Театр абсурда. «Человек из Подольска» Никиты Гриншпуна

13:43 13 дек 2018

Пьеса современного российского драматурга Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» идёт сегодня по всей стране. Не исключением стал даже тарский Северный театр. В Омске до сего времени за этот текст никто не брался. Первопроходцем стал художественный руководитель Пятого театра Никита Гриншпун.

Это первая постановка Гриншпуна за долгое время. Для театралов стало приятным сюрпризом – под конец года посетить премьеру самого загадочного режиссёра Омска.

Ранее Никита Гриншпун считался приверженцем старой русской классики. Но работая в Пятом театре, режиссер экспериментирует с современной драматургией. Сначала мужской разговор для взрослых «Тестостерон» (2015), затем камерная постановка «Удар» (2016 г.) о националистических настроениях маленького городка. В течение 2017 года в Пятом театре проходила лаборатория «Режиссура без цензуры XXI век», в 2018 году царил проект «Молодые – молодым». Результатом обоих проектов стали новые постановки на сцене омского Пятого.

И снова эксперимент. Как единодушно отмечают первые зрители – более чем удачный. Спектакль «Человек из Подольска» получился ярким, интересным и уже с уверенностью можно сказать, что он станет одной из самых кассовых постановок «Пятого театра». 

dsc_8745_0.jpg

Тот случай, когда все звёзды сошлись: любопытная история, интересный сюжет, хороший язык, искренняя заинтересованность артистов, скрупулезность режиссёра. Никита Гриншпун известен профессиональной дотошностью, в кулуарах рассказывают о его тщательной работе над абсолютно каждой деталью постановки.

Художник, композитор и хореограф для работы над спектаклем приехали из Москвы. Художник-постановщик Ксения Шимановская создала пространство полицейского участка лаконичное, свободное для творческого выражения стражей и с одной клеткой, уютно расположившейся по левую сторону сцены. Хореограф Наталья Шурганова поставила замечательные танцы. Не комичные и не в стиле КВН, а как могут танцевать серьёзные мужчины, тем более с аккордеоном в руках. Свой рисунок получило и музыкальное оформление спектакля, благодаря композитору Павлу Акимкину.

Над «Человеком из Подольска» работали целый год, пока спектакль не получился таким, каким хотела его видеть вся постановочная команда. И находясь в зале, опытный театрал обязательно заметит и оценит сей труд.

Человеком из Подольска по имени Коля стал новый резидент Пятого Вячеслав Болдырев. Выпускник Воронежской академии искусств Вячеслав Болдырев всего полгода назад приехал в Омск. И уже в первом сезоне для актёра – главная роль в столь долгожданной премьере. 

dsc_8796_1.jpg

С задачей Вячеслав Болдырев справился замечательно. Большую часть действия его герой находится в состоянии даже не удивления, а шока. Его, приличного гражданина, редактора не популярного издания беспричинно задержали стражи порядка. Обвинений не предъявили, зато устроили допрос с пристрастием – а любит ли Коля свой родной город? Коля Подольск, оказывается, не любит, ибо, по его словам, не за что его любить. Полицейские приходят в ужас и начинают героя переубеждать. Вместо пыток – скрипка, вместо наручников – аккордеон, вместо явки с повинной – танцы, вместо физического давления – психологическое.

Сам драматург Дмитрий Данилов отказывается называть своих героев в форме идеальной полицией. По его мнению, насилие в пьесе есть, пусть и без рукоприкладства. Да и зритель каждый раз переживает за героя, ведь вокруг него наделённые властью непредсказуемые люди. И если он в очередной раз ответит невпопад, то забавное действие может перерасти в триллер.

«Я люблю абсурд», - вынуждают говорить главного героя. Все любят абсурд, находясь его свидетелями, а не участниками. Но за полтора часа «экранного времени» даже Коля из Подольска привыкает к абсурду и вливается в компанию своих новых знакомых.

Заправляет балом здесь полицейский, роль которого исполняет Евгений Фоминцев. Его герой весьма целеустремлён, он должен добиться результата любой ценой, кроме пресловутой физической силы. Первый полицейский часто срывается, уж очень неподатлив Коля из Подольска. Утешает его неразговорчивый, но уже очень музыкально образованный второй полицейский.

dsc_8876_0.jpg

Егор Лябакин редко выпускает из рук инструмент. Даже на поклон артист выходит, не переставая играть на аккордеоне.

Полюбившимся героем для зрителя стал Человек из Мытищ.  Его сыграл Василий Кондрашин. Часть спектакля Человек из Мытищ проводит в клетке. Попал он сюда точно так же и, судя по всему, к Мытищам герой Кондрашина теперь относится минимум уважительно. Артист прекрасен в амплуа друга полицейских-заключённого-скрипача.

За всю прекрасную половину отчиталась Виктория Величко – полицейский в ранге капитана. Красивая, стройная, глаз не оторвать ни зрителю, ни партнёрам по сцене. Женщина-полицейский обволакивает всех своим вниманием и лаской и даже примиряет Колю из Подольска со сложившимися обстоятельствами.

dsc_9032_0.jpg

Человек из Подольска есть в каждом из нас. Коля скорее не живёт, а существует. Нелюбимая работа, нелюбимая женщина, нелюбимый город, зарытый талант, неуверенное хобби, отсутствие амбиций и интереса ко всему происходящему. Маме с папой влиять на него уже поздно, а вот люди в форме и с кобурой на поясе весьма убедительны. За комедийной обёрткой, за тонким юмором и задорными танцами прячется та самая грустная мысль о том, как современный человек теряет способность выбирать себе жизнь и наслаждаться ею. Ну а город Подольск в данном контексте можно заменить практически любым регионом. Недаром зрители после поклона озвучили напрашивающиеся ассоциации с Омском.    

Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова.