Врубелевцы готовятся к выставке "Редкие экспонаты"

17:49 06 фев 2024

dsc_6029_6.jpg

Свой вековой юбилей отмечает в этом году Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Этой дате омские музейщики посвящают серию выставок, рабочее название одной из которых «Редкие экспонаты». В рамках этой экспозиции зрителям будут представлены картины, которые демонстрировались очень давно или никогда не выставлялись ввиду необходимой реставрации.

Выставка адресована постоянным посетителям. Это своего рода благодарность омичам за верность музею. На выставке будут представлены произведения из 12 фондов. Сейчас в работе находятся полотна из фонда зарубежной живописи, первые экспонаты в который поступили в 1927 году. В фонде хранится около 200 произведений и на предстоящей выставке будут показаны его отреставрированные «жемчужины».

Выставка «Редкие экспонаты» начнет работать в декабре и к этому сроку реставраторы должны подготовить картины, которые годами ждали своего часа в хранилищах.

Реставрационные мастерские живописи Омского музея изобразительных искусств были организованы в 1966 году. До этого картины реставрировались московскими специалистами, которые приезжали в Омск. А первым омским специалистом в этом деле стала Валентина Андреевна Бекешева, выпускница худграфа Омского пединститута. Она прошла обучение в Москве, в Высших художественных реставрационных  мастерских им. И.Э.Грабаря. Реставрировала по 15-18 картин в месяц.

Одной из таких картин, «лечение» которой начала Валентина Андреевна, но не успела завершить, было полотно работы неизвестного художника 18 века «Несение креста». Картину отложили. И вот сейчас, в год столетия музея, реставраторы готовят «Несение креста» к показу омскому зрителю. Картина поступила в музей из Государственного музейного фонда в 20-е годы в результате национализации частных собраний.

Реставрация «Несения креста» - сложная, она поражена изъянами, которые могут привести к ее гибели. Для диагностики и выявления болевых точек используется аппарат с инфракрасным излучением, ставший  настольным у реставраторов. Недавно музей приобрел и рентгеновский прибор. В сложных ситуациях помощь музею оказывают специалисты лаборатории судебной экспертизы.

dsc_6060_1.jpg

Еще одна картина, которую реставраторы готовят на выставку редких экспонатов, - это полотно 19 века «Вид восточного города». Картина имеет неразборчивую подпись художника и красивое обрамление в виде старинной рамы, которая тоже подверглась разрушению: где-то изъяны были залеплены пластилином, где-то закрашены бронзовой краской. Это средняя категория сложности предстоящих работ. До 2023 года картина не участвовала в выставках и каталогах. Выйти из тени ей помогла экспозиция «Консерваторы и бунтари» из Санкт-Петербургского «Эрмитажа», которая работает до марта 2024 года, - а именно картина Феликса Зима «Праздник в Венеции». Произведение французского художника имеет сходство по манере написания с тем полотном, что хранится в омском музее. Установили, что Зим был очень популярным художником середины 19 века и имел множество подражателей среди коллег. Одним из них был Анри Дювье, французский живописец, работавший на рубеже 19 и 20 веков. Узнав имя художника, музейщики прочитали подпись на картине. Они совпали.

dsc_6063.jpg

И еще одно произведение, «Зимний пейзаж», автор которого, к счастью, известен: польский художник-импрессионист Юлиан Фалат. До национализации полотно принадлежало горному инженеру Николаю Подшарову. В Омске оказалось тоже в 20-е годы.

Во Врубелевском музее картина выставлялась лишь однажды: на детской выставке, посвященной зиме. Пейзаж долго хранился под стеклом, поэтому, на первый взгляд, находится в неплохом состоянии. Но реставраторы видят все изъяны: нужен новый подрамник, необходимо убрать подтеки, есть дефекты, которые в дальнейшем могут разрушить произведение. В «лечении» полотна будут использованы не только современные приборы, но и старинный чугунный утюг. Им разгладят деформации.

dsc_6067.jpg

Как отметила куратора будущей выставки Елена Реутова, в декабрьской экспозиции музейщики представят более 100 картин.

-  Особенность этой выставки такова, что каждое произведение, представленное на ней, самоценно, - пояснила Елена Реутова. – О каждой картине, о каждом предмете будет рассказано отдельно в сопроводительном тексте.

 

Маргарита Зиангирова