Задел на будущее: Молодой режиссёр показал перспективный эскиз в Омском ТЮЗе

11:05 20 ноя 2018

Лесосибирск в два раза больше Тары, но всё равно город малый. Театрам в малых городах приходится сложно. Если не «выстрелить» на фестивалях, то Россия и не заметит, что где-то «в глубинке» небольшая труппа пишет историю. Тарский театр имени Ульянова засветился и в лонг-листе «Золотой маски» и на многих фестивалях. Лесосибирск не отстаёт и в том числе так же может по праву гордиться молодыми талантами. К примеру, совсем недавно главным режиссёром Лесосибирского городского драматического театра «Поиск» стал молодой режиссер из Санкт-Петербурга, выпускник Российского государственного института сценических искусств Олег Христолюбский. На минувших выходных Омск познакомился с молодым режиссёром на ТЮЗовском фестивале «Новое время».  

Фестиваль шёл три дня. За это время прошло три мастер-класса, встреча с северными ездовыми собаками, выступление группы «Supreme Sorrow», выставка современной живописи и пять эскизов спектаклей. Одна из постановок особо приглянулась потенциальному зрителю – «Мой папа – птиц» (12+) по одноимённой пьесе Дэвида Алмонда*. Автор эскиза – Олег Христолюбский (Санкт-Петербург/Лесосибирск).  

Показ прошёл в декорационном цехе. Цеховая обстановка вместо просто интересной оказалась как нельзя более подходящей. По итогам стало ясно, что эскиз требует продолжения, зритель высказал неподдельный интерес к истории.

jy85t2vilhg.jpg

В центре внимания глава семейства (Тимофей Греков). Он потерял любимую жену, впал в депрессию, перестал работать и вдруг нашёл себе отдушину – стал птицем. Точнее уверился, что он птиц. О нём заботится дочка-школьница Лиззи, которая переживает за папу и, в конце концов, решает его поддержать.  

История, когда родитель и ребёнок меняются местами, а дочка утром поднимает папу с постели, смотрится одновременно и комично и печально. Девочка (Мария Овчинникова) переживает за отца и даже прогуливает школу, чтобы за ним уследить. Но мы сразу сталкивается с доброй стороной истории. Папа не просто уходит в свою птичью жизнь, он пытается поделиться ею с дочерью, рассказывая о радостях и достижениях. Ведь если папа так счастлив, почему бы и Лиззи не поверить в это счастье.  

Сюжет прекрасен. Зритель посетовал, что сделан только первый акт, ибо уже в рамках эскиза хочется увидеть продолжение. И дело не только в добром и интереснейшем сюжете, но и в новых красках для омского ТЮЗа.  

Отдельная история эскиза – его оформление и фактура, от которой, невооружённым взглядом видно, получают удовольствие сами артисты. У Лиззи и её отца белые лица и очерченными темными веками. Атмосфера эскиза напоминает сразу несколько фильмов и обязательно на ум придёт американский режиссёр Тим Бёртон. Декорации, несмотря на несценическое пространство (хотя, как известно, любое пространство может служить сценой) и формат наброска спектакля, уже раскрывают интересные задумки режиссёра. На деревянном полу болты с привязанными к ним гелиевыми красными шарами. Возможно, болты просто попались под руку в качестве якорей для шаров, но выглядело это эксклюзивной задумкой.  

xaefkgz3dca_0.jpg

Другой классной деталью стала болгарка, с помощью которой папа-птиц делает себе «обмундирование» для полётов. Выглядит очень здорово – цех, деревянный пол и Тимофей Греков в старом халате, белой майке и взъерошенными волосами, а от грохочущего инструмента летят искры. Даже эскизная сцена получилась сочной и кинематографической.  

Несмотря на короткий срок, Олег Христолюбский успел сделать рисунок к каждому персонажу. Возбуждённый от конкурса летунов Тимофей Греков – порхающий по сцене и заставляющий зрителя следить за его юркими пробежками. Его названая дочь Мария Овчинникова – перспективная молодая актриса, чьё мастерство растёт с каждым спектаклем. Чувствуется, что Мария очень плодотворно работает над собой.  

Дмитрия Керна только недавно оторвали от ролей принцев и прочих сладких мальчиков, что пошло только на пользу актёру. После несостоявшегося спектакля «Гамлет» Дмитрий Керн заметно возмужал и научился привлекать режиссёром своим новым характером. Харизматичным негодяем Керн выглядит в спектакле «Возвращение домой», а в эскизе «Мой папа – птиц» Олег Христолюбский увидел в актёре персонажа, объявляющего конкурс летунов. С улыбкой Джокера, в красных перчатках, с атласным кровавым платком на шее, бархатном жилете и темном пиджаке герой Мистер Пуп становится ярким пятном истории. И если в рассказе этот персонаж – кругленький господин, облизывающий карандаш, то стройный и даже изящный (благодаря костюму) образ Керна выглядит поистине зловещим. Особой остроты добавляют бинты на глазах Пупа и завлекающие, плетущие паутину, движения.   

Немного предсказуемым стал образ тётушки Лиззи. На сцену стремительно вышла София Федоровская в образе будто бы британской актрисы Хелены Бонем Картер. Замысловатая причёска, превращающая волосы в хаос, черная юбка, широкие рукава и размахивающая рука с мундштуком. Федоровская вместе с собой вытащила на сцену мюзикл Суини Тодд (даже мука пошла в ход на деревянном столе), что выглядит, конечно, очень вкусно, но слишком шаблонно. Впрочем, режиссёр пояснил, что шаблонности досталось место лишь от нехватки времени на постановку. А, безусловно, образ Картер, ввиду всей картинки эскиза, напрашивался на рисунок героини.  

wnwnshpj3de.jpg

Напомним, что Арт-фестиваль «Новое время» впервые прошёл в прошлом году. По итогам фестиваля в репертуар ТЮЗа вошло три спектакля «Дневник Евы» (режиссёры Олег и Лариса Чичко), «У ковчега в восемь» (режиссёр Тимофей Греков) и «Возвращение домой» (режиссёр Максим Пешин). Хочется надеяться, что эскиз «Мой папа – птиц» также перерастёт в полноценную постановку. Уже сейчас ясно, что задумка молодого и талантливого режиссёра привлечёт в омский ТЮЗ новую волну зрителя и освежит ныне существующий репертуар.  

*Дэвид Алмонд известен во всем мире: он лауреат Международной премии Андерсена («Нобелевки» детской литературы) и престижных британских литературных премий, а главное — он автор повестей и пьес для детей и подростков, написанных в уникальном жанре магического реализма.

Автор: Ирина Чернышева.