Врубелевский эксперимент: в музее открыли фонд открытого хранения
Как мы уже сообщали, в Музее имени М. А. Врубеля презентовали зал открытого хранения предметов народного искусства. Это событие приурочено к Году культурного наследия народов России. Но мы решили рассказать про это выставочное пространство подробнее.
Как появилась идея?
Разместился фонд народного искусства открытого хранения в Центре «Эрмитаж-Сибирь». Вы заходите в здание, измеряете температуру и прямо напротив музейного магазина попадаете в новое пространство.
Это не просто зал для выставок и экспозиция не является выставкой. Здесь посетитель может не только рассмотреть экспонаты, но и узнать, как хранятся музейные экземпляры народного искусства. Такой эксперимент в Омске впервые. Ведь раньше с экспонатами можно было познакомиться только во время выставок. Но открытие Центра «Эрмитаж-Сибирь» в 2019 году позволило выйти на качественно иной уровень и представить открытое хранение этого интереснейшего раздела коллекции.
Новый фонд оборудован с учетом всех современных требований и оснащен драйверами для хранения текстиля, выдвижными мобильными сетками, деревянными шкафами и витринами, специальным световым и климатическим оборудованием.
Дата для презентации открытого хранения коллекции народного искусства была выбрана не случайно – в канун Международного дня музеев, который отмечается 18 мая. Кроме того 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Идея была не спонтанная, а вынашивалась не один год.
«Эта истории достаточно давняя. Ещё когда разрабатывался проект Центра «Эрмитаж-Сибирь», предполагалось, что здесь будет хранилище народного искусства, которое до этого момента находилось в стенах Генерал-губернаторского дворца. Площадей у музея мало, мы не можем сделать постоянную экспозицию народного искусства, как допустим, это есть в Государственном Русском музее. Часто делать выставки народного искусства у нас тоже не получается. И как раз система открытого хранения позволяет по максимуму обеспечить доступ зрителей к этой коллекции», - рассказала директор музея им. М.А. Врубеля Фарида Буреева.
Экспонируемые предметы здесь надолго. Возможно, будет вынужденная ротация, если тот или иной предмет понадобится на запланированную выставку.
Что есть посмотреть?
«Ассортимент» для изучения огромен. По скромным подсчетам в зале разместилась треть фонда народного искусства, это около 500 экспонатов, периода XVII-XX-вв. Огромную часть витринной экспозиции занимают игрушки, что будет интересно детям в первую очередь. Но и, как показывает практика, взрослый посетитель тоже с удовольствием рассматривает расписных куколок.
«Это же так красиво! Народное искусство, как и детское творчество, самое искреннее, радостное, чистое, самое эмоциональное. Какой-то секрет кроется в народном искусстве», - отмечает Фарида Буреева.
Музей демонстрирует потрясающее многообразие народный игрушки из разных материалов и из разных регионов. Например, часть витрины посвящена Богородской игрушке. С 7 лет мальчик получал нож, который разрешал ему резать из дерева Богородскую игрушку. Вырезать – было делом мужским, а расписывать – женским. В другой стороне в сочных передниках глядят на нас матрешки, расписанные в Волховской и Семеновской традициях. Не одна, не две, а целые ряды ярких дам. На обычной выставке ограничились бы двумя-тремя матрешками, а так как это открытое хранение, соответственно, расстановка очень плотная.
В другой витрине любимая зрителями Дымковская, Каргапольская и Филимоновская игрушки из глины. Они узнаваемы своими жёлтыми, зелеными, красными цветами и полосками.
Среди этого многообразия есть контент и для взрослых. Конечно, любой ребёнок хотел бы получить свистульку и радоваться. А взрослый человек того времени с радостью бы принял в подарок более серьезные предметы из керамики. Например, роскошные изумрудные сосуды в виде баранов. Такие емкости предполагалось использовать под спиртные напитки. К сожалению, до наших дней не дошли специальные керамические пробочки. Судя по всему, они попросту разбивались в обиходе.
С большим удовольствием посетители встретят знакомые предметы быта, которые, возможно, у кого-то остались в домашней коллекции. Это массивные комоды начала ХХ века. Это расписные подносы, доставшиеся от наших пробабушек. Это подстаканники, графины и шкатулки. Есть здесь витрина и для прекрасной половины посетителей. Стильный костюм, элегантные шляпки, хрупкие веера, кожаные сумочки, клатчи. Что интересно, первые зрители отметили, что мода возвращается и пару экспонатов можно смело забирать в пользование.
Есть тут и хранитель Центра «Эрмитаж-Сибирь» – котик Музеус и его семья. Усатый красавчик, созданный мастером Дмитрием Герценым, уже стал символом музея и теперь с ним может познакомиться каждый желающий. А когда в конце лета закончится выставка «Из джунглей на опушку» во Врубелевском корпусе семья Музеуса присоединиться к своему лидеру.
Особенности хранения
Вопрос этот очень сложный. Ведь в зале представлены экспонаты из самых разных материалов. Дерево, керамика, металл, ткани, солома, кожа – все требует тщательного подхода к сохранности предметов.
«При комплексном хранении нужно соблюдать условия по температурному режиму – это от 17 до 24 градусов, по влажности – 50%, плюс-минус 5%. Также здесь очень строго со световым режимом. На окнах специальные роллеты, чтобы в помещение не попадал прямой солнечный свет, который может навредить любимому материалу», - рассказала хранитель Светлана Ашаева.
Самая сложная история с текстилем. Ткань это материал хрупкий и только силами музея мы до сих пор видим предметы из текстиля. Идеальное хранение для такого вида экспонатов – горизонтальное. И на одной из витрин мы видим, как бережно предметы уложены в специальные коробочки. А если открыть шкафчик для хранения, то хранитель покажет, что ручники и полотенца хранятся в слоях специальной бумаги – в свернутом виде, чтобы не было заломов.
Хранение вееров допустимо как в раскрытом виде, так и в закрытом виде. Но некоторые веера уже прожили так долго и пришли в такое плачевное состояние, что складывать их уже нельзя. Музейщики оставляют их раскрытыми, что только на плюс нам – посетителям. Но ещё мы можем отметить, как бережно уложен закрытый веер или зонт.
Каждый экспонат раз в полгода проходит официальный реставрационный осмотр. Во время этой процедуры специалисты «тревожат» предметы, чтобы понять – нужны ли им операционные вмешательства.
Витрины в зале открытого хранения оборудованы микроклиматом, самое помещение – тоже, а музейщики осуществляют полный контроль над получаемыми данными. В этом им помогают логгеры температуры и влажности. Один из них расположен на стене у входа. Он онлайн передает информацию о климате в помещении. С любой точки музея и даже из соседнего здания климатолог получает необходимые данные. Есть маленькие логгеры, которые помещаются в шкафы, эти данные передаются примерно раз в месяц. Кроме того, штатный климатолог музея несколько раз в неделю проверяет специальными приборами, насколько режим соответствует нормам.
Строгий контроль обеспечивает экспонатам фондов музея им. М.А. Врубеля полную сохранность предметов.