Роковая лисица живет в каждом из нас?

11:25 29 мар 2024

1074h768_0.png

«Лучше бы на бухгалтера выучился!», - вздыхает психолог, которому предстоит вести группу подростков в пансионат на специальный тренинг по перевоспитанию. Все они наказаны за буллинг — агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Так начинается новый спектакль Омского ТЮЗа «Лисьи огни». 

Интересна история появления «Лисьих огней». Ещё в начале прошлого года у подростков из шести регионов, в том числе — и Омской области, появилась возможность принять участие в конкурсе сочинений на волнующие их темы. Так началась работа 2-й творческой лаборатории «Своя территория», основанной тарским Северным театром.

du-lfd_gomy_0.jpg

Авторы лучших сочинений получили возможность поработать в командах под руководcтвом драматургов и психологов. Весной прошлого года омские ребята сотрудничали с белjрусским драматургом Владой Ольховской, команда подготовила синопсис будущей пьесы. К осени драматургам надо было создать полноценные пьесы. Затем к процессу подключились режиссёры, и на заключительном этапе работы лаборатории в Омске были представлены эскизы спектаклей по новым текстам.

Лучшей тогда была признана пьеса Влады Ольховской «Лисьи огни», а награду за «Лучший актёрский ансамбль» получила команда омского ТЮЗа, работавшая под руководством режиссёра из Челябинска Александра Черепанова. И вот теперь в репертуаре театра есть полноценный спектакль по этой пьесе, импульсом к созданию которого стали идеи и опыт ровесников главных героев этой постановки.

В результате появился триллер... в стилистике анимэ. На сцене - огороженное прозрачными стенами прямоугольное пространство да полдюжины автомобильных колёс внутри. Это пространство превратится и в автобус, на котором подростки едут в пансионат, и, как говорит режиссёр, в некий «аквариум» с «подопытными мышками», и в символ беззащитности каждого перед сиянием зла.

Впрочем, вовне ли таится зло или оно внутри каждого из нас? Вот о чём этот спектакль. Вначале подростки по странной случайности остаются одни в этом «аквариуме», а за его пределами начинается что-то страшное. Зрители понимают это только по лицам героев и необычному сиянию, льющемуся на сцену; от этой неопределённости становится и вправду страшно. Одна из героинь — Рита, которая выкладывала съёмки своих издевательств над сверстниками в чаты — вспоминает легенду о небесной Лисице: она охотится на самых злых и уничтожает их. Кто же из них самый злой? Кто должен стать жертвой Лисицы?

И если вначале каждый из подростков даже гордился своими «подвигами», то теперь им приходится посмотреть на себя по-другому. Да ещё и выясняется, что в списке психолога лишь пять человек, а здесь их — шестеро. Неужели кто-то из них — Лиса? Удастся ли им понять — кто именно? Саспенс нагнетается постепенно, неожиданной будет и развязка.

wzcghsu1ocy_1.jpg

Не случайно в костюмах всех героев есть не только чёрный, но и рыжий лисий цвет. Он есть в одежде и интеллигента-психолога (Виталий Сосой), и водителя рокового автобуса разбитной Лидии Андреевны (Анастасия Шевелёва), и, конечно, в нарядах, причёсках и «анимешном» гриме подростков. Актёрам удаётся при стилистическом и пластическом единстве действа создать очень разные характеры героев, каждый из которых постепенно, с трудом, но делает первый шаг к осознанию зла в себе.

Выясняется, что буллерами они стали не просто так. Лера (Галина Волокитина), считает, что наказывала «по справедливости». Антон (Иван Павлов) уверен, что ничего плохого не делал, всё совершали другие, а он «всего лишь» словесными манипуляциями способствовал принятию роковых решений. Рита (Таисия Галочкина) — и сама жертва издевательств старшей сестры. Марат (Михаил Климов) начал самоутверждаться грубой силой после травмы, из-за которой пришлось оставить спорт. Самая замкнутая девочка по прозвищу Паук (Алёна Озаровская) живёт, в основном, в своём ноутбуке, она, талантливый программист, развлекалась тем, что сливала чужие данные, фото и посты с закрытых ресурсов в общий доступ. Кто-то из-за этого даже чуть не покончил с собой. Самый странный из этих ребят — Макс (Кирилл Соколовский), ведь он больше говорит о поступках других и почти не рассказывает о себе...

Получился и сказочный, и правдивый, а главное — актуальный разговор подростков (ведь это они предлагали темы и истории для пьесы) с подростками. Он должен помочь зрителям стать честнее по отношению к себе. А если после спектакля в классах или в самом театре будут обсуждения увиденного, спектакль может стать отличным пособием по развитию навыков рефлексии. Следующий показ состоится 26 апреля.

 

Автор - Елена Петрова

Фото - Полина Козлова