Татьяна Филоненко: «Мой муж, дорогой, любимый, начинает каждое утро с комплиментов»

10:21 30 июл 2021

Заслуженная артистка РФ, Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Филоненко служит в Омском государственном академическом театре драмы с 1977 года. Сегодня талантливую актрису Татьяну Филоненко можно увидеть в спектаклях «Время секонд хэнд», «Три товарища», «На чемоданах», «Время женщин» и других.

Кроме Омской драмы, в жизни артистки есть ещё один театр – «Театр живописи», созданный её мужем, Заслуженным деятелем культуры Омской области Николаем Михалевским.

Нет в Омске театрала, который не знает эту замечательную артистку. Одаренная, чувственная, красивая, она много лет остается любимицей омской публики. Этим летом у Татьяны Филоненко сразу несколько счастливых событий – юбилей, сапфировая свадьба с любимым мужем, 25 лет Театру живописи. Но самое главное – премьера любимых сыновей в Екатеринбургском театре драмы.

Старший сын – Тарас Михалевский – известный художник по свету, пятикратный номинант на премию «Золотая маска», в качестве композитора и аранжировщика участвует в различных музыкальных проектах. Младший сын – Алексей Михалевский – пишет пьесы. Меньше месяца назад братья представили публике спектакль «Магнит» в Свердловском академическом театре драмы. Постановка посвящена омскому поэту, прозаику и художнику Аркадию Кутилову. Идея, музыка, свет – Тарас Михалевский, текст – Алексей Михалевский, режиссер-постановщик – Алексей Бадаев, художник-постановщик – Владимир Кравцев.

Татьяна Филоненко и Николай Михалевский посетили премьеру в Екатеринбурге и до сих пор живут очередным триумфом  своих детей. Об этом, о своей молодости и о том, как нужно стареть, рассказала Татьяна Филоненко в интервью «Культура55».

v2lha0ewvvk.jpeg

Чем сегодня живет Татьяна Филоненко?

Живу, конечно, премьерой наших сыновей. Директор Екатеринбургского театра сделал подарок и вызвал меня с Николаем Ивановичем, а наш директор с радостью нас отпустил. Идея спектакля «Магнит» принадлежит Тарасу, а Лёшенька написал пьесу. Так получилось, что в этом году у меня юбилей – 65 лет, а 3 июля было 45 лет со дня свадьбы. И вот нам дети сделали такой подарок. После премьеры первую неделю я жила под впечатлением. В Омск на нашу дачу приехали дети с семьями, я не помню, когда мы так собирались. Пришлось докупать подушки, одеяла, постельное белье, чтобы всех разместить (смеется). Я ходила по дому, мыла посуду, что-то делала и пела эти песни,  которые меня не отпускали со спектакля. Спектакль жил во мне долго.

А успеваете повторять роли?

На мне основной репертуар «Театра живописи». Я, что бы ни делала, полю, собираю огурчики, подвязываю помидоры, я повторяю тексты, потому что их очень много –  около 15 часов в общей сложности. И вот ежедневно, я повторю 2-3 спектакля. С драматическим театром сложно, потому что обязательно нужно иметь перед глазами тексты партнёров, а здесь хорошо – у меня почти все монопьесы. Вот так мы с мужем и сидим по разным углам – каждый повторяет своё. У нас мозги постоянно работают.

Какие планы у Театра живописи?

У Николая Ивановича идея есть сделать спектакль «История одного города» об Омске и Кутилове. Это не будет похоже на работу  наших сыновей, у нас будет больше прозы и акцент на живопись самого Кутилова и омских живописцев. И, кстати, в декабре исполнится 25 лет «Театру живописи». Нам очень помогают наши сыновья. Тарас пишет песни к спектаклям, а Леша – пьесы. Спасибо детям за это.

Татьяна Ивановна. Вы уже не раз говорили, как вас поддерживают сыновья. Какая у вас была дома атмосфера в их детстве?

Мы жили в хрущёвке, в маленькой квартирке. И у нас дома стоял проигрыватель, который практически никогда не выключался. Сыновья с детства слушали Окуджаву, Галича, Визбора, Бачурина, детские пластинки, серию пластинок Высоцкого. И особенно Тарас был пропитан этой музыкой с рождения. Мы репетируем – и он, маленький, с нами танцует. В шесть с половиной лет отдали его на уроки гитары к моей приятельнице. Я как раз родила Лешу, и, держа его на руках, смотрела в окно – на какой автобус сел Тарас. Такой маленький шкет, он ездил один. Я на сцену выходила уже через полтора месяца после родов и в первый и во второй раз. Слава богу, помогала мамочка моя, Царствие ей небесное. Мама пела в группе коллектива ДК Лобкова, была солисткой. Они писались на радио, ездили с концертами, хотя по профессии мама была фельдшером-акушером. У меня сохранилась её фронтовая книжечка, где песни из кинофильмов от руки написаны мамочкиной рукой. Мама с отцом развелась, когда мне был год и два месяца. И бывало, когда оставалось до зарплаты 15 копеек, мы плакали и пели. Нас спасали эти песни.

1laqdmhgfeg.jpeg

Как разделяли быт?

Когда я родила Тараса, мама с первых дней нам помогала. Мне пришлось быстро выходить в театр, потому что из 20-ти наименований репертуара, я была занята в 15-ти. В нашей семье у каждого были свои задачи: мама занималась детьми, читала, делала массажи. Я готовила, стирала. На Николае Ивановиче была уборка и тоже стирка. Было тесно, но все друг друга поддерживали, никто ни к кому не лез.

Ну, конечно, любовь к литературе у ваших сыновей тоже с детства?

У нас дома все в книгах, на подоконнике целые стеллажи. Моя настольная книга – «Вопросы и ответы» Александра Меня. Это маленькая книжечка, где ему задают вопросы, и он отвечает, рассуждает о духовности, о религии, обо всем. Чаще всего эту книжечку открываю.

Поэзия, конечно, меня от всего спасает. Самойлов, Левитанский, Чичибабин и наш омский поэт Галина Борисовна Кудрявская. Уникальная женщина и мой человек, мой поэт. Дети жили в атмосфере литературы, у нас кроме пластинок и книг в доме ничего не было. Тарас с 6-ти лет слушал «Мастер и Маргариту». В 80 е годы литература печаталась в журналах. Мы все скупали, у нас подписки были, коробки журналов. И всё это читалось вслух. Я салатики готовлю, а Николай Иванович читает. Устал читать, передаю ему салатик, он готовит, и уже я читаю.

Ещё помню, как весь театр вязал, начиная от народного артиста Теплова, от Влада Дворжецкого. Носить было нечего, все вязали одежду. И вот вечер, я вяжу, муж читает, дети слушают.

Для нас Тарас – это успешный мужчина, известный специалист, солидный профессионал, а для вас он кто?

Конечно, мальчик! Я головой понимаю, что это взрослый мужчина, но забываю об этом, когда он приезжает. Сейчас молю Бога только о его здоровье, потому что не щадит себя совсем. Он прилетает, берет такси и сразу едет на дачу. Там баню затопил и хоть немножко расслабился. А так весь в работе, спит по 3-4 часа, меня это волнует, конечно.

Давайте перейдем к вашей карьере. Вы омичка, но в омский театр попали не сразу.

В 1977 году я окончила Новосибирское государственное театральное училище. Наш курс был при ТЮЗе, а нашим педагогом – Лев Белов. И вот для нашего распределения приехали все ТЮЗы и единственная драма из города Димитровград, рядом с Ульяновском. И вот драма нас заманила рассказами о гастролях в Болгарию. Мы приехали в этот театр и это просто страшно! Я за полтора месяца ввелась на пять главных ролей. Тогда Лев Белов сосватал меня в барнаульскую драму.  Там я тоже за полтора месяца на пять главных ролей ввелась. И тут оказывается, что из Омской драмы уходит целая плеяда актеров. У меня и в мыслях не было сюда показываться, я боготворила омский театр. Но как раз Артур Хайкин набирал на смену молодых артистов. Так я в тот же год после окончания вернулась в Омск. И сразу главная роль.

dab4716926c1d48b93297a87cb31dfb0.jpeg

С первых же дней?

Да, мне было очень приятно, что я входила в число любимых актрис Хайкина. Он говорил «Танька, опять беру пьесу, не знаю, куда тебя поставить» (смеется). Я со всеми переиграла, что мне дало очень много как актрисе. С Валерией Прокоп мы работали, с Любочкой Трандиной в «Любовь и голуби». С Надей Надеждиной в «У войны не женское лицо». И от каждой, конечно, что-то бралось.

Вы не стесняетесь своего возраста. Откуда такое принятие? Женщины сейчас боятся лет, пытаются прибегать к хирургии, косметологии.

Я против этого. Во-первых, все равно всё это видно. Нужно стареть органично, естественно. А потом, у меня мой муж, дорогой, любимый, начинает каждое утро с комплиментов. Даже говорить не буду, столько я получаю комплиментов в течение дня. Ну и потом, мы стареем одновременно. Морщины появляются неожиданно и от того, что мы с 17 лет вместе, мы их не замечаем друг у друга. Я только порой смотрю старые фотографии и думаю: «Неужели это я!?». Тарас как-то даже сказал: «Мама, это ж Голливуд!».

Вы потрясающе выглядите.

Я всё время в работе. Когда появилась дача, папа говорил, мол, какой тебе фитнес, я за тобой наблюдаю, сколько ты раз подтянулась, нагнулась, вылезла, подлезла. В сегодняшнем ритме мне всё нравится. Я с удовольствием еду на дачу, работаю там, на диване не лежим. И потом она действительно нас кормит, у меня даже не дача, а огород. У нас засажено всё! Особенно, когда пандемия началась, мы даже строительный мусор убрали, всё засаживали. В театр с пустыми руками не ходим, у нас всегда в багажнике вилочек капустки, огурчики, раздаем друзьям. Лишнего  не остаётся.

Силой земли напитываетесь?

Да, я считаю, земля даёт очень многое. Не замечаешь усталость и ход времени. Дома с этим газом, с пластиковыми окнами… А там у нас стоит вагончик на сваях, к нему веранда пристроена, крылечко. Всем нравится наша зона отдыха. Уголочек хвойного леса на берегу Иртыша. В прошлом году мы построили баньку. И нам ребятки ещё сделали летнюю кухню. У меня столешница на улице, как можно устать от того, что дышишь речным воздухом, лесом. Мне нравится белье замочить и развесить на верёвках, как в детстве. Даче тоже почти 30 лет. Наверное, чуть-чуть она мне тоже прибавила молодости.