Театр «нОга» - феномен истории высокого профессионализма

11:08 12 окт 2018

dsc_9639_0.jpg

«Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величавого отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., это отразится воспитывающе на его сознании, на его душе».

Так говорила возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан – одна из основоположниц современного танца. Айседора предугадала развитие танцевального искусства, в том числе жанра контемпорари – танца, включающего в себя самые различные направления и техники, сформированного на основе танца модерн.

Просто движения, говорила Айседора – это не танец, это лишь движения. Настоящий танец должен выражать мысли и чувства. Дело совсем не в технике, но она служит идеальным инструментом и её отточенность только подчёркивает идею послания.

Поэтому «нОга» под художественным руководством Ольги Горобчук это именно театр. Не танцевальная студия, а полноценный представитель театрального искусства. Каждый спектакль – не марафон танцевальных номеров, а сюжет, послание и продуманная история в жанре контемпорари. Возможно, история не имеет либретто. Возможно, спектакль длится всего полчаса. Но в не зависимости от длительности постановок эффект одинаков – ощущение завершённости и наполненности «информацией».

dsc_9675_0.jpg

В 2016 году Театр танца «нОга» стал номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска». В Москву исполнители поехали вместе с омским театром драмы, который с «маской» давно в тесных отношениях. Номинирование частного театра, не имеющего ни своей сцены, ни постоянной афиши, ни государственной поддержки стало большим сюрпризом для самого Омска. Многие открыли для себя «нОгу».

Чаще всего театр выступает в «Химике», были «гастроли» в Музыкальный театр. Но постоянного места жительства у «нОги» нет. Это не влияет ни на качество постановок, ни на усердие художественного руководителя Ольги Горобчук и её артистов. Феномен истории высокого профессионализма, самостоятельно выживающего и собирающего аншлаги в других городах вот уже 18 лет подряд.

Не обойдут овациями и новые постановки «IPNOSI IN RUSSO» и «ACHT», показанные на Неделе экспериментального театра. Либретто отсутствует, только посыл в зал.

dsc_9769_0.jpg

В первом спектакле пакеты для завтраков, горы бумажного мусора, красные кокошники на женских волосах, красная краска на щеках мужчин и даже красная лошадка. Эдакая Русь, но холодная, глянцевая, а потом – ласковая, сумасшедшая, откровенная и очень разная. Истории чередуются. Разные ритмы и темпы, быстрая музыка, медленные композиции. Лексика раскрытая, откровенная, ощущение, что артисты работают с какой-то ювелирной «топорностью». Если запрокинутая голова, то в агрессии или отчаянии, если взмах руки, то резкий, будто последний, если шаг, то уверенный, хоть нога и касается пола на тысячную долю секунды.

Второй спектакль «ACHT» длился всего 30 минут. Но эмоций такая короткая положительность постановки не умалила. Сцена превратилась в соты, из которых прямой линией струится свет.

dsc_9846_0.jpg

Второй спектакль динамичный, стремительный, насыщенный. Артисты молекулами отталкиваются друг от друга, чтобы через мгновение снова встретиться. Они «рассыпаются» по сцене, «обманывая» хаосом, чтобы удивить вдруг гармоничной фигурой. И тот, кто пока не участвует в танце, становится напряжённым свидетелем танца других. Что интересно, одну из мизансцен спектакля артисты танцевали в абсолютной тишине, без музыкального сопровождения. Танцевальная акапелла поставила точку в восприятии абсолютного мастерства артистов.

В качестве сценографии спектаклей «нОги» – свет. Автор партитур – Ольга Горобчук. Великолепный автор. В любом драматическом театре сценография всегда помогает режиссёру, при условии работы хорошего художника. В театре пластического танца создать гармоничную и самостоятельную сценографию ещё сложнее, ведь нужно акцентировать внимание на силуэтах, усилить визуальный эффект и создать историю. С этим художественный руководитель театра справляется безукоризненно.

Репертуар у театра есть, но дата следующего показа пока неизвестна. Всё зависит от гастрольного расписания «нОги» и наличия свободной площадки в Омске. А 1 ноября уже станет известно, насколько высоко оценили новые постановки театра эксперты «Золотой маски».

dsc_9883_0.jpg