"Время покажет и все расставит по своим местам..."

11:21 12 дек 2024

scale_1200_5.jpeg

«Золотая Маска» - ежегодная профессиональная награда Союза театральных деятелей России, охватывающая все виды и жанры и объединяющая всю театральную Россию с 1993 года.

Ее «перезагрузка» была запущена в 2023 году, начавшись с изменения положения в части организационно-структурных вопросов. В 2024 году эта работа продолжилась.  Какие изменения ждут театральное сообщество в связи с предстоящими переменами в главной профессиональной награде Союза театральных деятелей России, своими размышлениями о них с сайтом «Культура55» делится член жюри XXXI фестиваля-конкурса «Золотая Маска», художественный руководитель Омского драматического театра «Галерка» заслуженный деятель искусств РФ Владимир Витько.


- Владимир Федорович, «Золотая Маска» появилась на свет в 1993 году. За 31 год своего существования она стала одной из самых известных наград в театральной среде не только России. Но изменилось время и стало ясно, что в прежнем виде награда не может существовать.

- Так получается. Было очень много претензий к «Золотой Маске», к ее устройству. Не знаю, чем было обусловлено, но в число золотомасочников попадали люди определенного творческого контента и устремлений. Например, наш театр никогда не заявлялся на «Золотую Маску», прекрасно понимая, что мы – не их формат. А сейчас, когда пошли перемены, то по итогу театрального сезона 2023-2024 годов мы заявили спектакль «Деньги для Марии» по повести Валентина Распутина. Для участия в конкурсе было подано 300 заявок, из которых 44 стали соискателями, мы в их числе. 

-  «Золотая Маска» объявила о составах жюри итогового фестиваля-конкурса.  Вы стали членом жюри, которое будет выбирать лауреатов премии среди претендентов в конкурсе спектаклей театров драмы и театров кукол.

- Само приглашение меня в десятку членов жюри говорит о проходящих кардинальных изменениях, потому что в театральных кругах известно и мое мировоззрение, и то, чем мы занимаемся, и как занимаемся. Смею надеяться, что и дальше все будет меняться и развиваться. Не зря же президенту пришлось говорить о том, что нужно возвращаться к традиционным ценностям, - и это на фоне того, что происходит в западных странах, с их лгбт и русофобией. Я так понимаю, что начинается оздоровление нашего общества. Понятно, что это процесс очень сложный, потому что почти  за 40 лет, начиная с перестройки, влияние либерального течения в театральной среде было сильным, и оно продолжается, к сожалению. Я не говорю, что мы вернемся в прошлое, но, возможно, откроем новую страницу в творческой жизни всей страны. 

- Вечный вопрос: нужна или не нужна цензура?

- С одной стороны – вроде и не нужна, а с другой – как остановить этот мутный поток? Даже при жесточайшей царской и советской цензурах мы читали и восхищались  Достоевским, Толстым, Чеховым, Шолоховым. Художник, зная, что его ждет цензура, был вынужден ответственно относиться к тому, что создает, что выпускает к людям. А сейчас, когда все дозволено, лиц много, а явлений мало.

- В новой редакции положения впервые указывается на обязанность учредителя премии и всех его участников следовать этическим нормам и принципам, изложенным Станиславским в труде «Этика».

- На расширенном заседании секретариата СТД России его председатель Владимир Львович Машков говорил о направлениях развития «Золотой Маски», перспективах, что надо придерживаться определенного русла и традиционных ценностей. В Положении «Золотой Маски» убраны персоналии, остаются только спектакли. Время покажет и все расставит по своим местам: годится это или не годится? Новая команда пробует, решает куда двигаться.  

Справка

Что изменилось в "Золотой Маске"?

● Количество премий в каждой из номинаций увеличивается до 5 вместо единственной.
● Также увеличивается количество возможных номинантов в каждой номинации - от 2 до 10 вместо 5. 
● Устанавливается новая специальная премия - президента фестиваля «Золотая Маска»
● Специальные премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства России» сохраняются.
●Специальные премии жюри фестиваля исключаются.
●Общее количество возможных лауреатов премии в каждом сезоне с учетом внесенных изменений не меняется и составляет 42 лауреата.

Среди критериев оценки заявленных на премию работ указано на воплощение в спектаклях традиционных духовно-нравственных ценностей.

Кроме того, в соответствии с принятыми поправками в процедуру голосования, члены экспертных советов и жюри будут голосовать конкретно - «за» или «против», а голосование в форме «воздержался» исключается. Все изменения начнут «работать» уже в новом конкурсном цикле, который стартует 1 февраля 2025 года.

«Золотая Маска» в сезоне 2023-2024 реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В этом году 471 театр заявил на премию 734 спектакля.