Жан-Пьер Стайверс: «Российские слушатели любят и понимают органную музыку»

15:53 18 фев 2025

dsc_9024.jpg

Жан-Пьер Стайверс — выдающийся нидерландский органист, пианист и исполнитель духовной музыки, один из самых востребованных музыкантов, гастролирующих по всему миру. Первый приезд исполнителя в Россию состоялся в 1999 году. За органом «Ригер-Клосс» музыкант выступает не впервые – 17 февраля в очередной раз маэстро исполнил свою программу в Органном зале Омской филармонии.

– Омск Вам уже знаком: первый приезд состоялся в 2002 году, после Вы приезжали к нам еще несколько раз. Каковы впечатления от Омска тогда и сейчас?

– Да, в Омске я не впервые и мне очень нравится этот город. Мы были здесь и вместе с супругой (прим.: в дуэте вместе со своей супругой Хироко Иноуэ, завершив V Сибирский международный фестиваль органной музыки, Жан-Пьер Стайверс выступил в Омске в 2011 году). Я прибыл два дня назад, поселился в отеле, отдыхал и на данный момент успел сходить только в церковь рядом с отелем и еще раз познакомиться с Органным залом, в котором я выступаю. А он великолепен! Увидеть достопримечательности города у меня пока не было возможности. Но что-то осталось в памяти, благодаря прошлым визитам. Омск – большой город, трудно все успеть.

– Вы много гастролируете по России. Есть ли отличие в восприятии органной музыки, скажем, в Центральной части – Москве и Сибири?

– Единственное отличие Сибири, которое я пока вижу и чувствую – очень холодно. Я был в разных городах, совсем недавно во Владивостоке. Все российские слушатели вовлечены в музыку, очень ее любят и понимают, в частности, органную. Я чувствую, что она трогает их сердца и души. Мне отрадно видеть полные залы, потому что собрать полный зал почитателей и любителей органной музыки в других странах – непростая задача.

dsc_9007333_1.jpg

– Почему? Интерес к органной музыке слабеет?

– Все органы в Европе находятся в церквях, куда приходит все меньше и меньше людей, а значит и орган слышат все меньше. Я работаю в католической церкви, и наблюдаю за тем, как посетителей остается не так много. Однако в России интерес к органной музыке растет. Особенно в залах много детей, которые приходят со своими родителями, на концерты распродаются все билеты. В то время как в Нидерландах, например, на подобные музыкальные программы в основном приходят только пожилые люди.

dsc_9011.jpg

– Услышав органную музыку впервые, можно полюбить ее сразу и навсегда или к ней нужно прийти?

– Органная музыка – мощная и эмоциональная: чтобы ее понимать, ее нужно изучать так же, как и фортепианную, например. Многие музыканты, написавшие музыку для органа, создали в ней свой язык, который чтобы постичь в полной мере, нужно учить. Не думаю, что для того, чтобы понять и принять орган нужно больше усилий, чем в случае с любой другой музыкой.

Я считаю, есть два типа людей, которые приходят послушать орган: первые – просто слушают и решают, нравится она им или нет, приходить им во второй раз или не стоит. Второй – это те, кто вникает, изучает ее историю.

Можно об этом сказать по-другому: я очень люблю русские романсы. Но слов я не понимаю, потому что не знаю языка. Недавно я слушал романсы китайского музыканта, но понял тоже очень мало. Так же и с музыкой – если ты понимаешь полностью слова, то есть, знаешь язык, то ты больше проникаешься ею.

dsc_9014_0.jpg

– В названии Вашей программы «Мистерии, чаконы и B.A.C.H.», слово «B.A.C.H.» выгладит как аббревиатура. Что в нем зашифровано?

– Да, в слове «B.A.C.H.» зашифрованы ноты. «В» – это си-бемоль и так далее. Это шифр  определенного ритма. И сегодня в музыке австрийского композитора, которую я буду исполнять, можно услышать эти ноты, эту мелодию.

Ни один мой концерт не обходится без этого имени Иоганна Себастьяна Баха. Сегодня я буду играть его «Чакону». Многие не знают историю этого произведения: на самом деле оно было написано для скрипок. Однажды композитор отправился в очень долгое путешествие и когда вернулся домой, обнаружил, что его супруга скончалась и уже погребена. Это произведение – некий реквием по жене музыканта. Еще я исполню музыку Яна Ван Эйка, Сергея Рахманинова, которого мы с моей супругой Иноки очень любим, и Сезара Франка.

dsc_9038_0.jpg

P.S.: 17 февраля Жан-Пьер Стайверс исполнил свою программу «Мистерии, чаконы и B.A.C.H.». 

Я слушала репетицию в Органном зале и наблюдала за подготовкой к концерту. В том, что музыка – возможность понимать друг друга без слов, уже вряд ли когда-либо усомнишься. Ассистентка Ж.-П. Стайверса Елена Орлова начала «деловое» общение с музыкантом с помощью переводчика Натальи, но спустя пару минут, Елена и маэстро понимали друг друга, говоря на разных языках: вопрос на русском – ответ на английском и наоборот, кратко, мало жестикулируя и улыбаясь друг другу. Возможно, это была всего лишь профессиональная коммуникация, когда понятно должно быть по определению, но со стороны казалось, что язык музыки в переводе с любого языка мира не нуждается.

А по залу плыла музыка Микаэла Таривердиева из песни «Кто тебя выдумал, звездная страна…» в исполнении Жана-Пьера Стайверса.

Автор Ирина Мухамадеева