Шпрехшталмейстер - самая редкая профессия в мире, но не в цирке

12:10 22 ноя 2023

37d1e2ef-cb2e-45ac-951f-30c4a26e76e0.jpg

Цирк – это всегда яркий незабываемый праздник для зрителей. Это самое доброе и честное искусство, у которого нет дублёров, каскадёров. Люди каждый день реально рискуют собственной жизнью и здоровьем. Делая трюки, работая с животными на манеже, ухаживая за ними уже за кулисами. По словам «цирковых людей», самое страшное в их работе – переживать за людей и животных во время репетиций и представлений. За то, чтобы они все были живы, здоровы. А что происходит за кулисами? Какие тайны скрывает манеж, как содержат животных–артистов. Наконец, действительно ли есть «дети, рождённые в опилках», и как стать цирковым шпрехшталмейстером, рассказала инспектор манежа Омского государственного цирка Юлия Горькова-Тихонова.

-Трудно сразу даже правильно произнести слово – «шпрехшталмейстер», а сказать что это за профессия еще сложнее. Кто же такой «Шпрехшталмейстер» или сокращенно «Шталмейстер» в цирке?

- Многие зрители помнят фразу, звучавшую перед самым началом циркового представления - «Дамы и господа, мальчики и девочки, дети всех возрастов...», а произносит ее не кто иной, как шпрехшталмейстер, работник цирка, ведущий циркового представления.

В старом цирке шпрехшталмейстер был владельцем труппы: набирал артистов, собирал про­грамму представления и следил за тем, что­бы каждый исполнитель качественно отрабо­тал номера.

Шпрехшталмейстер объявляет номера программы, принимает участие в качестве резонёра в клоунских репризах, руководит униформистами, следит за выполнением правил техники безопасности, организует процесс репетиций артистов на манеже, рассчитывает их рабочее время и решает разноплановые административные задачи. В наши дни в цирке эта должность называется «инспектор манежа». Само название образовано от немецкого Sprech (говорить) + Stallmeister (начальник конюшни, конюшенный). Рабочий день инспектора манежа начинается с бумажной работы: нужно заполнить табели, разобраться с расчетными книжками артистов. Закончив с составлением графиков репетиций к полудню, я незамедлительно направляюсь к манежу, где наблюдаю, как артисты отрабатывают свои цирковые номера, в том числе с хищными животными. Грамотно провести цирковую программу — дело весьма сложное. В цирковых хлопотах проходить мой рабочий день совершенно не заметно, усталость чувствуется, когда уже перешагнешь порог дома, но она быстро проходит, нужно еще прогуляться с любимым питомцем  собакой по кличке «Тэодор» на улице возле гостиницы «Огни манежа». У всех инспекторов манежа по давней цирковой традиции должна быть обязательно своя собачка, в цирке много номеров с собачками, но это несколько не мешает любить своего пушистого циркового друга, раскрою Вам цирковой секрет - в Омском цирке моего «Тэодора» зовут неофициально – «младший инспектор манежа».

- Традиционный костюм инспектора манежа состоит?

- Костюм инспектора манежа состоит из яркого фрака, часто красного цвета с золотой отделкой, жилета и чёрного цилиндра, иногда с галстуком-бабочкой, галстуком или обычным галстуком. Наряд разработан так, чтобы выглядеть как джентльменский костюм XVIII века для верховой езды, и часто включает в себя кнут, пережиток того времени, когда начальник манежа руководил представлением не в качестве диктора и ведущего, а в качестве постановщика многих конных выступлений. Принято считать, что этот костюм был впервые принят Джорджем Клодом Локхартом по приказу Бертрама Миллса в 1928 году, когда Локхарт работал начальником манежа в своём цирке в Олимпии, Лондон. Женщина-лидер цирка известна как инспектор манежа и часто носит чёрную юбку или легинсы с черными сапогами до колен, а также верхнее пальто и фалды того же стиля, что и начальник манежа, или красную блузку. В неанглоязычных странах мастера ринга известны под разными титулами. Во Франции его называют «месье Лояль» в честь Ансельма-Пьера Лояля, одного из первых известных цирковых деятелей.

i_1_1.jpg

- Чего нельзя в цирке делать зрителям и артистам?

- Дело в том, что цирковые артисты народ суеверный. И это естественно, ведь если твоя профессия сопряжена с риском, волей-неволей начинаешь верить во всякие приметы и знаки. Нельзя в цирке делать: «Садится на бортик цирковой арены лицом к манежу», «Нельзя спиной сидеть к манежу - это неуважение к месту, где ты работаешь». А еще цирковые не грызут семечки и не свистят – боятся, что зрителей не будет. «Нельзя проходить перед артистом, пересекая ему путь, когда он готовится к выступлению, стоит перед выходом на манеж. Не к добру». Еще из устоявшихся цирковых примет и запретов – здесь нежелательно открывать в здании зонт.

Конечно, у каждого артиста есть свои ритуалы, которые помогают успокоиться перед выходом на манеж и избежать волнения. Но есть и общепринятые приметы, которые знают все люди цирка: Если на репетиции у акробата не получился какой-то трюк, он будет делать его до тех пор, пока не получится. Иначе он больше никогда не сможет его повторить. Цирковые никогда не кладут афиши на стул или диван - а то сборов не будет. Вместо этого они бросают их прямо на пол, чтобы “зритель в цирке пол топтал”. Артисты считают, что если первый билет на представление купит мужчина, то зрители примут новую программу на “Ура”. Если перешагнешь барьер манежа - останешься в цирке на всю жизнь; Нельзя шить перед выступлением, иначе “зашьешь себе дорогу”.

- Нравится вам работа в цирке?

- Честно сказать, я не задумывалась над этим. Цирк это мой дом, где я живу, работаю и создала свою семью - это моя жизнь. Мне нравиться, когда в цирке так называемое «цирковое движение» - животные рычат, лают, шипят, мычат, стучат копытам во время репетиций. Эта повседневная жизнь показывает, что цирк живёт и дышит. Когда цирк пустой, то это навевает маленькую грусть. А грустит цирк, только когда нет аплодисментов зрителей, нет артистов, молчат музыкальные динамики и выключено освещение. Но и в этот сакральный момент времени цирк прекрасен,

- А что самое сложное?

Лично для меня это терпение.  Чтобы работать в цирке нужно трудолюбие, терпение и желание развиваться. Можно сказать, что цирк держится на династиях, и мы передаём своё мастерство из поколения в поколение, а это не так уж и просто, как может показаться.

image-31-10-23-04-37.jpeg

- Пара советов зрителям, которые приходят в цирк?

- Самый главный совет от меня будет  - Не скрывать своих  позитивных эмоции! С утра я рад, чего-то жду. Ура, ура — я в цирк иду! Именно этими словами Юрий Владимирович Никулин обращался к своим зрителям, коллегам артистам, цирковым сотрудникам на протяжении многих лет, эти слова близки каждому из нас, кто хоть раз в жизни побывал на незабываемом цирковом представлении. В этих простых словах и заложены те самые положительные эмоции, как у артистов, так и зрителей.

Как проходит дрессировка животных?

- Дрессировка….. прежде чем начать дрессировать какое либо животное проходит долгий путь привыкания друг другу.  Когда мы берем малышей, а порой мы их берем совсем маленьких - месячных, тогда и начинается, а вернее запускается процесс становления циркового артиста. Мы их с начало выкармливаем с сосок, спим с ними в одной кровати, так как они те же дети для нас. И когда они немного подрастут, начинаем играть с ними, смотреть что природа заложила в него, каков талант у «ребенка». Это очень интересный процесс, наблюдать за творческим развитием, результат всегда есть, это сразу бросается в глаза на манеже.  И вот пока животное растет, мы начинаем потихоньку его репетировать на трюки. Но все репетиции проходят только в позитиве и на любые «вкусняшки» - фрукты, овощи, печенье, животные артисты откликаются с благодарностью.

Цирковые животные умеют обижаться?

- Да, конечно! Если животное обиделось, это сразу отражается на лице, нет - простите на морде и движении хвоста. Но продолжительного периода обиды у них нет, угостили морковкой и яблочком и обиды моментально проходят.

- Есть ли ещё истории, которые вызывают у вас тёплые воспоминания?

- Да, конечно, они есть у каждого артиста цирка. Но лично у меня всегда останутся самые теплые воспоминания о том периоде, когда ты непосредственно участен в воспитании животного, его развитии и профессионального роста как артиста. Ты с ним спишь, ешь буквально «с одной миски», проводишь все свое время …. А потом это «дикое» животное отдает всю свою «любовь» в работе на манеже.

komanda_uniformistov_vo_glave_s_inspektorom_manezha_yuliey_gorkovoy.jpg

Как становятся Шпрехшталмейстером, на Вашем личном примере?

- В инспекторы манежа в основном идут бывшие акробаты, гимнасты, жонглеры, борцы — люди, частично утратившие по тем или иным при­чинам свое профессиональное мастерство. Все они отлично знают техническую сторону цирка, знают, как сделать подвеску аппаратуры, закрепить и держать лонжу, правильно делать «заправку» манежа - расстелить ковер. Эти навыки просто необходимы при исполнении обязанностей инспектора манежа.  Мне повезло! После очередной серьезной травмы, полученной от цирковых животных, мне нужно было, найти работу в цирке менее опасную, но в тоже время интересную и полезную для цирка. И тут поступило предложение работать инспектором манежа, но прежде пройти обучение. И я согласилась.  Мой выбор профессии в цирке был предрешен, так как я из цирковой династии цирковых артистов дрессировщиков бизонов - Тихоновых. Мой муж москвич Тихонов Виктор Витальевич, представитель четвертого поколения цирковой династии Тихоновых, которой уже более - 100 лет! Отец моего супруга Виталий Викторович Тихонов акробат, известный дрессировщик корсиканских муфлонов,  яков и бизонов, Заслуженный артист РСФСР и Народный артист России руководитель легендарного аттракциона «Мир животных - мир друзей» и «Смешанная группа животных». Награжден государственными наградами: медаль «За заслуги в развитии циркового искусства», медаль «За новшество и оригинальность в дрессуре», медаль «За заслуги перед Луганской народной республикой», Орден «Дружбы». Выступал с сыном Виктором на манеже, когда ему исполнилось 11 лет, с номерами «Экзотика планеты», в котором было занято более 50 различных животных, включая 12 яков и двух бизонов, «Созвездие Эльдорадо», в котором участвовали бизоны, тибетские яки, лошадь, пума, верблюд, лама, дикобразы.

Заслуженный артист РСФСР,  Народный артист России Виталий Викторович Тихонов - зрелый мастер, руководитель аттракциона, известного и в нашей стране и за рубежом. За 50 лет работы на манеже он не только собрал уникальную «коллекцию» дрессированных горных быков, но и обрел дело, которому беззаветно посвятил себя. Вступив в ряды дрессировщиков, Тихонов-младший достойно принял эстафету из рук отца, затем приумножил «наследство», и теперь уникальный цирковой аттракцион достойно был передан сыну  - Виктору Витальевичу Тихонову.

Тихонов Виктор Витальевич – в 2000 году был первый и единственный в мире дрессировщик, оседлавший бизона, данный цирковой трюк дрессировщик проделывает с громадным копытным животным, номер закрепляется до сих пор, взрослеет и мужает дрессировщик - растет и уникальное цирковое животное, данный сенсационный цирковой трюк не имеют аналогов в мире. Виктор Витальевич посветил служению цирковому искусству немного, не мало - 33 года творческого служения,  я же, как дрессировщица и инспектор манежа посветила цирку – 25 лет.

Тихонов Виктор Витальевич  и его животные участвовали в съемках художественного фильма "Викинг",  снимался его цирковой бык «Дарис» и як по кличке «Арык», снимали их грациозные пробежки, нападения дрессировщик на них отрабатывал удары и повороты - чтобы все выглядело реально. С помощью компьютерной графики сделали запоминающие кадры фильма. Минуты в фильме с животными, это годы работы с ними на манеже. Цирк Тихоновых - удивительный аттракцион. Здесь непредсказуемые яки танцуют вальс и прыгают через огонь, вступают в поединок с дрессировщиком и ездят на мотоцикле. А бизоны - единственные в мире прыгают конкур не хуже спортивных лошадей. Подвиг любого дрессировщика – это труд и преодоления, выраженные в аплодисменты зрителей и признания в цирковом мире.

На данный момент опыт дрессировщика бизонов и яков перенимает наша дочь Анастасия. Она с большим удовольствием занимается с животными. Но больше ей нравиться заниматься бизонами. Как выяснилось у нее с ними полное взаимопонимание. Но и это было достигнуто не сразу. Эти опасные животные не раз нападали на нее, что заканчивалось переломами рук или ног. Но это Анастасию не остановило, она добилась уважения этих сакральных животных. Своим суровым и мужским характером, они приняли ее в свое «цирковое сообщество».  Мы как родители были очень удивлены этому, так как характер этих прекрасных животных очень своенравный. Бизоны обычно принимают только мужчин и до этого времени, у них был вожак - Виктор. А сейчас как мы понимаем наша дочь. Сейчас Анастасия помогает Виктору за кулисами принимает и выпускает бизонов во время работы на представлении и в репетициях. Так же она воспитывает и репетирует с маленьким  бизоном Семой. Этот малыш принял Анастасию как свою маму так как она его воспитывает с 1 месяца его рождения. Мы родители, гордимся Анастасией она единственная девушка, которая на данный момент занимается бизонами. В аттракционе работают мужчины и всего одна девушка дрессировщик и именно она занимается столь опасными животными и перенимает  опыт дрессировщика - диких животных у своего отца.

Вся наша семейная жизнь посвящена и поглощена цирковым искусством, и в этом скрывается секрет счастья! Муж на гастролях, я же берегу семейный очаг дома, сейчас в Омске, работая Шпрехшталмейстером на манеже «Омского государственного цирка».

Но моя, семья на этом не ограничивается, она большая «цирковая семья», а состоит она из парней, чья профессия – униформисты. По штатному расписанию в Омском государственном цирке их шесть, все молодые ребята, 20–25 лет. Униформисты — группа рабочих, обслуживающих цирковую арену во время представления и на репетициях, у них одинаковая форма одежды, отсюда и название. Впервые такие сотрудники появились в Париже в начале XIX в. На них возложено огромное количество задач, основные из которых — подготовка манежа к началу программы, обслуживание номеров, ассистирование артистам. Какого-то специального образования не требуется. Подчиняются они мне - инспектору манежа и конечно директору цирка. Есть люди, которые с детства любят цирк, любят его настолько сильно, что готовы отдать все, чтобы осуществить в данной сфере свою карьеру. Именно профессия униформист может помочь им в этом. Свою карьеру осуществили многие знаменитые артисты цирка, начиная работать в нем именно на должности униформист. К примеру: дрессировщик собак Ермаков и дрессировщик хищных животных Багдасаров, тоже начинали с этой профессии. Наступит день, когда Дмитрий, Илья, Александр, Иван, Максим, Вячеслав станут дрессировщиками и инспекторами манежа, все зависит от их желания и циркового везения. Цирк зажигает огни для всех нас – жителей г.Омска и Омской области в канун юбилея – 125 летия с исторического момента создания цирка в г. Омске.

Беседу вёл Андрей Ахрамович.