Трагедия на все времена
В Омском государственном драматическом «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Режиссер-постановщик - Людмила Исмайлова. Художник по свету - Сергей Гаевой. Музыкальное оформление - Дмитрий Головко.
Свою последнюю пьесу "Прошлым летом в Чулимске" Александр Вампилов написал в 1971 году. Произведение было опубликовано через год, а впервые поставлено в 1974-ом - в Вильнюсском театре русской драмы. Постановку осуществил режиссер Роман Виктюк.
Изначально вариантов развития сюжета было несколько, один из которых заканчивался самоубийством Валентины. Но позднее автор отмел такой финал и оставил героиню жить. Но многие постановщики, особенно в последние десятилетия, отдают предпочтение трагическому завершению истории, случившейся в одном из райцентров Иркутской области.
Первоначально Александр Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как почти в это же время стало широко известно творение драматурга Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…», но в свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске», и после смерти автора оно стало окончательным. В 1980 году кинорежиссер Глеб Панфилов снял фильм "Валентина". В этой ленте главная героиня остается жить.
В советское время основным недостатком пьесы считалась «идейная ущербность содержания», ее называли «художественно сырой». Ныне же Александра Вампилова как драматурга ставят в один ряд с Алексеем Островским и Антоном Чеховым, а пьесу «Прошлым летом в Чулимске» по уровню драматургии приравнивают к чеховской «Чайке». Постановка «Пятого театра» еще раз доказывает, что произведение Александра Вампилова – на века.
Главная героиня Валентина, девушка 18 лет, живет в райцентре, работает в чайной подавальщицей. Она немного странная – этакий интроверт, зацикленный на постоянном ремонте палисадника (по пьесе) и обиходе зеленого газона (в омском спектакле). Художник-постановщик, он же художник по костюмам, Альберт Нестеров, осовременивает образ Валентины (арт. Вероника Крымских). Перед нами переросший подросток с блестками на лице и беспроводной гарнитурой в ушах. И только глаза, взгляд - именно тот, который задумывал Вампилов – глубоко печальный от ощущения безысходности.
Как всякой девушке ее возраста, Валентине хочется любви. Большой и чистой. А кого можно любить в Чулимске? Выбор небольшой. Бухгалтер Мечеткин (арт. Егор Лябакин) - сорокалетний холостяк, влюбившийся в аптекаршу Кашкину (арт. Олеся Шилякова), но получивший от ворот поворот - око фармацевта давно лежит на следователе Шаманове (арт. Евгений Фоминцев). Но она ему безразлична. Но не безразличной вдруг оказывается Валентина, в которой лишь ему одному удается разглядеть истинную сущность девушки. В ней он чувствует родственную душу. Сто раз прав Шаманов, когда кричит, что увезет Валентину «отсюда», что «мы уедем». Им бы и вправду уехать вместе – девчонке, обреченной на гибель в таежной глуши, и ему, искателю правды в системе правоохранительных органов, за что и оказывается «сосланным» в Чулимск.
Но, как это часто бывает, благими намерениями выстилается дорога в ад. Стареющая Кашкина зубами будет держаться за свой последний бабий шанс, идя на подлость и фактически подводя Валентину к смерти. Очень ловко сворует записку Шаманова у старого эвенка Ильи (арт. Василий Кондрашин), тем самым направив, ничего не подозревающую девушку, не на свидание с влюбленным следователем, а на танцы в соседнюю деревню.
На танцы Валентина идет вместе с Пашкой (арт. Дмитрий Исаенко). У Вампилова этот персонаж прописан как 24-летний молодой человек, приехавший погостить к матери-буфетчице (арт. Мария Долганева). Он уже отслужил в армии, живет в городе, а в Чулимске знакомится с Валей и, как бы сейчас сказали, «западает» на нее.
Пашка же в исполнении Дмитрия Исаенко напоминает олигофрена с повадками уголовника. Какая уж тут служба в армии?! Как минимум, ходка по малолетке за грабеж пивного ларька. И поэтому, совершенное им в тайге в отношении Валентины, - это не порыв страсти и не бесконтрольный инстинкт, а самое настоящее преступление, за которое в советское время давали высшую меру наказания.
Мать Пашки, буфетчица Хороших, в исполнении Марии Долганевой - это сердобольная мама, которая вроде и любит сына, но «уж лучше бы он уехал». Ситцевое платье, спортивные штаны, заправленные в шерстяные носки – типичное одеяние деревенской женщины, умотанной жизнью. Ее кредо - «был бы милый рядом». Ничего, что пьет-бьет, зато, когда трезвый – а это бывает раз в год - лучше его нету.
Центральный персонаж спектакля «Валентина» - это следователь Шаманов. Современный спортивный костюм, гаджет, кроссовки. Актер Евгений Фоминцев играет надломленного, но не сломанного человека. Не удалась карьера, не складывается личная жизнь, но в сорок лет это «еще не вечер». Интуитивно чувствуя возможность начать все сначала, Шаманов хватается за свое чувство к Валентине, как за спасительную соломинку. Но соломинка ломается.
Песни в исполнении Яна Френкеля, Михаила Шуфутинского, Аллы Пугачевой, Валентины Легкоступовой, мелодии из «Семнадцати мгновений весны» - как ниточки, тянущаяся из разных времен, сплетающихся в одно единое Время. А у каждого времени свои шамановы и свои валентины. У каждой истории свой финал.
Историю, рассказанную в «Пятом театре», завершает выстрел. Как примета времени.
Фото Олега Деркунского
Маргарита Зиангирова