Врубелевский эксперимент: в музее открыли фонд открытого хранения

17:13 17 Май 2022

dsc_4820_2.jpg

Как мы уже сообщали, в Музее имени М. А. Врубеля презентовали зал открытого хранения предметов народного искусства. Это событие приурочено к Году культурного наследия народов России. Но мы решили рассказать про это выставочное пространство подробнее.

 

Как появилась идея?

Разместился фонд народного искусства открытого хранения в Центре «Эрмитаж-Сибирь». Вы заходите в здание, измеряете температуру и прямо напротив музейного магазина попадаете в новое пространство.

Это не просто зал для выставок и экспозиция не является выставкой. Здесь посетитель может не только рассмотреть экспонаты, но и узнать, как хранятся музейные экземпляры народного искусства. Такой эксперимент в Омске впервые. Ведь раньше с экспонатами можно было познакомиться только во время выставок. Но открытие Центра «Эрмитаж-Сибирь» в 2019 году позволило выйти на качественно иной уровень и представить открытое хранение этого интереснейшего раздела коллекции.

Новый фонд оборудован с учетом всех современных требований и оснащен драйверами для хранения текстиля, выдвижными мобильными сетками, деревянными шкафами и витринами, специальным световым и климатическим оборудованием.

dsc_4824_1.jpg

Дата для презентации открытого хранения коллекции народного искусства была выбрана не случайно – в канун Международного дня музеев, который отмечается 18 мая. Кроме того 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Идея была не спонтанная, а вынашивалась не один год.

«Эта истории достаточно давняя. Ещё когда разрабатывался проект Центра «Эрмитаж-Сибирь», предполагалось, что здесь будет хранилище народного искусства, которое до этого момента находилось в стенах Генерал-губернаторского дворца. Площадей у музея мало, мы не можем сделать постоянную экспозицию народного искусства, как допустим, это есть в Государственном Русском музее. Часто делать выставки народного искусства у нас тоже не получается. И как раз система открытого хранения позволяет по максимуму обеспечить доступ зрителей к этой коллекции», - рассказала директор музея им. М.А. Врубеля Фарида Буреева.

Экспонируемые предметы здесь надолго. Возможно, будет вынужденная ротация, если тот или иной предмет понадобится на запланированную выставку.

dsc_4850_1.jpg

 

Что есть посмотреть?

«Ассортимент» для изучения огромен. По скромным подсчетам в зале разместилась треть фонда народного искусства, это около 500 экспонатов, периода XVII-XX-вв. Огромную часть витринной экспозиции занимают игрушки, что будет интересно детям в первую очередь. Но и, как показывает практика, взрослый посетитель тоже с удовольствием рассматривает расписных куколок.  

«Это же так красиво! Народное искусство, как и детское творчество, самое искреннее, радостное, чистое, самое эмоциональное. Какой-то секрет кроется в народном искусстве», - отмечает Фарида Буреева.

Музей демонстрирует потрясающее многообразие народный игрушки из разных материалов и из разных регионов. Например, часть витрины посвящена Богородской игрушке. С 7 лет мальчик получал нож, который разрешал ему резать из дерева  Богородскую игрушку. Вырезать – было делом мужским, а расписывать – женским. В другой стороне в сочных передниках глядят на нас матрешки, расписанные в Волховской и Семеновской традициях. Не одна, не две, а целые ряды ярких дам. На обычной выставке ограничились бы двумя-тремя матрешками, а так как это открытое хранение, соответственно, расстановка очень плотная.

dsc_4900_1.jpg

В другой витрине любимая зрителями Дымковская, Каргапольская и Филимоновская игрушки из глины. Они узнаваемы своими жёлтыми, зелеными, красными цветами и полосками.

Среди этого многообразия есть контент и для взрослых. Конечно, любой ребёнок хотел бы получить свистульку и радоваться. А взрослый человек того времени с радостью бы принял в подарок более серьезные предметы из керамики. Например, роскошные изумрудные сосуды в виде баранов. Такие емкости предполагалось использовать под спиртные напитки. К сожалению, до наших дней не дошли специальные керамические пробочки. Судя по всему, они попросту разбивались в обиходе.

С большим удовольствием посетители встретят знакомые предметы быта, которые, возможно, у кого-то остались в домашней коллекции. Это массивные комоды начала ХХ века. Это расписные подносы, доставшиеся от наших пробабушек. Это подстаканники, графины и шкатулки. Есть здесь витрина и для прекрасной половины посетителей. Стильный костюм, элегантные шляпки, хрупкие веера, кожаные сумочки, клатчи. Что интересно, первые зрители отметили, что мода возвращается и пару экспонатов можно смело забирать в пользование.

Есть тут и хранитель Центра «Эрмитаж-Сибирь» – котик Музеус и его семья. Усатый красавчик, созданный мастером Дмитрием Герценым, уже стал символом музея и теперь с ним может познакомиться каждый желающий. А когда в конце лета закончится выставка «Из джунглей на опушку» во Врубелевском корпусе семья Музеуса присоединиться к своему лидеру.

dsc_4853_1.jpg

 

Особенности хранения

Вопрос этот очень сложный. Ведь в зале представлены экспонаты из самых разных материалов. Дерево, керамика, металл, ткани, солома, кожа – все требует тщательного подхода к сохранности предметов.  

«При комплексном хранении нужно соблюдать условия по температурному режиму – это от 17 до 24 градусов, по влажности – 50%, плюс-минус 5%. Также здесь очень строго со световым режимом. На окнах специальные роллеты, чтобы в помещение не попадал прямой солнечный свет, который может навредить любимому материалу», - рассказала хранитель Светлана Ашаева.

Самая сложная история с текстилем. Ткань это материал хрупкий и только силами музея мы до сих пор видим предметы из текстиля. Идеальное хранение для такого вида экспонатов – горизонтальное. И на одной из витрин мы видим, как бережно предметы уложены в специальные коробочки. А если открыть шкафчик для хранения,  то хранитель покажет, что ручники и полотенца хранятся в слоях специальной бумаги – в свернутом виде, чтобы не было заломов.

Хранение вееров допустимо как в раскрытом виде, так и в закрытом виде. Но некоторые веера уже прожили так долго и пришли в такое плачевное состояние, что складывать их уже нельзя. Музейщики оставляют их раскрытыми, что только на плюс нам – посетителям. Но ещё мы можем отметить, как бережно уложен закрытый веер или зонт.

dsc_4873_0.jpg

Каждый экспонат раз в полгода проходит официальный реставрационный осмотр. Во время этой процедуры специалисты «тревожат» предметы, чтобы понять – нужны ли им операционные вмешательства.

Витрины в зале открытого хранения оборудованы микроклиматом, самое помещение – тоже, а музейщики осуществляют полный контроль над получаемыми данными. В этом им помогают логгеры температуры и влажности. Один из них расположен на стене у входа. Он онлайн передает информацию о климате в помещении. С любой точки музея и даже из соседнего здания климатолог получает необходимые данные.  Есть маленькие логгеры, которые помещаются в шкафы, эти данные передаются примерно раз в месяц. Кроме того, штатный климатолог музея несколько раз в неделю проверяет специальными приборами, насколько режим соответствует нормам.

Строгий контроль обеспечивает экспонатам фондов музея им. М.А. Врубеля полную сохранность предметов.

dsc_4831_1.jpg