Зара Демидова: «Мы здесь, мы живем, мы существуем… благодаря зрительской любви»

12:19 13 июл 2021

zara_glavnaya.jpg

С 20 августа в Омске стартует новый театральный фестиваль «Еще один» (от 16+ до 18+), организаторами которого выступил омский «Центр современной драматургии».

Инициаторам первого в Омске фестиваля независимых театров стала художественный руководитель «Центра современной драматургии» и известный российский драматург Светлана Баженова. Согласно афише фестиваля, в Омск приедут независимые театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Воронежа. Среди гостей — известный столичный театр «Театр.doc» с постановкой «Длань Господня».

Запланирована и образовательная программа. В Омск приедет театральный режиссер Борис Павлович, он проведет для артистов мастер-классы и лекции. Пластический мастер-класс проведет художественный руководитель и режиссер театра «ЧелоВЕК» Игорь Григурко. Также среди специальных гостей — театральный критик Кристина Матвиенко и заместитель директора Московского драматического театра имени Пушкина Елена Симурзина.

Все расходы на проведение фестиваля взял на себя «ЦСД». Как проходит подготовка к фестивалю «Еще один», как выбирались постановки, и какая смелость понадобилась, чтобы организовать масштабное событие своими руками рассказала актриса и организатор фестиваля Зара Демидова.

 

Как выбирались спектакли для афиши?

Что касается спектакля «Длань Господня», я лично написала Юрию Муравицкому насчет этой постановки и он сразу согласился.. Про другие спектакли – мы предлагали другим театрам сделать выбор самостоятельно. Мол, привезите то, что считаете своей визитной карточкой, что определяет ваш театр, какой у него месседж, какой путь.

Почему фестиваль получил название «ещё один»?

Потому что независимый театр всегда стоит как контрапункт всем театрам города. Есть театры государственные, а есть «еще один театр». И участники фестиваля они тоже «еще одни» в своих городах. Особенно это показала пандемия – у каких-то учреждений была поддержка, а были «еще одни», которые пытались выжить. По нам всем ужасно ударил коронавирус. И нам хочется показать – смотрите, мы здесь, мы живем, мы существуем, благодаря зрительской любви. И эти «еще одни» театры участвуют в еще одном фестивале. Может он кому-то и не нужен, но нам необходим. Нам важно показать нашему зрителю, что мы не одним такие.

Каждый наш участник самобытен. У них своя культура поведения, свое взаимодействие со зрителем. Тот же ЦСД-Екатеринбург это абсолютно другой театр, он отличается от нас во всем – в концепте, театральной политике, творческом направлении. И, мне кажется, в этом и радость. Есть драматические театры со своим немного похожим репертуаром, и это замечательно. А есть независимые театры, которые совершенно разные. 

Август – рискованный месяц, как и любой летний месяц. Кто-то уезжает, кто-то занят подготовкой детей к школе.

С другой стороны, сейчас сильно куда-то не уедешь. Ты проводишь лето в Омске, а тут такое классное культурное событие. Конечно, мы планируем театральные творческие встречи на нашей террасе после показов. Театральные тусовки привлекают внимание людей. Ты посмотрел спектакль, а потом можешь остаться и чудесно провести время в хорошей компании.

Какое открытие планируется?

Скорее всего, у нас на веранде или сразу на сцене. Хотим пригласить всех партнеров фестиваля, и конечно министра культура Омской области Юрия Трофимова. Для нас важно, чтобы он был на открытии.

Возможно неудобный вопрос. Этот фестиваль – идея Светы Баженовой. Сейчас она отошла от подготовки к фестивалю?

Именно Света начала вести все переговоры, я просто подхватила этот процесс. Но все благодаря ей. Света отошла от дел ЦСД по своим личным причинам и нашим общим театральным, которые не надо озвучивать вслух. Но мы не расстались, мы друзья и я очень надеюсь, что она приедет на фестиваль. Светлана Баженова – известный драматург, у нее много работы и театр её отвлекал. Это был хороший честный развод без претензий. Мы ее очень любим, мы ее всегда ждем. Следующий наш спектакль будет поставлен по ее пьесе-лекции «Руслан и Людмила». Мы подали заявку на грант Михаила Прохорова и даже если его не возьмем, спектакль будет – премьера в ноябре.

А до этого? В начале сезона вы выпустили три премьеры и с тех пор тишина.  

У нас очень большой репертуар, который не видело ещё много людей. Подъем продаж говорит о том, что есть спрос. Но у нас нет бюджета, нет средств даже на рекламу, поэтому мы приводим в порядок имеющиеся спектакли, поднимаем их уровень. Нам нужно создать прочный фундамент, чтобы двигаться дальше. Мы устали в гонке премьер, которую сами себе устроили. Сейчас выдыхаем и тратим силы на фестиваль. Так как над нами никто не стоит, можем себе это позволить.

Я помню, что вы так и планировали, пару лет выпускать премьеры, а потом шлифовать наработанное.

Да, так и получилось. Наши спектакли стали сильнее, они в тонусе, у нас есть вводы, и они нас радуют. Мы можем себе позволить на них потратить много времени. ЦСД продолжает приглашать артистов других театров, спектакли обновляются, заново оживают. Мы в ЦСД все по любви, люди сами решают быть здесь.

yn-ynyso2ps.jpg

Тебе, Заре Демидовой, зачем нужен фестиваль «Еще один»?

Во-первых, мастер-классы. Это опыт, практика. Во-вторых, ЦСД всегда позиционировал себя как пространство для других творческих единиц – артистов, режиссеров, художников, музыкантов. Нам нравится получать опыт и делиться опытом. Весь город мы уже охватили, мы работали со всеми. И теперь очень хочется познакомиться с иногородними театрами. Лично мне важно знать, что я не одна такая – с факелом наперевес делаю театр. В пандемию вообще казалось, что ты один и никому не нужен. На самом деле это не так.

Примерный бюджет фестиваля – 1,8 млн.рублей. На что он пойдет?

Мы оплачиваем все, у театров сейчас нет денег. Поэтому мы усиленно ищем средства, чтоб всех привезти – это дорога, привоз декораций, питание, проживание. А спикерам оплачиваются гонорары. Планируем выйти в ноль. Конечно, хотелось бы заработать, но надо смотреть более реалистично.

Зачем приезжают критики? У вас же не конкурсный фестиваль.

Критиков мы приглашаем для зрителей. Потому что наши зрители привыкли, что после спектаклей идет обсуждение. Всем очень интересно профессиональное мнение, его важно услышать. Критики говорят намного лучше, люди на это специально учились. После каждого показа эксперты будут говорить.

Если все пройдет удачно, планируется следующий фестиваль?

Пока планируем. Но сейчас невозможно сказать однозначно.

На твой взгляд, как выжили частные театры в период пандемии?

Многие собирали донаты, предлагали что-то взамен. Мы вкалывали на других работах, чтобы работать в театре бесплатно. Мы решили, что хотим сохранить ЦСД, поэтому утром и днем занимались заработком, потом шли сюда, репетировали. Мы не видели семьи, друзей, родственников. И нас очень поддерживали наши зрители.  Я не знаю, есть ли еще где то такие зрители, как у нас. Первые средства, полученные на наш фестиваль, были от зрителей – через 20 минут после старта краудфандинга. Спасибо им. Наверно они не представляют, насколько мы им благодарны.

Последний вопрос – в Омске не слишком много фестивалей?

Спрос рождает предложение. Все гармонично. Есть фестиваль молодых театров, театров кукол, академических и теперь независимых.