Татьяна Тарасова: "Гамлет" вбирает в себя все темы, которые существуют в мире"
В Омске близится к завершению «Неделя экспериментального театра». Сыграна бОльшая половина заявленных спектаклей, проводятся последние мастер-классы и творческие лаборатории. Окончательные итоги будут подведены 29 сентября, когда на сцене ДК им. А.М. Малунцева прозвучат имена лауреатов и состоится церемония награждения победителей.
Экспертный совет «Недели экспериментального театра - 2024» возглавляет режиссер и театральный педагог Татьяна Тарасова (РАТИ-ГИТИС, Москва).
В Омске Татьяна Александровна провела творческую лабораторию, во время которой режиссеры театров – участников фестиваля - занимались прочтением трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» по авторской методике.
- Татьяна Александровна, как человек приходит к созданию собственной авторской программы?
- Личной авторской методики у меня нет. Есть личный опыт проб и ошибок и желание делиться им. И момент встречи с аудиторией тоже рождает какие-то открытия. Наша встреча продиктована желанием разобраться в пьесе Шекспира «Гамлет», которая в течение нескольких сот лет не сходит со сцены мирового театра. Понять, как звучит эта пьеса сегодня, как ее репетировать, как заходить в пространство истории пьесы и сочинять театр сегодня, в котором все стремительно меняется – и язык, и способ рассказывания. Театра – это искусство рассказывания историй. И самое важное для меня, - поскольку я не только режиссер, но и педагог - разобраться в том, как сегодня репетировать, как рождать необходимую энергию в актёре. Иногда из этих способов репетирования и возникает решение спектакль. Репетиция - это территория лаборатории, исследования. Я не преподаю по методике, а пытаюсь разобраться в том, как еще можно говорить на определенные темы, искать способы их выражения и решения.
- Ваши впечатления от того, как проходит фестиваль «НЭТ» в этом году?
- Я знаю этот фестиваль давно, приезжаю в третий или четвертый раз. Это уникальное место, уникальные люди, которые создали пространство диалога, в котором звучат спектакли, творческие группы, которым есть что сегодня сказать. Не знаю, есть ли на этом фестивале территория эксперимента, но то, что составляет репертуар этого фестиваля, заставляет говорить о спектаклях. Они разные по степени глубины и выразительным средствам, эстетике и темам, но однозначно являются импульсом для разговора. В каждом есть очень серьезное высказывание или хотя бы попытка высказаться. Спектакль – это высказывание. Мы не выносим никаких оценок. Экспертный совет делится своими впечатлениями, точно так же, как и зрители после спектакля. И что интересно, зрители не говорят «нравится-не нравится», они анализируют. Это очень важно после спектакля выразить свои мысли, попытаться рассказать о том, что он понял, видел и с чем он уходит. Мне кажется, самый интересный спектакль не тот, который дает ответы, а тот, который задает вопросы, а ты сам потом находишь ответы. Это спектакль, который возникает у тебя в голове в зрительном зале. Он вызывает сочувствие, раздражение, непринятие, что угодно, но только он не может оставлять зрителя равнодушным. Спектакль должен быть событием для тех, кто играет, и для тех, кто смотрит.
- Недавно вы поставили спектакль «Я — Гамлет. Ошибка» на третьем курсе Мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, где преподаете…
- В этом сезоне в Москве выходит пять «Гамлетов». Это является очень знаковой вещью. Почему именно сейчас все захотели говорить о «Гамлете»?
- Классика вечна.
- Но были времена, когда о «Гамлете» не вспоминали, когда нечего было сказать этой пьесой. Вспоминали «Короля Лира», «Ромео и Джульетту». И здесь дело не в популярности, пьесы Шекспира в ней не нуждаются. «Гамлет» вбирает в себя все темы, которые существуют в мире. Если сегодня возникает желание говорить об этом, значит, в этом есть смысл и есть необходимость.
- Татьяна Александровна, из спектаклей, которые вы увидели за последнее время, какой произвел на вас сильное впечатление?
- «Собачье сердце» режиссера Антона Федорова в Московском ТЮЗе. Это серьезное событие в театральном мире, недавняя премьера. Спектакль глубокий, неожиданный. В нем парадоксальным образом опрокинуто привычное наше восприятие этого материала. И это современный театр.
- Спасибо за беседу.
Автор: Маргарита Зиангирова
12+
О собеседнике
Татьяна Александровна Тарасова, старший преподаватель РАТИ-ГИТИСа (мастерская О.Л. Кудряшова).
Окончила Тюменский государственный институт культуры и искусств по специальности «Режиссура драмы» (1996) и аспирантуру ГИТИСа (2004).
С 1996 по 2003 гг. – художественный руководитель и режиссёр молодёжного театра «ТЕАТРиК» (Тюмень). С 2003 года - преподаватель кафедры режиссуры ГИТИСа.
Работала педагогом по актёрскому мастерству во ВГИКе (мастерская И.Н. Ясуловича и мастерская В.В. Меньшова и В.В. Алентовой).
Дипломный спектакль «Старосветские помещики» (2017г.) получил Гран-при Международного студенческого театрального фестиваля «Данаил Чирпански» (Болгария, 2017г.) и Гран-при Международного молодёжного театрального фестиваля «Живые лица» (Тюмень, 2017г.), стал Лауреатом Международного Большого Детского фестиваля в номинации «Лучший драматический спектакль для подростков» (Москва, 2019). Дипломный спектакль «Тимур и его команда. Рассказы о том» (2018г.) номинирован на Национальную театральную премию «Арлекин» (2019г.).
Оба спектакли вошли в репертуар Центра драматургии и режиссуры, проект «ЦДР. Старт».
Ставила спектакли в Ростове-на-Дону, Тюмени, Зеленограде, Москве, Берлине; проводила мастер-классы для студентов Великобритании, США в рамках Международной театральной школы в ГИТИСе, а также семинары для актёров Германии, Италии, Прибалтики.
12+