Спектакль-легенда Театра драмы отмечает юбилей

8:56 31 янв 2025

zasluzhennaya_artitska_rossii_anna_hodyun_v_roli_cipory_chori_zasluzhennyy_artist_rossii_oleg_teplouhov_v_roli_avnera_chori.jpg

Ровно 10 лет назад, 31 января 2015 года, на сцене Омского государственного академического театра драмы состоялась премьера спектакля «На чемоданах» режиссёра Александра Баргмана по пьесе современного израильского драматурга Ханоха Левина «Пакуем чемоданы». В репертуаре Омской драмы эта постановка одна из самых популярных и востребованных. В чём секрет её успеха попыталась разобраться писатель Наталья Елизарова.  

Жанр спектакля обозначен как «комедия с восемью прощаниями». Режиссёр Александр Баргман сравнил пьесу Ханоха Левина с ветхозаветной притчей: «Это не просто пьеса, это притча – история Исхода: на тот свет, в лучший мир или отсюда в другую страну, где тоже не будет счастья. Это путь пилигримов… Левин – сумасшедший автор. Он ненавидит человечество, поскольку любит человека. В его драматургии нет психологизма, там вскрывается звериная странная чудовищная человеческая суть… Он умер в 54 года, и в каждой его вещи присутствует так или иначе тема смерти… Пьеса смешная и страшная».

Спектакль заставляет задуматься об одиночестве и бессмысленности проживаемой жизни. «Для меня основная тема спектакля «На чемоданах» – не тема смерти, хотя она возникает достаточно часто. Меня волнует тема человеческого одиночества, – делится впечатлениями заслуженная артистка России Анна Ходюн, сыгравшая в спектакле роль Ципоры Цхори. – И одиночества даже тогда, когда вокруг тебя люди… В спектакле показано одиночество в толпе: люди живут очень тесно, но чувствуют себя невероятно одиноко. Даже такие устроенные, как моя Ципора, – у которой есть муж, она беременна долгожданным сыном, рожает и беременеет снова, – и, казалось бы, у неё нет причин для того, чтобы чувствовать себя одинокой, но ей всё равно чего-то не хватает для счастья, для комфортной и радостной жизни. Люди в спектакле не живут здесь и сейчас. Они находятся в ожидании какого-то чуда, которое в один прекрасный день произойдёт. Они не живут, а ждут. Для меня это ведущая тема – как проходит твоя жизнь пока ты ждёшь. А тема смерти возникает контрапунктом. В спектакле концентрация различных жизненных ситуаций: радость, любовь, рождение детей. Это интересно играть».

egor_ulanov_v_roli_elhanana.jpg

Герои спектакля – вечные странники. В череде бесконечных повседневных забот они стремятся к недостижимому идеалу, который, казалось бы, скрыт за невидимым горизонтом, и стоит только протянуть к нему руку… Но, как известно, хорошо там, где нас нет… Вечные поиски. Вечный бег на месте. Адское беличье колесо…

Режиссер сделал выбор в пользу максимально общечеловеческой трактовки пьесы, сознательно избегая национальной специфики, чтобы зрители смеялись и плакали над собой. Персонажи утрированы, но предельно узнаваемы. Ценность постановки в том, что она каждому из нас позволяет посмотреть на себя со стороны. «Герои спектакля – это герои анекдотов, а анекдоты – это всегда очень точный срез жизни, – утверждает заслуженный артист России Олег Теплоухов, сыгравший горбуна Авнера Цхори. – Спектакль концентрированный, это некий экстракт жизненных коллизий, в которые мы все так или иначе попадаем. Это касается и быта, и смысловых вещей. Мы все через подобные ситуации в течение своей жизни проходим, они узнаваемы: мы всё время хотим куда-то сорваться, нам кто-то надоедает, мы от чего-то устаём, мы кого-то утомляем... И вот этот насыщенный, концентрированный сгусток – столкновение душевных порывов в сугубо бытовых историях – даёт расщепление: узнаваемы не только ситуации, но и архетипы людей. Посмотришь на всех этих персонажей и понимаешь: бац – да это же я! Спектакль и цепляет поэтому… Очень многие зрители после спектакля бежали звонить родителям. Тема брошенности, одиночества, ненужности – она какая-то настолько родная каждому из нас. И тут нет никаких национальных привязок. Да, в спектакле эта тема сконцентрирована в еврейском поселении, но она общечеловеческая. Возможно то, что история написана еврейским автором, заставляет её проявляться более ярко, выпукло, может даже в чём-то фриково. Они кажутся фриками, но они не фрики. Бедные нечастные люди… История попадает в нас. Тема цепляет».

Особенность пьесы – в обилии действующих лиц, что позволило задействовать в постановке практически всю театральную труппу Омской драмы: на сцену вышли более двадцати разноплановых, талантливых омских актёров, как молодых, так и корифеев. По мнению актёра Егора Уланова, (Эльханан), уникальный драматургический материал, в котором отразилось столько пронзительных человеческих историй, способствовал взаимному сближению, открытию сердец всех участвующих в постановке артистов: «Про этот спектакль, про связанный с ним репетиционный процесс все, кого ни спроси, всегда вспоминают с большой любовью. Это спектакль, который заставил многих артистов очень сильно подключиться личностно. Такого всеобщего погружения в материал я не наблюдал раньше. Мы весь репетиционный процесс были вместе и смотрели сцены друг друга, плакали. Энергия режиссёра нас всех сплотила. Этот спектакль для всех дорог, очень много было в него вложено внутренней боли, переживаний, любви. Поэтому спектакль, наверное, и живёт столько лет… Насколько сложно работать таким большим ансамблем? При хорошем режиссёре это несложно. Если режиссёр умеет распределить актёрские силы, собрать всех, то можно хоть пятьсот человек на сцену вывести. Все знали и понимали свои задачи, знали, где акценты расставить. И потом – все сцены локальные – два-три человека, только похороны, где много людей выходит. А так – проблемы не было… Почему я горд, что участвую в этом спектакле? Мне кажется, такого количества таких актёрских работ ни в одном нашем спектакле нет. Просто класс! Наслаждаешься абсолютно любым персонажем, у каждого из них своя жизнь, свой характер. Все достоверны в своих проявлениях. Столичный критик Александр Вислов, посмотрев спектакль, сказал мне: «Я прихожу в Москву или в Питер на большой спектакль, и вижу три-пять крутых артистов, а все остальные – другой уровень, и они просто подыгрывают этим мэтрам. А здесь я не увидел ни одной проходной роли. Любого персонажа возьми – он абсолютно самодостаточен».

narodnyy_artist_rossii_valeriy_alekseev_v_roli_alberto_pinkusa.jpg

Спектакль получил заслуженное одобрение критики и театральной общественности. Спектакль вошел в Long List самых заметных спектаклей сезона 2014–2015 гг. по мнению экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Теперь уже, спустя годы, успех постановки воспринимается театралами как нечто само собой разумеющееся. Однако в день премьеры ощущения, что спектакль будет долгожителем, не было.   

Народный артист России Валерий Алексеев (Альберто Пинкус) признаётся: «На премьере, помню, часть зрителей вообще не понимала, что происходит на сцене, долго «въезжала». Чтобы понять, ты должен уметь отрешиться, отбросить все свои штампы, представления о театре. И пойти за нами… А когда уже второй, третий спектакль пошёл, то появились поклонники у этой постановки. Так и в музеях бывает: сначала – публика отрицает, а потом уже принимает. Но мы уже прошли этот путь. Нас понимают, это самое главное… Это оригинальный материал, его сразу не поставишь. Когда читку сделал режиссёр, я подумал: «Ну как это всё можно поставить?» Там ещё было название – «восемь похорон» – вроде бы трагическая ситуация, но режиссёр смог найти клоунаду… У Валерии Прокоп, к примеру, даже слов нет, только «м-м-м» да «м-м-м». Она, помнится, сказала: «Ну что это у меня за роль?» А я ей ответил: «А вот спорим, это будет лучшая роль в спектакле!» И она показывает клоунессу, у которой трагедия, и ей сочувствуют и плачут. И многим в этом спектакле можно посочувствовать со стороны. И в целом вся постановка – это трагическая клоунада… Впервые я играл в таком спектакле. У меня маленькая роль. Буквально несколько фраз – и всё. У персонажа функция перевозчика «туда», это такой Харон. Где-то он ироничен, а в конце – отрешённый. И произносит неожиданную для себя фразу: «Как же так… Я всех хоронил, теперь – я?»… «Memento mori» – думай о смерти. Герои поднимаются на небеса, но остаются живыми. Каждый ищет своё счастье где-то на стороне. А счастье-то рядом. Вот в чём парадоксальность пьесы… Каждую минуту, каждый час кто-то уходит. Ценить надо жизнь. И любить друг друга. И тех, кто находится рядом, но с которыми ты в ссоре, нужно примириться. Потому что есть главное – это жизнь».

Актёр Егор Уланов: «Поначалу мы не понимали, в каком работаем жанре. Было заявлено – комедия с восемью прощаниями. В связи с этим вспоминается один случай на спектакле. Мой финальный монолог: «Мама… мама». И женский голос из зала: «Ну и где комедия?» То есть человек абсолютно не подключился, а, наоборот, дистанцировался: ему обещали комедию и обманули… Да, поначалу этот спектакль воспринимался зрителем непросто: многие зрители не впускали его в себя. Но постепенно мы пережили все зрительские негодования. И спектакль обрёл своего зрителя. Я знаю людей, который ходили на спектакль по десять-двенадцать раз. Теперь уже люди понимают, что это очень непростая история. Это не просто драма, а абсолютно человеческая история… О чём говорится в спектакле? О чём говорят все эти прощания? Они показывают, что вся шелуха наша спадает и «там» мы оказываемся абсолютно чистыми, светлыми и счастливыми. Какой даётся посыл в этом спектакле? А почему мы, когда находимся на земле, не можем так жить? Зачем обвешиваем себя латами, масками, доспехами, вместо того, чтобы наслаждаться и любить?»

Глубина, многомерность, многослойность спектакля «На чемоданах» таит целую бездну всевозможных экзистенциальных и психологических подтекстов. «Надо беречь этот спектакль – такого больше нигде нет! – восклицает Валерий Алексеев. – Каждый актёр нашёл свою индивидуальную сторону. Режиссёр работал так, чтобы каждый показал своё личное участие, личное отношение. Это такой брехтовский приём, на грани фола: когда чуть-чуть – и можно переиграть, чуть-чуть – и не доиграть. Все поймали тон, который задал Баргман. И мы стремимся сохранять этот спектакль и бережно к нему относиться… Пьеса очень многогранная, в ней есть объём. Каждый персонаж – это 3D. Это абстракционизм в спектакле».

na_chemodanah_zaglavnoe_foto.jpg

Постановка «На чемоданах» вот уже десять лет продолжает собирать аншлаги. Спектакль смотрится на одном дыхании и станет настоящим праздником для зрителя, решившего провести вечер в театре.

 

Автор - Наталья Елизарова.