Татьяна Михайлова: «Важно, сохранить в себе внутреннего ребенка и помочь в этом другим. Анимация – та самая помощь»

19:49 06 июн 2025

Фестиваль «Фильменок», как и любой другой творческий (и не только, конечно) фест, – возможность услышать и увидеть тематические лекции, мастер-классы и еще много всего интересного знаменитостей-профессионалов в той или иной области. Но среди тех, кто приходит, чтобы увидеть и услышать и участвовать, конечно, есть немало интересных людей, знакомство с которыми впоследствии оказывается бережно прибранным в твой «сундучок памяти».

dsc_9492_1.jpg

Татьяна Михайлова – руководитель студии семейной мультипликации «Рыба-кит» приехала на фестиваль мультивселенной анимации из Татарска  Новосибирской области, а в конкурсе показов анимационных мультфильмов участвует работа ее ученицы Анастасии Краваль «Подслушанный разговор».

Во-первых, мы с вами соседи! – воскликнула Татьяна. – То, откуда я, – западные ворота Новосибирской области. Рядом с нами Омск, где проходит фестиваль, а мы на нем ни разу не были! Вот, решили посмотреть его изнутри. Сегодня здесь собрались педагоги детских студий, хочется познакомиться и с организаторами, и с коллегами, наладить связи, подружиться. И так как присутствующие здесь занимаются одним направлением, я полагаю, что мы друг другу полезны. Конкретно мы транслируем свой опыт, в ответ приглашаем на наш фестиваль «Жар-птица», как-то интеллектуально вкладываться в фестиваль «Фильменок», который существует в Омске много лет. И встретиться с Борисом Александровичем Машковцевым – большая удача.

img_20250605_133619_052-2007337555.jpg

Показ фильма Татьяны и Анастасии состоялся без них: так была устроена программа и невозможно было не услышать идеи и планы по развитию анимации в Сибири, которыми делился Борис Машковцев.

Мы встречались на «Жар-птице», в Суздале, – рассказала Татьяна о знакомстве с генеральным директором «Союзмультфильма». – По России они открывают много анимационных центров и клубов, занимаются обучением педагогов. Мы, как педагоги, тоже думаем о своих учениках: куда они пойдут учиться дальше, поэтому контакты, которые завязываются на таких фестивалях, очень полезны в перспективе.

Я познакомилась с фильмом студии «Рыба-кит» раньше, чем его увидели зрители и участники фестиваля. С разрешения авторов публикуем на него ссылку, чтобы читатель имел представление, о чем идет речь.

На вопрос о том, кому же все-таки принадлежит идея фильма, Татьяна ответила:

Я считаю, что это совместная история, потому что педагог, как художник-постановщик,  является неотъемлемой частью всего процесса творчества. Говорить о том, что авторство принадлежит только ученику – не совсем верно. Если ребенок занимается дома – это одно, а когда фильм рождается в студии, то педагог вольно или невольно оказывает влияние на процесс. Вообще, мы редко берем экранизации, больше работаем над детскими сценариями. Если посмотреть фильмографию студии – это в основном мультфильмы».

А идея конкурсного фильма, оказывается, возникла из стихотворения Роберта Рождественского «Подслушанный разговор». Первую версию фильма озвучила Анастасия Краваль, но впоследствии было решено вернуться к голосу Валентины Толкуновой, потому что, по словам Татьяны, лучше уже не придумаешь.

Экранизированная история, после того, как была завершена, еще долго лежала на полке. Потому что, показалось, что время для публичности, вроде как, не подходящее: грустные события случились, а фильм без слезы и души больно щемящей, саднящей и рвущейся не посмотришь. Фестивальный вояж фильма начался не так давно, но у этой работы уже есть опыт участия и  награды. Он участник  «Утренней зарядки» — специальной программы, которая проводится в Суздале в рамках Открытого российского фестиваля анимационного кино «Суздальфест», лауреат новосибирского фестиваля  детской анимации «Жар-птица».

fcpfi_4xnlc.jpg

Волшебным занятием под названием «анимация» Татьяна занимается с 2008 года. Сначала студия была при образовании, а в настоящее время – культурная составляющая и адрес имеет в местном Доме культуры.

За много лет творчества сделано немало фильмов. На просьбу вспомнить самый-самый, Татьяна ответила:

Это очень сложно: каждый имеет свое настроение, несет свою эмоцию. Наверное, больше всего запоминаются последние. Вообще, фильмы в нашей работе не самоцель. Это конечный результат, который существует! Больше запоминаются дети, которые западают в душу,  и ты помнишь о них даже тогда, когда они уже взрослые или сами родители. Анимация – уникальный вид искусства, который всесторонне развивает личность и многие выпускники выбрали творческие специальности. Очень лестно, что моя ученица, которая пришла в студию совсем маленькой, сейчас планирует поступать именно на анимацию в УРГАХУ в Екатеринбург (прим.: Уральский государственный архитектурно-художественный университет, школа архитектурно-художественного творчества). Кто-то выбирает направление дизайна, какие-то другие смежные специальности. Все взаимосвязано. Анимация – это про всестороннее развитие личности.

По многолетнему наблюдению педагога, хорошие аниматоры это хореографы или музыканты, потому что у них есть чувство ритма. И вовсе не обязательно быть художником, чтобы стать хорошим аниматором. В этом может помочь актерство, например.

Бывает по-разному, – размышляет Татьяна. – Есть те, кто приходит и уходит, а некоторых это дисциплинирует. Рисованная анимация для малышей кажется невозможным занятием, но это не так! Детям, у которых как раз терпения нет, усидчивости нет, анимация очень здорово помогает все эти качества вырабатывать. Они, действительно, увлекаются и некое медитативное состояние их успокаивает.  Есть же такое направление – мультерапия! Это один из фактов: дети иногда в своих история прорабатывают свои проблемы. Терапия – это одна из составляющих частей анимационного процесса.

Анимационные сюжеты бывают самые разные. И кто-то должен их придумывать. Если предположить, что истории придумывает педагог, то уместно, наверное, усомниться: как у него на все хватает фантазии? Если сами студийцы-аниматоры, то иногда сложность и всегда  проработанность сюжетов ставит и это предположение под сомнение. Оказалось, что все дело в провокации!

Педагог в процессе придумывания истории – провокатор!  Провокация рождает полет фантазии. Дети не ограничены в своем воображении абсолютно: они живут в этом мире и играют, с чем у нас, взрослых, дела обстоят значительно хуже. Детям нужны только какие-то триггерные точки, которые их спровоцируют: они могут идти от персонажа, от истории, взять персонажей, которые на первый взгляд несовместимы, из игры, могут заменять героев в какой-то готовой сказке, то есть все идет через игру, через интересные упражнения, откуда и возникает история. Если спросить у ребенка, то он тебе все расскажет, главное записывать или включить диктофон (смеется, показывает на мой инструментарий). Самое главное все зафиксировать в полете! Остальное – дело техническое, когда начинается ступенчатая работа над проектом. Где сделать раскадровку, проработать линию персонажей.

n0wsartiwcs.jpg

Студия мультипликации «Рыба-кит» называется семейной. Все просто: руководят ею Татьяна и ее супруг Дмитрий. Но есть и еще повод назвать это творческое место семейным.

На самом деле студия семейная со всех сторон! Мы с супругом семья и наша дочь тоже занимается в студии: сняла уже второй фильм. Мы заметили такую тенденцию: к нам приходит один ребенок, а через какое-то время в студии появляется его брат или сестренка, потом  возникают родители. Мы очень рады, когда мамы и папы готовы через себя пропустить и понять творчество своих детей, увидеть, насколько это интересно. У нас есть опыт, когда фильмы делают всей семьей! А сейчас к нам приходят заниматься еще и педагоги, которые открывают или планируют открыть свои студии.

Вот и получается, что семейная студия мультипликации «Рыба-кит» уже вполне может позволить себе наставничество. Не раз случались поездки с мастер-классами во Владикавказ и в Суздаль: определенный опыт уже накоплен и им вполне можно поделиться.

Никто не знает наверняка, как сложится его жизнь после студенчества. И на знаки мы либо не обращаем внимания вовсе, либо просто не верим в их присутствие.  А знаки-то есть! Только нужно уметь их видеть и разгадывать.

Когда я училась на художественном факультете, знаков никаких не было точно! А вот когда я участвовала в конкурсе «Сердце отдаю детям», который проходит в Новосибирской области, там начала задавать себе вопрос о знаках. На самом деле всем людям с детства транслируется о будущих победах и свершениях. Я очень любила мультики, например! И только недавно поняла, что это вполне могло быть тем самым знаком. В 2008 году моя коллега показала, что можно создавать мультфильмы с детьми – это был невероятный космос. Мне это казалось совершенно непостижимым, но я начала заниматься детской мультипликацией и первый раз поехала на «Жар-птицу». Там как раз и случился переворот сознания: окончательно и бесповоротно возникла любовь к анимации и до сих пор я этим болею этим творческим вирусом.

img_20250605_133600_375-1063159_0.jpg

Да, Татьяна из тех людей, которых называют энтузиастами, сподвижниками, фанатами, всеми теми словами, которыми можно рассказать о человеке, ЛЮБЯЩЕМ то, чем он занимается. Но все мы люди – нам свойственно уставать. И желание бросить все и всех испытывает, наверное, чуть ли не каждый. Это называется модным и таким точным словом «выгорание».

Конечно, было! Устают все. Нужно заряжаться. Ездить на фестивали, на «Фильменка»! Я с радостью общаюсь с коллегами, заряжаюсь сама и заряжаю других. Много разных техник и подходов, всегда найдется что-то новое! Общение – полезно. Самое главное, у нас есть сообщество, которое всегда поддержит. Мы разбросаны по всей России, но современные технологии дают возможность непрерывного общения. Это греет и стимулирует.

У «Рыбы-кита» есть своя страничка ВКонтакте. Вдруг кому-то из читателей понадобиться необходимый заряд, то не исключено, что получить его можно здесь.

У «Рыбы-кита»… «Рыба-кит»… Почему так, а не иначе названа студия, Татьяна тоже рассказала. Оказывается, когда Татьяна Михайлова пришла в анимацию, студия уже была и называлась «Чудо-юдо». «Чудо-юдо» было в образовании, а когда студия ушла в культуру, то ничего оригинальнее не придумалось, кроме названия «Рыба-кит».

С фантазией у взрослых не все так хорошо, как у детей (смеется).  Получилось своего рода продолжение. Как у Ершова в «Коньке-Горбунке»!

На фестивале «Фильменок» есть номинация «Приз зрительских симпатий». Не понаслышке автору этой публикации известно, что не всегда к этой номинации относятся серьезно и зачастую награждение по принципу «от меньшего к большему» на театральных фестивалях, например, начинается именно с нее.

Я положительно отношусь к призу зрительских симпатий! Во-первых, это попадание в сердце зрителя. Вообще, к любым наградам я отношусь как к мимолетным плюсам, бонусам, которые не самоцель. Свой иконостас у нас, конечно, есть, но на награды ориентироваться нельзя. Цель для меня – это процесс. У нас как-то возник спор, что важнее процесс или результат. Я считаю, что процесс, важно то, когда ты в моменте! Стоишь у станка, делаешь что-то, когда ловишь эмоцию! Когда мы были во Владикавказе, там было 40 человек педагогов, которые занимаются или только будут заниматься детской анимацией. И когда они как дети радовались, крича, что у кого-то река течет или еще что-то движется, это бесценно. Ты понимаешь, что все, что ты делаешь – не зря! Подарить эмоцию, радость, состояние, когда ты можешь чувствовать себя ребенком – это же очень важно! Сохранить себя ребенком – важно!

Татьяна не лукавила. Слушая ее, я понимала, что лукавству в этом человеке места нет: все занято чувством под названием «любовь».  Не скрою, я подумала: «Что это за волшебная анимация-мультипликация такая?»

А на вопрос: «Зачем?», Татьяна ответила:

Чтобы хоть чуть-чуть сохранить в себе внутреннего ребенка. Чтобы быть счастливой! Пока я в этой профессии – я счастлива! Если вы понаблюдаете, то увидите, что люди-аниматоры – счастливые люди. Они занимаются процессом, сродни божественному сотворению, когда ты можешь оживить персонажа, который был только рисунком. Ты вдыхаешь в него жизнь и этот процесс – невероятное счастье!

Что вы на это скажете? Добавить нечего.

После мы говорили о процессе создания мультфильмов, о том, что идея в итоге бывает совсем  не похожа на результат, потому что в процессе игры все может измениться.

Мой супруг монтирует наши шедевры и иногда изумляется: «Что это?!» Я отвечаю: «Поверь, у нас есть раскадровка! У нас все под контролем!» Это живой творческий процесс, в котором существовать невероятно здорово.

Говорили об Омске.

Я люблю Омск! Это невероятная культурная прослойка, хорошие люди, грамотные специалисты. (прим.: ненадолго становится задумчивой) Есть моменты, которые меня печалят, конечно. Тем не менее, в Омск я приезжаю с открытым сердцем и добрыми посылами!

Хотелось, чтобы добрые посылы Татьяны объяли всех. Я попросила пожелать что-нибудь тем, кто хочет, планирует или вдруг появится желание после фестиваля «Фильменок» связать свою жизнь с делом, которое «сродни божественному сотворению».

Если вы вступили на эту тропу, то не бойтесь и идите до конца. Вы не одни, есть огромное сообщество, присоединяйтесь, а мы вас поддержим. Идите и не бойтесь! Помните, что у вас в руках уникальный инструмент, всесторонний и неповторимый.  То, как вы поведете свою студию, повторить больше не сможет никто! То, что получат дети именно в вашей студии анимации, они не смогут получить больше нигде. Ребенок делает свое кино – помогите ему в этом!

dsc_9503.jpg

P.S.: с Татьяной мы встретились и в день награждения. Говорили о разном: о Юрии Норштейне, о том, почему Винни-Пух ходит так, как ходит, о городе, который чувствует людей (в нем меняется погода в соответствие с настроением приезжающих гостей), о творчестве и важности сотрудничества между всеми причастными и где-то около, о том, что Пикассо говорил: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок»…  Еще о студии анимации «Володя Морковкин»  и о том, почему она так называется, о хороших добрых людях тоже говорили, о живописи по стеклу Александра Петрова в Ярославле и оскароносном анимационном «Старике и море». Потом радовались диплому, который получил мультфильм студии «Рыба-кит» (если интересно, то сюда), другим дипломам другим фильмам тоже радовались, и Татьяна поздравляла организаторов фестиваля от Ассоциации детских студий мультипликации России, штаб которой находится в Новосибирске.

dsc_9541.jpg

К моменту публикации материала фестиваль «Фильменок» уже закончился. Мое сердечное спасибо ему за это знакомство.

Его, кстати, могло просто не быть, если бы меня на фестивале  не приняли за Татьяну. Оставлю за собой право, об этом интересном эпизоде умолчать.

Автор Ирина Мухамадеева