«Все совпадения случайны, а персонажи вымышлены»
В Омском государственном драматическом «Пятом театре» состоялась премьера мистической комедии «Хлестаков.PS». Это авторский спектакль по классической пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» режиссера из Санкт-Петербурга Антона Коваленко. Возрастная рекомендация – 16+. Хочется предупредить зрителей: на всё это нужно обратить при приобретении билета. Ведь эта постановка, прежде всего, для тех, кто любит вольные современные переосмысления классических текстов, любит криминальные или мистические истории, атмосферу безумных вечеринок c алкоголем, развратом и боями без правил (они занимают большое место в структуре этой постановки, и для кого-то будут излишне монотонными). В программке спектакля значится «Все совпадения случайны, и персонажи вымышлены». И здесь подразумевается не только совпадения с реальной жизнью, но и с героями пьесы Гоголя.
В спектакле перед нами, в общем-то, другие персонажи. И здесь дело не просто в переносе времени действия в наши дни, когда Антон Антонович Сквозник-Дмухановский стал мэром (арт. Евгений Фоминцев), которому приснились не просто крысы, а киллер. Вся расстановка персонажей в постановке оригинальна. Поэтому рекомендуется перед началом просмотра приобрести программку спектакля, чтобы легче было ориентироваться в этом новом мире. Тогда вас не будет так сильно удивлять, почему жена мэра активно интересуется Осипом, ведь здесь он отнюдь не слуга Хлестакова, а его компаньон и доверенное лицо. А Добчинский и Бобчинский вовсе не городские помещики, а приживалы – слуги в доме мэра (весьма артистичные натуры), этакие шоумены, чей хит - композиция группы «25/17» «Город, которого нет». Этот мир, прежде всего, страдает от скуки, поэтому Хлестаков здесь долгожданный герой. И герой Станислава Горенбахера инфернален и зловещ, порой напоминает самого Дракулу, и ему, наконец, оригинальностью удается завоевать сердце любимой дочери мэра Марьи Антоновны (арт. Алена Федорова). А быть фитюлькой он делегировал кукле, которая, если судить по костюму, скорее не его двойник, а двойник-чиновников этого города.
Многое в этом спектакле напоминает о шоу-бизнесе: цитаты эротических поп-звезд, зооморфные головы египетских божеств (ведь все запомнят, что ревизор приехал на Василия Египтянина), светящийся сфинкс, абстрактные сценографический конструкции, напоминающие монументальную кладку египетских пирамид. Перед нами словно идет ироническая игра: если Москва – Третий Рим, то Санкт-Петербург – это новые Фивы. Или город притягательных грехов. Или «город, которого нет». «А в этом мире нет стены между живыми и мертвыми». И герои спектакля с их выбеленными лицами и кажутся мертвецами, собирающимися на свои тризны.
И хотя режиссер заявил, что его спектакль комедия, но как поется в композиции группы «25/17»: «Ведь люди плачут, плачут, им тут не до смеха». И мэра у Антона Коваленко ждет трагическая расплата. Чтобы понять, что же всё-таки произошло с Антоном Антоновичем в исполнении Евгения Фоминцева (убийство, самоубийство или сердце не выдержало), наверное, нужно пересмотреть постановку.
Этот неожиданный зрелищный спектакль, наверняка, найдет своих поклонников, хотя понравится далеко не всем. Но «Пятый» честно предупреждает своего будущего зрителя: «Все совпадения случайны, и персонажи вымышлены».
Анастасия Толмачева, главный специалист Омского отделения СТД РФ