Театр им. Вахтангова - в Омске
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова покажет свои спектакли на театральных площадках Омска с 13 по 20 июня 2023 года. Откроются гастроли 13 и 14 июня на сцене Омского академического театра драмы спектаклем «Генерал и его семья» по историческому роману Т. Кибирова. Продолжится гастрольная программа в Омской драме 15 и 16 июня спектаклем «Соломенная шляпка» по пьесе Э. Лабиша, 17 и 18 июня – спектаклем «Гроза» по пьесе А. Островского. На сцене Омского Музыкального театра 15, 16, 17 и 18 июня пройдут четыре показа спектакля «Война и мир» по роману Л. Толстого. Также 17 и 18 июня на сцене Театра «Галерка» пройдет спектакль «Сказка о Попе и о работнике его Балде» по сказке А.С. Пушкина. Завершит программу гастролей на сцене Омского академического театра драмы 19 и 20 июня спектакль «Очарованный странник» по повести Н. Лескова, на сцене Музыкального театра в эти даты будет показан спектакль «Ветер шумит в тополях» по пьесе Ж. Сиблейраса.
Гастроли проходят в рамках празднования 150-летия Омского академического театра драмы при поддержке Правительства Омской области.
13 и 14 июня на сцене Омского академического театра драмы
Тимур Кибиров
ГЕНЕРАЛ и ЕГО СЕМЬЯ
Несколько фрагментов из жизни людей и страны
Инсценировка и постановка Светланы ЗЕМЛЯКОВОЙ
Сценография и костюмы – заслуженного художника России Максима ОБРЕЗКОВА
Художник по свету – Руслан МАЙОРОВ
Художник-гримёр – заслуженный работник культуры России Ольга КАЛЯВИНА
Хореограф – Наталья ШУРГАНОВА
Музыкальное оформление Матвея РОДИОНОВА
Помощники режиссёра – Ирина ГРОМОВА, Глеб ГЕРВАССИЕВ
«Генерал и его семья», которую сам автор называет «историческим романом», — семейная сага, разворачивающаяся в позднем СССР. Кибиров подходит к набору вечных тем (конфликт поколений, проблема эмиграции, поиск предназначения) с иронией и лоскутным одеялом из цитат, определявших сознание позднесоветского человека. Вложенный в книгу опыт и внимание к мельчайшим деталям выводят «Генерала и его семью» на территорию большого русского романа, одновременно искреннего и саркастичного» (Из аннотации к книге).
Из интервью с режиссёром спектакля Светланой Земляковой:
«Есть группа современных авторов – в их числе Тимур Кибиров – которая в своём творчестве находится в очень плотных связях с социумом. Вся их поэтическая судьба состоит из отношений с эпохой, страной, всё их творчество построено на плотном диалоге с историей – недавней и современной.
И всё же, при всей притягательности глобальных тем, в центре нашего спектакля – история любви, которая в романе «Генерал и его семья» побеждает все исторические обстоятельства. В разные времена разворачивается великий сюжет отцов и детей; в разные времена есть место человеческому подвигу».
15 и 16 июня на сцене Омского академического театра драмы
Э. Лабиш
СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА
Режиссёр-постановщик – Михаил Цитриняк,
художник-сценограф – Мария Рыбасова,
художник по костюмам – Виктория Севрюкова,
хореограф – Татьяна Борисова,
режиссёр по пластике – Андрей Щукин,
композиторы – Борис Кинер и Александр Прокопович,
художник по свету – Руслан Майоров.
Михаил Цитриняк, режиссёр спектакля: «Кто из нас не влюблялся?! Кто не чувствовал эту сладостную, тягостную, мучительную эйфорию?! Кто не разочаровывался… и не увлекался вновь?! Спектакль «Соломенная шляпка», как раз об том!..
Наш герой – французский рантье Фадинар – влюбляется в свою Элен с первого взгляда, а вечером того же дня, не успев и парой слов перекинуться со своей возлюбленной, он уже делает ей предложение… Чтобы мечта стала явью, Фадинару приходится пройти через множество приключений: за один день он, как будто проживает целую жизнь с разочарованиями, ревностью, конфликтами с родственниками жены и – счастливым финалом.
История щедро сдобренная искромётным французским юмором, полная песен и танцев в исполнении артистов, одетых в потрясающей красоты костюмы от мадам Севрюковой… Одним словом – настоящий французский водевиль!!!»
17 и 18 июня на сцене Омского академического театра драмы
А.Н. Островский
ГРОЗА
Драма в 2 действиях
Режиссер – постановщик - Уланбек Баялиев
Художник - Сергей Австриевских
Художник по костюмам – Ольга Нестеренко
Композитор - Фаустас Латенас
Художник по свету – Нарек Туманян
Из разговора с режиссером Уланбеком Баялиевым
Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях.
Мысли Островского очень объемны и современны. В городе Калинове каждый человек – сгусток боли. Эта боль – «тяжесть бытия», и у каждого она оправдана. В «Грозе», мне думается, нет «темного царства», нет противопоставления света и тьмы. Катерина не «светлее», не «лучше», чем все остальные. Просто она другая: она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть даже вопреки устоявшемуся порядку.
Все мы знаем, что в душе всегда есть мечты и желания; но есть и мир, с которым надо считаться. Недаром интернет в наши дни – главная среда общения: там можно быть не собой, надеть маску, менять личины, казаться лучше чем ты есть. В интернете ты можешь все регулировать сам, а можешь и скрыться насовсем, уйти в тихое, незаметное одиночество, которое очень похоже на спасение…
15, 16, 17 и 18 июня на сцене Омского Музыкального театра
Л.Н. Толстой
ВОЙНА И МИР
Режиссер – Римас Туминас
Режиссер Римас Туминас: «Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Для правильного прочтения Толстого, следует понимать слово «мир», как вселенную, как человечество. Но есть еще и выражения «молиться всем миром», «иди с миром», «живи с миром»... Богатство толкования этого слова бесконечно, и у нас оно в каждой сцене имеет свою интонацию, свой смысл. Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние… Все пробуждает воспоминания. Память - это родина души, и эта родина детства присутствует не только как тема спектакля - все идет из детства…».
На торжественной церемония вручения премии «Золотая Маска» в апреле 2023 года спектаклю «Война и мир» за создание уникальной сценической картины мира романа Льва Николаевича Толстого была присуждена специальная премия жюри.
17 и 18 июня на сцене Театра «Галерка»
А.С. Пушкин
СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ
Режиссер-постановщик – Александр КОРУЧЕКОВ
Художник-постановщик – заслуженный художник России Максим ОБРЕЗКОВ
Художник по свету – Михаил ХВАСТУНОВ
Звукорежиссеры – Даниил ДАВЛЕТОВ, Вадим МАГАЛЯС
Помощник режиссера – Марина МАРЧЕНКО
Инициатором спектакля в Арт-кафе стал актёр Олег Лопухов, за спиной которого и успешные режиссёрские опыты. После долгих поисков был найден партнёр – стажёр Николай Романовский. Получилась яркая комическая, почти клоунская пара – высокий, худой Романовский и небольшого роста, подвижный Лопухов. Для «взгляда со стороны» и помощи в режиссерском оформлении придуманных находок пригласили Александра Коручекова.
Александр Коручеков: «Я охотно откликнулся на предложение Олега Лопухова. Мне было интересно поработать в пространстве Арт-кафе. И, конечно, обратиться к сказкам Пушкина. В «Сказке о попе…» сильнО балаганное, площадное начало. Два актёра разыгрывают сказку, читают слова от автора, становятся персонажами истории. Это абсолютно игровая стихия. Ничего антиклерикального здесь нет. На месте попа мог быть и купец, и министр. Важно, что этот поп – жадный и мнительный человек, который сам себя наказал. И черти здесь сказочные. Было интересно работать с художником Максимом Обрезковым, который стал настоящим соавтором, многое предложил. В спектакле участвует и мини-оркестр из трех инструментом – клавишные, ударные и контрабас».
19 и 20 июня на сцене Омского академического театра драмы
Николай Лесков
ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК
Инсценировка и постановка – Наталья Ковалёва
Сценография и костюмы – Максим Обрезков
Музыка – Фаустас Латенас
Хореография – Ирина Филиппова
Художник по свету – Александр Матвеев
Художник-гримёр – Ольга Калявина
Звукорежиссёр – Вадим Магаляс
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова
Наталья Ковалёва, режиссёр спектакля: «Время от времени каждый из нас задает себе непростые вопросы: кто я? зачем я живу? каково мое назначение? что я могу и не могу себе позволить? Вместе с героями спектакля мы отправимся в очарованное странствие по своей жизни.
Пароход. Маленький кусочек суши посреди бескрайней воды. Иван Флягин плывет на святой остров. Долгий путь располагает к размышлению, к внутренней исповеди. И развернётся перед нами человеческая жизнь. Яркая, полная непредсказуемых поворотов, ситуаций смешных и горьких. В ней будет всё: высокая жертвенная любовь, муки телесные и душевные, жестокость и сострадание. Перед нами пройдут сцены неистовые и нежные: вот Иван укрощает дикого коня, а вот «укрощён» сам красотою женщины; вот он в единоборстве убивает человека, а вот пронизан жалостью и любовью к чужому ребенку…
Сцена станет полем битвы за человеческую душу. Душа человеческая станет полем битвы. За нее будут драться и ангелы и демоны. Иван – типичный русский характер: широкий и страстный, дикий и необузданный, рисковый и смелый, упрямый, бесшабашный. И путь его – это путь человека от раба своих страстей и желаний до человека свободного».
19 и 20 июня на сцене Музыкального театра
Жеральд Сиблейрас
ВЕТЕР ШУМИТ В ТОПОЛЯХ
Постановка – Римас Туминас
Сценография и костюмы – Адомас Яцовскис
Композитор – Фаустас Латенас
Перевод – Ирина Мягкова
Автор пьесы «Ветер шумит в тополях» Жеральд Сиблейрас – современный французский драматург, родился в 1961 году.
В начале писательской деятельности работал над составлением диалогов и сценариев для фильмов. В соавторстве с Жаном Делом написал ряд пьес, одна из них «Маленькая игра без последствий» принесла авторам невероятный успех, в 2003 г. удостоена театральной премии Мольера в пяти номинациях, в том числе «Лучшая французская пьеса года».
Самостоятельная работа Ж. Сиблейраса – «Ветер шумит в тополях» получила в 2006 г. премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая комедия». Жеральд Сиблейрас почти не известен в России, что не справедливо, ибо обладает безусловными достоинствами. Он – мастер остроумного диалога, его чувство юмора – безусловно, он философ и провокатор. Его герои – амбициозные чудаки, их самоирония беспощадна, а мечтательность наивна.
Они ежедневно собираются на террасе дома. У каждого свое прошлое, но их неотвратимо тянет друг к другу, обсуждают новости, балагурят, шумят, строят фантастические планы. Они уже немолоды, хотя и не похожи на уходящую натуру. Жизнь будоражит их, мешает унынью. А прихватившие болячки лишь повод для самоиронии.
Историю трех чудаков поведают замечательные актеры – В. Вдовиченков, А. Иванов, В. Симонов в постановке Р. Туминаса, чья режиссура – то живопись, то графика, которую он творит вместе с актерами, а когда работа закончена – уходит и картина – спектакль начинает самостоятельную жизнь. Так и в этой работе, они ищут ответы на вопросы о вечности, гордости, любви, сострадании и в этой многокрасочности заключена мощная энергетика, которая, надеемся, перехлестнет через рампу и захватит зрителей.
Омский государственный академический театр драмы и Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова связывает долгая дружба и сотрудничество. Восемьдесят два года назад, осенью 1941 года, оба коллектива встретились в Омске и почти два года Омичи и Вахтанговцы делили сцену омского театра.
В июле 1941 года в здание театра имени Вахтангова в Москве попала бомба, и было принято решение об эвакуации коллектива в Омск. Основной состав труппы во главе с художественным руководителем, народным артистом РСФСР Рубеном Симоновым, и часть студентов театрального училища имени Щукина прибыли в Омск 22 октября 1941 года. Омичи встретили гостей радушно, старались всеми средствами их поддержать: делились с ними мебелью, зимней одеждой, продуктами.
Труппа омского театра и вахтанговцы чередовали свои спектакли на сцене театра: 4 дня в неделю играли вахтанговцы, 3 – омичи. В общей сложности коллектив Московского театра имени Евгения Вахтангова работал на омской сцене 22 месяца. 20 – 26 августа 1943 года состоялись прощальные спектакли вахтанговцев, а 27 августа – последний отчётный концерт. Вахтанговцы отправились на родину, в Москву.
В 1977 году на здании Омского академического драматического театра была открыта мемориальная доска, посвященная пребыванию в Омске Московского государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
Позже Вахтанговцы приезжали на гастроли в 1991 и в 2005 году. А спустя годы театры ввели традицию обменных гастролей, которая продолжается и в наши дни. Раз в два года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова показывает свои спектакли в Омске, а Омская драма раз в два года приезжает с гастролями в Москву. В марте 2022 года в рамках празднования 200-летия Омской области Омский академический театр драмы провел гастроли на трех сценических площадках Театра им. Евг. Вахтангова.