Влюбленный Достоевский. Каких женщин любил писатель?
После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу.
К наиболее значительным произведениям писателя относятся романы «великого пятикнижия». Романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» включены в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года. Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.
Но мы сегодня говорим не о величии и таланте Федора Достоевского, а о нем, как о мужчине, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из женщин стала его опорой до конца жизни.
Первой женой писателя была Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске.
В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск – маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев на квартире подполковника Беликова он познакомился с семьей Исаевых.
Глава семьи, Александр Иванович Исаев, был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкогольным напиткам. Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах – все вызывало недовольство браком у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки, умела поддерживать в обществе занимательный разговор, не давала скучать собеседникам и публике.
Осенью того же 1854 года в Семипалатинск приехал новый областной прокурор Александр Егорович Врангель, написавший впоследствии воспоминания о пребывании Достоевского в Сибири. Наблюдая за развитием отношений Фёдора Михайловича и Марии Дмитриевны, Врангель отмечал, что со стороны Исаевой было больше жалости «к несчастному, забитому судьбой человеку», чем искреннего чувства, тогда как Достоевский «влюбился со всем пылом молодости».
Летом 1855 года Александра Ивановича переводят в Кузнецк. Писатель тяжело переживает разлуку с любимой женщиной.
«Как-то вы приехали в Кузнецк, и, чего Боже сохрани, не случилось ли с вами дорогою! Я до сих пор в ужаснейшем страхе за Вас! <…> Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык».
В августе 1855 года Достоевский получает от Марии Дмитриевны печальную весть о смерти ее мужа. Она осталась одна, без родных и знакомых, без средств к существованию, с маленьким сыном на руках. Достоевский стремится помочь любимой женщине. Он просит у Врангеля деньги, пробует устроить в Кадетский корпус сына Марии – Павла.
Вскоре Достоевский приехал к Исаевой и сделал ей предложение, но Исаева призналась в любви к другому – местному учителю Николаю Борисовичу Вергунову. После мучительных объяснений с Марией Дмитриевной и Вергуновым Достоевский нашел в себе силы подавить ревность. Но довольно скоро Мария Дмитриевна написала Федору Михайловичу, что в своем новом избраннике разочаровалась, а когда они вновь встретились в Кузнецке, ответила согласием на предложение Достоевского.
6 февраля 1857 года Федора Михайловича Достоевского и Марью Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви, но счастливая семейная жизнь не сложилась. У жены оказался тяжелый нрав – ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук.
В марте 1859 года Достоевский уходит в долгожданную отставку. Семья переезжает в Тверь. Небольшая квартирка, безденежье, отсутствие модной одежды, без которой нельзя пойти в гости и выйти на улицу – все это тяготило Марию Дмитриевну. Она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству.
Только в декабре писателю разрешают вернуться в Петербург, но семейного счастья не было. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марьи Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года.
«О, друг мой, она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо. Всё расскажу Вам при свидании, - теперь же скажу только то, что, несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе (по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру), - мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла - я хоть мучился, видя (весь год) как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, - но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда ее засыпали землею. И вот уж год, а чувство всё то же, не уменьшается...»
Мария Дмитриевна стала, отчасти, прототипом Катерины Ивановны Мармеладовой, героини романа «Преступление и наказание»; Настасьи Филипповны в «Идиоте» и Катерины Ивановны в «Братьях Карамазовых». Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя.
Одно из сильнейших увлечений Достоевского в начале 60х годов – Аполлинария Прокофьевна Суслова. Суслова родилась в семье крепостного крестьянина и в деревне провела свое детство и отрочество. Это обстоятельство навсегда оставило след в ее сознании.
В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Ф. М. Достоевского, в то время — уже маститого писателя, чьи лекции имели большой успех у молодежи. На момент встречи Достоевскому было сорок, Аполлинарии Сусловой двадцать один.
Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие отношения Сусловой и Достоевского можно охарактеризовать как «любовь-ненависть». Фёдор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упрёки, требования развестись со «своей чахоточной женой».
«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».
После смерти первой жены Ф. М. Достоевский предложил Аполлинарии Сусловой выйти за него, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича.
Путешествие с Апполинарией Сусловой по Европе послужило Достоевскому материалом для романа «Игрок».
В 1864 году в редакцию журнала «Эпоха» пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом – это была Анна Васильевна Корвин-Круковская. Высока, стройная с тонкими чертами лица, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами. Дочь генерала-лейтенанта и богатого помещика она живет в витебском имении и тайно отправляет рукописи в Петербург. Вскоре они приезжают с сестрой и матерью к столичным родственникам, и там происходит знакомство с Достоевским.
В 1860-х годах Анна чуть не стала невестой писателя Федора Достоевского, после того как в 1864 г. она в тайне от семьи напечатала под псевдонимом два своих рассказа в литературном журнале Достоевского «Эпоха». Достоевский ценил и поощрял её талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями и даже был сослан на каторгу за участие в кружке Петрашевского, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму.
Говоря об Анне Корвин-Круковской, Достоевский признавался:
«Анна Васильевна — одна из лучших женщин, встреченных мною в жизни. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у неё прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но её убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым».
Со своей стороны, Анна говорила: «Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нём думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!».
Существует мнение, что Анна стала прототипом персонажа Аглаи Епанчиной в романе «Идиот».
В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.Чтобы спасти положение, по совету знакомых, Достоевский решает взять стенографистку, он обращается за помощью к знакомому профессору Ольхину, и тот рекомендует ему свою лучшую ученицу 20-летнюю Анну Григорьевну Сниткину.
За четыре недели работы над романом «Игрок» Федор Михайлович и Анна Григорьевна привыкли друг к другу.
29 октября Достоевский продиктовал Анне Григорьевне последние строки «Игрока». За 26 дней план его был осуществлен. Практически сразу писатель предложил Анне Григорьевне продолжить совместную работу, ему предстояло закончить роман «Преступление и наказание».
Достоевский переживает свое чувство спокойно. Оно ничем не напоминало его бурных страстей к Исаевой и сусловой. Сам он вскоре сообщал о своей женитьбе:
«При конце романа заметил я, что стенографистка моя меня искренне любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась».
Достоевские венчаются. Но тихая семейная жизнь не получается. Спасаясь от кредиторов и надоедливых родственников, Достоевский с молодой женой уезжают заграницу.
Переписку супруги Достоевские вели чуть ли не с первых дней знакомства, еще до супружества Федор Михайлович писал Анне Григорьевне:
«Как-то ты проводила вчерашний день? Думал тебя во сне увидеть - не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати. Прощай, милочка, до близкого свидания. Целую тысячу раз твою рученьку и губки. Твой весь, твой верный, вернейший и неизменный. Я в тебя верю и уповаю, как во всё мое будущее. Знаешь, вдали от счастья больше ценишь его. Мне теперь несравненно сильнее желается тебя обнять, чем когда-нибудь. Твой беспредельно любящий Ф. Достоевский» . 29 декабря 1866
Последнее письмо будет написано Ф. М. Достоевским своей ненаглядной жене Анечке в августе 1880 года, за несколько месяцев до смерти:
«Милый друг мой Аня, пишу тебе только несколько строк на всякий случай, У нас всё хорошо и ровно ничего особенного не произошло. Дети здоровы и ведут себя хорошо. У нас здесь очень скучно. Погода прекрасная, но холодноватая, а по ночам очень холодно. Ты поехала очень налегке. Не простудись. До свиданья, дети тебя целуют, и я тоже. Твой Ф. Достоевский».
Когда Федор Михайлович умер, Анне Григорьевне было 34 года, но замуж она больше никогда не вышла. Современники удивлялись, почему молодая вдова ставит на себе крест, отвергая поклонников. Ее спрашивали, почему она вторично не вышла замуж, а она искренно возмущалась: «Мне это казалось бы кощунством».
Она была женой гения, но не была его музой, ее образ не запечатлен в литературе. Но именно ей посвящен роман «Братья Карамазовы», именно она освещала жизнь Достоевского, организовывала его быт, стенографировала и издавала его произведения. Анна Григорьевна выпускала отельные издания романов своего мужа и постепенно стала опытной издательницей.
Она прожила большую жизнь, умерла в Крыму в июне 1918 года, одинокая, вдали от семьи и друзей, и с ней ушла из жизни последняя из женщин, которых любил Достоевский.