«Танцуем Эдгара Дега» - старый новый спектакль в Театре живописи
История эта началась ровно 10 лет назад. Тогда бессменный руководитель «Театра живописи» Николай Михалевский поставил спектакль «Танцуем Эдгара Дега» по мотивам творчества известного художника. Исполнителем мужской роли в те годы был профессиональный балетмейстер Станислав Колесник, вместе с ним в спектакль пришли девочки из его ансамбля классического танца «Мир танца». Сейчас Станислава Колесника нет на этом свете, «Мир танца» сменил уже двух руководителей, а сам спектакль канул в лету. Но зрители надолго запомнили эту воздушную постановку и беспрестанно спрашивали, будет ли она возрождена. И Николай Михалевский принял долгожданное решение поставить новый спектакль по старым мотивам.
На ведущую роль руководитель «Театра живописи» позвал своего коллегу по сцене театра драмы – Николая Суркова. Держа в руках массивную книгу о Дега, молодой человек исполняет роль балетмейстера и, мимолётно, самого Дега. В новом спектакле также есть балерины. Они не безмолвная движимая часть сценографии, а полноценные и практически главные героини сегодняшнего вечера. Для них открыт балетный класс, на сцене появились станки, за сценой лежат костюмы разных жанров. Они и ученицы современного восприятия Дега и живое воплощение его бесконечно воздушных полотен.
В спектакле заняты студенты кафедры хореографии факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, воспитанницы заслуженной артистки России Натальи Тороповой.
«Это будущие хореографы – говорит Николай Михалевский. И если предыдущие исполнительницы были ориентированы исключительно на классику, то нынешние танцуют и народные, и современные, и классические танцы. У них совсем другая природа и, значит, получается совсем другая история. К тому же, как будущие постановщики они сами смогли придумать некоторые танцы, хореографические линии».
Девочки на глазах зрителей вспоминают и запоминают биографию Эдгара Дега. Они порой задумчиво, порой молниеносно отвечают на вопросы Николая Суркова, разбирая по кирпичикам жизнь художника. Начиная с его отказа от аристократической фамилии и заканчивая убийственной для него болезнью – слепотой.
«Ворчливый человек с дурным характером, раздражительный, вспыльчивый, горячий, но миру он известен, как автор воздушных картин»,- начинается спектакль.
Балерины его страсть. Он пишет балерин, чтобы показать ткань и движение. Дега видит незапланированные проявления жизни и стремится запечатлеть эти незаметные невооруженному взгляду мгновения. И режиссёр помещает нас в обстановку, в которой жил художник. Балерины разминаются у станков, привычным движением затягивают шнурки пуантов, массируют руками шею, выпрямляют спину перед зеркалом, опираются на станок локтями, устраивая себе передышку.
Первую половину спектакля мы слушаем плавное повествование о жизни и творчестве Дега в исполнении Николая Суркова и его временных подопечных. Девочки радуют зрителей изящными па, и чем дольше идёт спектакль, тем чаще балерины заменяют слово танцем.
«Спектакль длится столько, сколько длится действие живописной игры»,- говорит «закадровый» голос тембром Татьяны Филоненко.
Заслуженная артистка РФ выходит на сцену традиционно стремительно, ярко, задавая абсолютно иной темп всему происходящему. Выглядит Татьяна Филоненко традиционно великолепно – в тёмном платье, чёрном плаще до пят и в напоминающей о прошлом эпохе чёрной шляпке. В руках у актрисы плёночный фотоаппарат, который она вскоре передаёт Николаю Суркову и берёт в руки книгу о Дега. Но ей не приходится туда часто заглядывать и, отдав фолиант одной из балерин, Татьяна Филоненко опытно рассказывает о великом импрессионисте.
Тем временем балерины меняют наряды, а на стене калейдоскопом мелькают картины и вырезки из видео репетиций танцовщиц. И если спектакль начинался плавно и размеренно, то ближе к его завершению обстановка будто накаляется.
У Николая Суркова пропадает спокойствие, Татьяна Филоненко говорит ещё быстрее и резче, а затем и вовсе перед зрителями спускается прозрачный занавес, отделяя нас от танцующих балерин. А именно им суждено рассказать о прогрессирующем недуге художника. Эдгара Дега поджидает болезнь и старость. Художник становится сварливым, невыносимым. Из-за плохого зрения мастер обращается к скульптуре. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. Сурков и Филоненко, отталкивающиеся друг от друга в течение постановки, соединяются в плавном танце – спектакль, как и жизнь Дега, движется к завершению.
«Танцуем Эдгара Дега» – это не просто спектакль. Это история Дега-художника и Дега-человека, рассказанная словом и танцем, душой и телом. Как Дега «прятался» за кулисами балета, запоминая и увековечивая уставших балерин, их движения, их полусогнутые фигуры, тянущиеся за пуантами пальцы, так сегодня мы рассматриваем эту гигантскую галерею лиц, тел, фигур, читая в них восприятие художника.
Историю балета сегодня можно узнать в залах музеев. Историю балета глазами великого французского живописца Эдгара Дега можно узнать в омском Театре живописи. Мастер оставил много секретов, как своего таланта, так и своего наследия. Почему женщины на его эскизах уродливы? Как в рисунках Дега вымещал свою злость и отчаяние? Было ли у художника отвращение к женщине? Стали балерины для него откровением или лишь инструментом? Об этом рассуждают артисты Театра, по полному праву беря на себя искусствоведческую миссию.
«Мы открываем мир художника. Мы понимаем, что такое шедевр»,- говорит Николай Михалевский.
Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова.