Ноль», стихам песни группы «Зоопарк» и композиции Дениса Стельмаха «Аист». Последняя связана с присутствием на сцене гигантского младенца со светящимся взором, в ней говорится о пребывании человека в утробе матери. На мой взгляд, она и является неким ключом к этой прихотливой сценической композиции Андрея Опарина, являющейся почти буквальной иллюстрацией затухания счастья (выражение деда Дениса Стельмаха), навязчиво напоминающей зрителю, что всё суета сует и что любой бал будет призрачным. Во время просмотра этого фантасмагорического сценического действа вспоминается Сергей Курехин и его концерты-перфомансы «Поп-механика».

Но если изначально Андрей Опарин (и/или Екатерина Гузёма) хотели явить нам свой авторский спектакль, почему честно не приглашать на это публику? Да, скорее всего в зрительный зал не пришло бы столько школьников по Пушкинской карте, но вряд ли они способны как-то разобраться в их прихотливой посмодернистской конструкции, источники которой театр даже не указывает в программке. Считать себя последователем и даже наследником Лермонтова не значит быть Михаилом Юрьевичем. При уважительном отношении к классику создателям спектакля следовало бы придумать для него другое название, как сделал Роман Габриа в Академическом театре драмы при работе с пьесой Уильямса. Но уважительное отношение сегодня не в приоритете у молодых художников, ведь с такой позицией стремительно не прославишься.  В 2012 году выставка иных икон «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана сразу выделила Евгению Мальцеву (художник-постановщик спектакля) из длинной вереницы молодых талантливых художников.

А пока на наших глазах в Омске разворачивается актуальный перфоманс, когда под видом «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова в программу «Пушкинская карта» включен «Герой нашего времени» Екатерины Гузёмы и Андрея Опарина. 

Анастасия Толмачева,

главный специалист Омского регионального отделения СТД РФ