Тарский художник Антон Куприянов: «Я не политолог и не пропагандист»

14:21 26 авг 2019

anton_kupriyanov_0.jpg

 

В работах молодого тарского художника и участника творческого объединения «Сугроб» Антона Куприянова снеговики могут играть на барабанах, а неприглядные городские окраины представать с каким-то особенным шармом и обаянием.

Мы поговорили с Антоном о том, где он ищет вдохновение, как находит покупателей для своих картин и что сложнее писать – кроссовки или столбы с проводами.

 

Твоя идеальная ситуация для работы? Это утро, день или вечер. Ты один или вокруг полно людей?

Утро и день. А люди мне не мешают.

Ты работаешь сразу над несколькими работами или над одной-единственной?

Процесс дело непредсказуемое. Иногда возникает (очень редко) некий тупик в процессе работы. Тогда я могу отложить картинку на время, занявшись другими работами. Но потом все равно довожу до победного конца.

Обычно все идёт как то быстро. Хотя в начале творческого пути были затруднения в написании работ. И длилось это иногда месяцами. Сейчас я связываю это с незнанием технологии работы с некоторыми материалами: маслом и холстами. Все приходит с опытом.

Одна из моих любимых картин Антона Куприянова – «Snow division» с музыкальной группой снеговиков. Расскажи, как родилась эта идея.

Сыграло созвучие с легендарным пост-панк коллективом Joy division. Однажды листая блокнот увидел два слова, когда-то мной записанных, но позабытых. Эта надпись и была Snow division. Показалось логичным, что в снежной дивизии будут играть снеговики.

Тогда же и родился первый эскиз. На темно-синем картоне, похожем по формату на обложку виниловой пластинки.

-pp47nlefbw.jpg

А как родилась трилогия «Тара здесь» - «Омск рядом» - «Крым где-то там»? И почему именно Крым?

Создать этот триптих мне помогла пачка старых папирос «Крым», которую нашел совершенно случайно. Опираясь на нее, появилась картинка "Крым где-то там". Весь триптих получился на удивление быстро, в течение трёх дней. Про Крым можно долго размышлять, где он, почему он наш или не наш. Я не политолог и не пропагандист. А художник, нейтральный к политике.

Ты служил в армии. Как это было?

Было весело окунуться в нетипичную для меня среду, в непривычных условиях. Служил я на Северном Кавказе, в артиллерии. Постигать военную специальность было непросто, но интересно. Время проведенное в армии вспоминаю с ностальгией и теплотой.

Но к войне отношусь с отвращением. И не люблю, когда СМИ коверкают значение слова Патриотизм. Для меня Патриотизм, прежде всего, это любовь к родине, а не ненависть и пренебрежение к другим странам и альянсам. Как военный парад 9 мая, показывающий всю мощь нашей современной техники. Зачем? Чтобы все боялись? Гораздо интересней было бы показать старые образцы техники, с помощью которой советскому народу удалось победить нацистскую Германию.

Что сложнее писать: кроссовки или столб с электропроводами?

Портрет. А если серьезно, то, как бы сложно не было, главное чтобы процесс был увлекательным. И результат радовал. И тебя, и друзей, и зрителей.

Ты говоришь, что сложнее всего рисовать портрет. Не с этим ли связано то, что в твоем творчестве мало людей? Или тебе они тебе просто не интересны?

Не так уж и мало, на самом деле. Людей интересно рисовать, вписав их в сюжет. А вот портрет, не могу сказать, что вызывает у меня интерес.

Но, с другой стороны, в твоих картинах много техники – легковых автомобилей, грузовиков и даже тракторов. С чем это связано?

Их совсем не много, может процентов 20, если внимательно посмотреть. Ничего не обычного, в нашей жизни они повсюду.

Почему-то мое творчество часто ассоциируется с автомобилями. Но таких картинок, повторюсь, малая часть. Присутствуют они как элемент повседневной жизни, припаркованные или проезжающие мимо. Чаще их нет на картине, а картинка написана изнутри, как будто зритель внутри автомобиля, смотрит через лобовое или боковое стекло.

Как твои картины находят покупателя?

Раньше для таких целей использовал специальные сайты типа «Ярмарки Мастеров». Иногда успешно. Сейчас же люди интересуются через социальные сети, в моем случае «ВКонтакте», Фейсбук и Инстаграм.

Сколько стоила самая дорогая проданная картина?

Совсем недавно в Санкт-Петербург улетела «Панелька». А если смотреть по мерчу, то хорошо расходятся футболки «Тара здесь», «Иртыш» и Snow division. Они популярны не только среди жителей Сибири.

Просят ли писать на заказ?

Бывает. Но часто отказываюсь. Соглашаюсь, если стоит интересная задача.

Есть картины, которые ты никогда не отдашь и не продашь?

Такие картинки были. Но это со временем проходит. Скорее всего, от понимания, что лучшее будет впереди. А первое время стараюсь подержать у себя, с целью выставить на обозрение зрителю. Но, бывает, что даже забываешь о существовании некоторых своих работ.

Давно не видел твоих новых плакатов. Они стали тебе не интересны?

Плакаты и картинки в стиле поп-арт получаются чаще спонтанно, когда чем-нибудь занимаешься и зацикливаешься на одном моменте. В это время приходит идея, ее нужно быстро записать или нарисовать эскиз. Последний раз это был «Момент». Как раз об этом, что многие моменты мы упускаем. Надеюсь, следующий момент я не упущу, и появится что-нибудь новое.

uevzbwddbkg.jpg

Что тебя вдохновляет?

С вдохновением не всё так просто. Нет каких-то конкретных факторов вдохновения. Это может быть и яркий свет от заката, отраженный на стене. А может быть и лес, проявляющийся сквозь туман. Поэтому все что угодно может понравиться, в любую долю времени. Главное не упустить этот момент.

Многие художники считают «зашкваром» рисовать картины с фотографий. Что скажешь на это?

Каждый работает так, как ему удобно. Я привык использовать фото, как напоминание о расположении объектов. Фото чаще всего не передает нужный свет. Световое решение чаще всего придумываю на ходу, а ещё чаще меняю объекты. В итоге с изначальной фотографией нет ничего общего. А иногда и вовсе рисую придуманный сюжет.

Кто твои любимые художники?

Могу перечислить тех, кто первым пришел на ум: Дамир Муратов, тарские художники Денис Русаков, Иван Шатов, Владимир Сафронов, Владимир Глебов. Достойные художники, их творчество вдохновляет и стимулирует к развитию. Спасибо им.

Что для тебя творческое объединение «Сугроб»?

Понятно, что это творческое объединение. В нем ведь не только художники, актеры, писатели. «Сугроб», скорее, это результат совместного взаимодействия творческих людей.

Что ты видишь в «Черном квадрате» Малевича?

Несколько вещей. Это и мысль о том, что всё уже сделано, как будто после него ничего уже не будет. Но это заблуждение. Ещё это может быть и занавес, за ним таится загадка. Ну или черный ящик, из игры «Что? Где? Когда?».

беседовал Андрей Курников