«Руслан и Людмила» в омском «Арлекине»

13:15 10 июн 2019

В театре кукол «Арлекин» к 220-летию Александра Пушкина состоялась премьера «Руслан и Людмила». Сюжет остался тем же – витязь Руслан разыскивает возлюбленную Людмилу, похищенную волшебником Черномором. Однако режиссёр Сергей Балыков представил своё авторское прочтение поэмы, сделав акцент на героизме давно минувших дней. 

hwddhkkuavm_0.jpg

С поэмой «Руслан и Людмила» Балыков работал и раньше. Около двадцати лет назад он впервые взялся на постановку этого произведения. Около шести лет назад прошло с премьеры предпоследней. Крайняя работа теперь в Омске.

«В этой поэме очень много молодости, задора, жажды жизни и фантазии. Совершенно необузданной фантазии. Пушкин для своего времени были абсолютным новатором. Ведь это практически киносценарий. Совершенно невозможно было в то  время представить, что возможна такая смена сцен – вдруг из подводного царства попадаем в космос, из космоса в другие страны – Восток, Запад, всё смешалось. И такая необузданная фантазия, такая энергия подкупает», - говорит постановщик.

uo89ag6wwlq.jpg

Центральной фигурой спектакля является, конечно, сам Александр Сергеевич. Спектакль начинается с иллюстраций лазерной проекции, которые создаются прямо на наших глазах. За эту красоту отвечал Станислав Унжаков.

«Мы хотели, чтобы в спектакле было много живого – как будто Пушкин пишет своей рукой. Была идея сделать совершенно пустое пространство и использовать только лазерный проектор. Но, во-первых, это не дешёвое удовольствие. Во-вторых, один приём на всё действие мог просто убить спектакль. Удача театра, что мы познакомились с таким человеком как Станислав, который обогатил наш спектакль», - комментирует заслуженный художник России, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Ольга Веревкина.

При создании спектакля использовались куклы разных систем управления и разного размера. Тот самый волшебник Черномор, похитивший возлюбленную Руслана, с трудом достигает полуметра, а все его амбиции компенсируются длиннющей бородой, которую вынуждена носить свита злодея. В противоположность ему 3-метровая фигура князя Владимира Красно Солнышко. Эта гигантская планшетная кукла символизирует и всеобъемлющее добро, и княжество и всю Русь. Управляет ей актёр Эдуард Павлинцев. Очень интересно выглядят витязи. Режиссёр ставил задачу Ольге Верёвкиной, чтобы три героя – Рогдай, Ратмир и Фарлаф – были очень похожи на коряги. В итоге у коней персонажей появились развивающиеся скульптурные гривы.

a7rboh2mwpc.jpg

Что касается распределения ролей – каждый артист оказался на своём месте. Режиссёр признаётся, что выбирать исполнителей подсказывал сам театр. Единогласно  роль Черномора была отдана Дмитрию Войдаку.

Артист традиционно сделал своего персонажа изюминкой спектакля. А вот закадровую роль автора озвучил сам режиссёр. Постановщик объясняет это просто.

«Занимать артистов хочется поменьше. Это наполовину технический процесс. Ну и самому хочется немного поучаствовать», - резюмирует Сергей Балыков.

Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение спектакля. За партитуру отвечала молодая композитор из Москвы – Марина Макарова – падчерица режиссёра и состоявшийся профессионал с богатым опытом. Девушка живёт в Москве, пишет музыку к фильмам – художественным, документальным, пишет диски, работает со ВГИКовцами. Ранее Марина писала для отчима музыку к «Снежной королеве», к «Северной Сказке», к спектаклю «Кошка, которая гуляет сама по себе». Работа систематизировалась просто – композитор присылала режиссёру наброски, он комментировал и они дорабатывались. В итоге зритель отмечает, что музыка очень помогает войти историю, оживающую на сцене.

y_yyby-2b8u.jpg

Интересная деталь:

оформлении спектакля используются рисунки самого поэта. Оригиналы рукописей хранятся в Рукописном отделе Института русской литературы РАН и воспроизводятся с разрешения Пушкинского Дома.