Виталий Доля: «Театр начинается с вешалки, а цирк - с купеческого слова и богоугодного дела!»

17:27 20 окт 2023

whatsapp_image_2021-09-27_at_13_11_26.jpeg

Директор Омского государственного цирка Виталий Доля рассказал историю Омского цирка, который отметил свой юбилей - 125 лет!

- Виталий Викторович, расскажите с чего всё начиналось в 1898 году? Как появился Цирк в Омске?

- Первый в Сибири стационарный цирк появился в 1868 году в Иркутске. Скромное деревянное здание построил итальянский импресарио по фамилии Сулье. В 1885-м строится еще один аналогичный по архитектурным «изыскам» того времени, цирк-зверинец. Сказались и дефицит в городе других развлечений, и география – прочные торговые связи с Китаем. Частыми гостями в иркутских цирках были именно китайские артисты. В 1897 году в Царской России открылся временный цирк в Красноярске. А год спустя, в 1898-м, решением «об обязании возведения первого цирковое здание цирка-театра в Омске» принимает 19 октября Омская Городская Дума под предводительством городского головы Н.Н. Остапенко. Инициатором этого «коммерческого проекта» стал весьма неординарный екатеринбуржец, оставивший заметный след в истории Омского цирка, содержатель доходных домов, сын чиновника, купец Петр Кузьмич Сичкарев.

Многие предупреждали купца о рискованности организации данного проекта в г. Омске, но были и люди, поддерживающие «новое дело» и просили за строительство театра-цирка. Омское драматическое общество в лице директора М.Г. Бека нашло живое участие в ходатайстве о поддержке данного начинания пред Омской Городской Думой – «просит уважить его просьбу на самых льготных условиях о выделении земельного участка под строительство цирка-театра в Любиной рощи, хоть дело не сулит больших выгод и что с постройкой он может лишиться казенного процента на затраченный капитал». Поддержал идею выделения земельного участка и строительства цирка в г.Омске и депутат от духовного ведомства священник отец Алексий Серебрянников, батюшка сделавший не мало для Омска не только в духовном наставничестве, но и своеобразном заступничестве перед властями, так он просил военного министра генерал-адъютанта А.Н. Куропаткину о строительстве церкви при омском военном госпитале. Прошения и поддержка священника и его дела правильные, воплотились в жизни, с благословение батюшки появилось здание цирка-театра П.К. Сичкарева и Омская Госпитальная церковь, построенная при военном госпитале —  Скорбященская и Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Люди в Царской России, думали о малом и одновременно широко смотря в будущее на развитие родного города Омска.

Тем не менее, Петр Кузьмич Сичкарев решился на постройку и полный надежд, что Омское драматическое общество и городское самоуправление «не откажут в сочувствие и в содействие в благом начинании», настаивает на выделении ему земельного участка в аренду на 10 лет. Решением  Омской Городской Думой предписано обязать купца окончательно построить цирк-театр, при чем за пользованием за отведенный земельный участок взимать с него арендную плату в начале каждого года в размере 180 рублей в доход города.

- Виталий Викторович, сохранилось ли описание о самом здании театре-цирке того времени?

- Согласно архивным записям, в 1898 году екатеринбургский купец Петр Кузьмич Сичкарев за 20 тысяч рублей получил в аренду землю в самом центре города, в Саниковском переулке (нынешняя улица Партизанская, теперь на этом месте располагается корпус Омского педагогического университета). На участке был выстроен деревянный цирк-театр на 800 мест. Рядом был вход в Детский сад, где любила гулять публика, и отбоя от зрителей не было. Заведение скоро стали назвать «цирк Сичкарёва», или попросту «Сичкарёвка». К проекту Петр Кузьмич подошел максимально прагматично: минимум удобств, максимум прибыли. Впрочем, его можно понять: дело для Омска было новое, и коммерческого успеха никто не гарантировал. Чтобы быстрее окупить вложенные средства, П.К. Сичкарёв экономил на всём: от керосинового освещения до театральных декораций. Сцену постоянно перестраивали, превращая её то в арену, то в театральные подмостки. Здесь проходили выступления театральной труппы Долина, спектакли артистов петербургского Александринского театра. А в 1900 году в цирке прошли гастроли основателя самой знаменитой русской цирковой династии - Анатолия Дурова. Позже П.К. Сичкарёв купил проектор и начал показывать киноленты. Именно здесь омичи увидели первые сеансы кинематографа. Зимой из-за того, что помещение не отапливалось, преставления давать было невозможно.

В 1905 году, когда в городе появился новый каменный театр, и публики заметно поубавилось, в цирке выступали фокусники. Упоминается П.К. Сичкарев в сохранившимся от 19 декабря 1907 г. письме в Первое театральное агентство Е.Н. Рассохиной со сведениями о театрах и других развлечениях в г. Омске, в котором кратко обозначается «цирк-театр – полный сбор до 1000 рублей, имеется электричество». Но уже в 1905 году предприниматель и первый маклер омской биржи Илья Григорьевич Чириков строит временное, но в тоже время более удобное для зрителей и артистов здание на Казачьей площади (в районе нынешнего Казачьего рынка, в наше время на его месте стоит здание Управления Федеральной налоговой службы по Омской области). С этого момента начинается закат «Сичкаревки» – еще идут в ней внешне пышные, помпезные цирковые представления, но финансовые дела у хозяина становятся все хуже и хуже. В октябре 1908 года кончился срок аренды земли под деревянным театром-цирком, но его снос отсрочили до мая 1909 и продолжали использовать. Так, в марте 1909 года здесь организовали вербный базар - выставку дамских рукоделий, изящных работ, цветов, пасхальных яиц и кукол в пользу Омской общины сестер милосердия. После закрытия первого омского цирка купец открыл пакетное производство и магазин «Бумажный кулёк» в собственном доме на Баронской улице, сейчас ул. Октябрьская.

postanovlenie_omskoy_gorodskoy_dumy_o_predostavlenii_zemli_dlya_cirk-teatra_1.jpg

- История безусловна занимательная, возможно потомки купца живут в нашем городе, и их судьбы связанны с омским цирком?

- Нам удалось познакомиться с семьей Петра Сичкарева. Его внук Евгений Федорович Сичкарев прожил долгую жизнь. Родился в 1933 году. Выпускник автодорожного техникума, он преподавал в СПТУ-45. «Очень добрый и немногословный был наш дедушка, – вспоминает внучка Анастасия. – Это он рассказал нам, что его родной дед был известным в Омске купцом, имел несколько доходных домов. Что он построил первый в Омске цирк». У Евгения Федоровича две дочери, поэтому фамилия Сичкарев в этой родственной ветке продолжения не нашла. Но и Елена Евгеньевна, и Ольга Евгеньевна с гордостью называют себя правнучками Петра Сичкарева. Они бережно хранят старинные фото членов семьи. На одном из них – совсем молодой Петр Сичкарев. Полный планов и надежд.

Самая активная в поиске информации о корнях семьи – Анастасия Макарова. Она – праправнучка Петра Сичкарева! Ее дочка Аня сопровождала Евгения Федоровича Сичкарева в его регулярных походах в цирк, который он очень любил. Получается, что все известные нам потомки Петра Сичкарева пошли по «деловой и педагогической линиям». Вот правнучка Ольга Евгеньевна – кандидат педагогических наук, очень успешный и уважаемый педагог. Правнучка Елена Евгеньевна – инженер, бывшая заводчанка. Их дети Евгений и Анастасия выбрали менеджмент и экономику. Кстати, есть упущенный шанс найти еще одну родственную веточку Сичкаревых. Анастасия вспоминает, что Евгений Федорович рассказывал, что композитор Вячеслав Леонидович Косач, автор известного вальса «Омские улицы», много лет являющийся неофициальным гимном города, приходится ему двоюродным братом. Так что и этот символ Омска, получается, косвенно связан с зачинателем циркового дела в нем. Ведь «Сичкаревка» стала символом развития города, оставила заметный след в его истории.

omci-5.jpg